Вчера поинтересовался у ребёнка о том, как у него делах в школе. И в ходе разговора выяснилось, что в их классе есть специальная тетрадь, в которой любой ученик может сделать запись о плохом поведении своего одноклассника.
Критерии плохого поведения следующие:
- бег по классу или по коридору школы;
- громкий крик;
- драка;
- нецензурная брань;
- другие, выходящие за рамки приличия, шалости.
С одной стороны, это всё выглядит как благое намерение: приучить маленьких членов общества к определённым нормам поведения. Но с другой стороны, это же чистой воды стукачество, которым учитель компенсирует свою лень при работе с учениками.
Кто-то скажет, что "стукач" — это тюремный жаргон, а мы воспитываем законопослушных людей и нет ничего плохого в том, что один ученик донесёт на другого. В конце концов, нарушителя порядка накажут, а другим это послужит уроком.
Так-то оно так... Но как в этой ситуации нарушитель будет относиться к доносчику? А как остальной коллектив класса? Не думаю, что к такому ученику все отнесутся с понимаем. В самом худшем случае доносчик может стать изгоем. И вина в этом будет лежать на том, кто затеял всю эту игру — на нерадивом учителе.
Не знаю, как вам, но мне с раннего детства говорили, что ябедничать не хорошо. И, в то же время, меня воспитывали честным и порядочным человеком. Собственно, абсолютное большинство ребят из нашего класса получили аналогичное воспитание.
Это не говорит о том, что мы все были святыми. Нет! Мы дрались, ругались, курили на переменах за гаражами. Но никто об этом не докладывал классному руководителю, а у того и в мыслях не было заводить "тетрадь доносов".
Наш классный руководитель вёл серьёзную воспитательную работу среди своих подопечных: проводил беседы как с классом, так и с отдельными учениками. Помимо этого, он тесно общался с родителями каждого ученика, а если было необходимо, то мог и домой прийти, чтобы вместе с родителями наставить ребёнка на путь истинный.
И коллектив у нас был дружный. И стукачей у нас не было, как и изгоев. Да, и выросли все приличными людьми. За мелким исключением, конечно, но там даже медицина была бессильна.
Вот такая тогда была система образования/воспитания. Вот такие тогда работали в ней люди. А что сейчас? Система образования заточена под сдачу ЕГЭ, а воспитание детей сводится к взращиванию доносчиков. Будь такие учителя-воспитатели в Пруссии во времена Мольтке, не услышали бы от него таких слов:
Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель
Всем добра! Воспитывайте своих детей правильно и давайте им правильные нравственные ориентиры.
Больше статей и роликов на моём сайте valdemarz.ru