Найти в Дзене
Иван KRIALT

Чему учат спортивные тренеры, а потом сама жизнь или воспоминания о спортивных секциях конца 90-х.

Взято с просторов Интернета
Взято с просторов Интернета

Мне довелось ходить в разные спортивные секции, но дольше всего в моей жизни присутствовали дзюдо и пауэрлифтинг. Нравилось. К групповым видам спорта всегда относился, как обычному, но активному времяпрепровождению. Да простят меня фанаты футбола и хоккея. Психотип таков, что люблю принимать решения один и отвечать за успех или провал тоже один. Зато тренироваться в одиночку, терпеть не мог.

Дзюдо – хороший вид спорта и один из самых популярных в моем детстве, наравне с самбо и боксом. Тогда еще не было известно о ныне популярных боях без правил. Самое убойное, куда стремились заниматься подростки становился кикбоксинг. Возле клубов всегда красовались свежие иномарки и их владельцы, облаченные в спортивные костюмы с поверх надетой нараспашку дубленкой или кожаной курткой. Можно было по праву назвать секцию данного единоборства, как дочернее предприятие ООО «СпортРэкет».

Однажды по приглашению ребят, которые перешли из нашей секции в клуб с кикбоксингом, я пришел на тренировки. Посетил ровно три занятия и вернулся обратно. Не понравился тренерский состав. Молодые, дерзкие, с каким-то злорадством наблюдавшие за боями, не сдержанные в выражениях и оскорблениях к своим подопечным.

Наш тренер по дзюдо был человеком советской закалки. Он воспитывал нас и физически, и духовно, наделяя знаниями и формируя образ мышления и, как следствие, образ жизни. Жесткий, но справедливый. Для меня, росшего без отца, он был батей. Каким-то волшебным образом, Павел Сергеевич находил подход к каждому. Спокойно, выдержано, он помогал исправлять движения в приемах и захватах. Для этого нужны стальные нервы, но это понимаешь, когда сам становишься отцом. В его шутках не было злобы. Они были призваны не столько высмеять, сколько разрядить обстановку и показать почему у тебя не получается. Тренер заслуживает отдельной статьи, а то и книги. Добавлю только, что он служил в Афганистане в ДШБ.

Вернувшись в родную бойлерную, где на втором этаже была наша секция, Павел Сергеевич, не оглядываясь на меня, спросил:

- Вроде нос с ноги не разбили, а ты ж посмотри на него, вернулся. Марш в раздевалку.

Стыдно до сих пор при каждом воспоминании. Вжав голову в плечи, я чуть ли не бегом направился переодеваться, а потом, с детским максимализмом и наивностью, на протяжении всей тренировки, пытался своей старательной активностью «искупить вину». Сейчас понимаю, насколько это было забавно со стороны. Павел Сергеевич не улыбался, а почти не обращал на меня внимания, что подстегивало, словно плеткой, и раздражало.

После нас к тренировкам приступали взрослые. Были там и новоявленные спортсмены-бандиты, и милиционеры. Мы об этом знали, хоть особо это не афишировалось. Время было такое. Также мы понимали, что Павел Сергеевич, имея отношение к «афганскому братству», занимается не только тренерской деятельностью и не только с нами. На тот момент это добавляло ему крутости.

Настал день городских соревнований, к участию в которых меня допустил тренер. Похлопывая по плечу и смотря пристально в глаза, он спросил:

- Надеюсь, что сейчас не подведешь? – затем он улыбнулся и прижал к себе.

Я был готов рвать и метать, чтобы достичь результата.

Первая схватка. Противник явно слабее, это чувствуется сразу по захвату. Жиденько. Мотаю в стороны, раскачиваю, вывожу из равновесия и вот он момент для броска. Есть. Вытягиваю руку на болевой, адреналин бьет в виски. Всё. Победа. Я счастлив, несравнимое ни с чем чувство. Быстрее, выше, сильнее. Кошусь на тренера, мол, как вам? Это только начало. Он одобрительно кивает, но грозит пальцем.

Схватка вторая. Мозг еще опьянен победой, только вперед. Резкий проход без прощупывания соперника. Противник гибкий и изворотливый, как змея. Не получилось и на его контратаке, я лечу на татами. Успеваю сгруппироваться. Соперник уже на мне. Нет, дружок, я не могу проиграть. Ухожу в оборону. Не может меня побороть. Чуть ослабил хватку и попытки, лови. Изворачиваюсь и встаю в стойку. Уже не спешу. Чувствую жгучий взгляд тренера на спине. Не загореться бы от его взора. Соперник тоже не спешит. Захваты, толчки. Силы равны, а значит победит тот, кто будет активнее и хитрее. Гибкость хорошо, но дай я тебя за ноги обниму, причем неожиданно. Есть. Получилось. Противник не ожидал. Упал, но извернулся и резко вскочил. Сам не понимаю, как тут же схватил его за руку и пояс сзади, бросок. Филигранно. Соперник при падении касается двумя лопатками татами. Чистая победа, но уже не такая ожидаемая.

- Что булки то расслабил? Рано еще. Смелый какой. Рэмбо в телевизоре. Смелость после разведки должна идти и только на слабые места. А успех пусть не куражит. Голова закружится и упадешь. Эмоции при себе держи, как свой свисток в штанах. Тут трясти им не перед кем и незачем. Порадовался, а на татами вышел, дыши и стой ровно. Любые мысли от себя гони. Будешь задумываться или прошлой победой наслаждаться – сразу все потеряешь. Тут всё на автомате происходит, как в настоящем бою. Чуть зациклился на чем-то и в дамки. Смотри на грудь соперника, - Павел Сергеевич давал наставления.

Третья схватка. Противник по внешнему виду хлипкий. Тоненький весь, волосы светлые, взгляд, как у первоклассника. Странно, что он тоже две схватки провел и победил. Представляю, какие у него были соперники. Ну, друг, держись, сейчас я тебе покажу. Снова бросаюсь в атаку. Захват. Любые мои движения предугаданы. Ничего не понимаю. Качать в стороны, чтобы потерял равновесие не получается. Стоит, как влитой. Как же так? Пытаюсь освободиться от его захвата. Тоненькие ручки противника, словно сталь, сжимают мое кимоно. Я растерян. Лечу вниз. Успеваю подняться, но тут же соперник снова меня отправляет в партер. Попытка удушающего приема. Не удачная. Снова в стойке, но я уже не рвусь в атаку. Научен. Восстанавливаю дыхание, но соперник уже понял, что нужно сделать. Обманная атака, я поймался на нее. Чувствую, как мое тело снова летит вниз, противник зажимает шею. Начинается удержание. Пытаюсь вырваться, но уже понимаю, что не удастся. От соперника пахнет каким-то собачим потом. Это застарелый пот от упорных тренировок. Я проиграл. От былого куража не осталось и следа.

К четвертой схватке во мне уже царило равнодушие. Выиграю – займу почетное третье место. Противник пребывал в таком же настроении. Вялотекущая борьба. Вроде бы и проиграть не хочется, и в то же время азарта нет. После очередного слабого партера нас подняли в стойку. Поймал взгляд тренера, где прочитал невербальное послание: «Все-таки подвел. Расслабился». Собираю волю в кулак. Резко атакую, обманка и успешная задняя подножка. Противник внизу, пытаюсь провести удушающий прием, но безрезультатно. Соперник передумал проигрывать и тоже стал сопротивляться из последних сил. Неудачно достал руку, а я перехватил ее и стал делать болевой прием. Всё. Победа. Третье место моё.

После соревнований тренер беседовал с каждым из нас персонально.

- К любым соревнованиям надо подходить злым, голодным до победы. Не так, чтобы ярость глаза застилала, а так, чтобы адреналин в крови играл, бодрил тебя, а ты спокойно, как удав смотрел на противника. Видел, как сварщики варят профессионально. Ругаются до процесса и после, а во время само спокойствие. Любой профессионализм, будь врач или военный, строитель или спасатель, всегда проявляется в хладнокровии в минуты работы. Будешь думать, что победишь – проиграешь, будешь думать, что проиграешь – тоже проиграешь. Ты тренируешься и оттачиваешь навыки, в схватке твой организм уже предугадывает действия соперника и запускает ответ. Думать в момент схватки уже не нужно. Горе от ума. Видел в следующей весовой категории, кто первое место занял? Дурак дураком , а как боролся.

- Извините, Павел Сергеевич. Подвел.

- Ты молодец. Бронза это уже стимул к тому, чтобы взять серебро, а потом золото. Просто сейчас заслужил действительно бронзу. Не больше. Научишься контролировать эмоции – будешь побеждать. Правда, если опять бегать по разным секциям не начнешь.

Неожиданно для нас, Павел Сергеевич переехал с семьей в другой город и исчез из нашей жизни. Большинство его воспитанников, я в том числе, бросили заниматься дзюдо. В здании школы, где я учился, в подвальном помещении работала «качалка». Тягать штангу и гантели мне понравилось. Бицепс тренера впечатлял. Хотелось тоже быстро раскачаться и иметь внимание противоположного пола. Тренер был веселым, хоть и немного резким, рассказывал всегда массу историй, которые я слушал с открытым ртом. Он сам выступал на соревнованиях, был мастером спорта по пауэрлифтингу. Постепенно я сам пристрастился к силовому троеборью и уже через год тренировок вышел на свои первые соревнования.

В моей весовой категории было всего шесть участников. Один из них выбивается своей неказистостью. Ноги колесом. Ручки короткие и тонкие. Как ты сюда вообще попал? Крутит бинты на коленях, сейчас будет приседать со штангой. Первая попытка. Всего три. Первый раз и уже с тем весом, который у меня максимальный и рассчитан на третью попытку. Как так то? Стою в ступоре. Чувствую подзатыльник от тренера и напутствие:

- Что задумался то? Думать и тренироваться надо было раньше. Теперь мысли в сторону. Собрался, зло вышел и сделал красиво! Я тебе вес на попытки подкинул.

Где-то я это уже слышал. Подход немного другой, но смысл заложен тот же. Хладнокровно и пренебрежительно берусь за гриф штанги. Я зол, но контролирую себя. Попытка засчитана.

На тех соревнованиях я занял второе место, проиграв только этому пареньку ботанического вида. Оказалось, что он имеет первый юношеский разряд и на соревнованиях показал результат КМС. Внешность обманчива. Я наконец-то научился не развешивать ярлыки на людей, перестал недооценивать или переоценивать их, а судить только по их действиям и делам. Этот опыт очень помог мне в жизни и продолжает помогать. А ещё…я могу сколько угодно сыпать эпитетами, ругаться, но взявшись за дело, я все делаю зло и хладнокровно, доверяясь своим опыту, знаниям и умениям. Уже в армии я услышал поговорку, которая на 100% описывает суть статьи: «Эмоции и амбиции это, как один орган длиною в метр. Смотрится очень круто, но практического значения не имеет».

Будьте спокойны и управляйте собой, чтобы не управляли вами!