Найти тему
Navygaming Channel

Из архива Navygaming: Тактическая организация миноносных сил флота Японии (на примере ЭМ типа "Фубуки")

Если проанализировать процесс строительства ВМС Японии после русско-японской войны, то можно отметить, что внимание руководства японского Императорского флота было сконцентрировано не только на строительстве новых боевых кораблей, причем всех классов, но и на проработке вариантов их максимально эффективного использования. Это касалось боевого применения броненосцев (линкоров) и броненосных (линейных) крейсеров, достаточно вспомнить Программы «Флот 8-4», «Флот 8-6» и «Флот 8-8». Это же касалось и строительства носителей минного оружия, показавших в войне с Россией (1904-1905 года) свою эффективность. Причем эта эффективность достигалась как качественным превосходством японских эсминцев над русскими "одноклассниками", так и более продуманной тактической организацией миноносных сил. В ходе борьбы с кораблями Первой и Второй Тихоокеанский эскадр японцам удалось добиться результативного применения своих миноносцев и эсминцев, объединенных в отряды по 4-5 кораблей. Однако результаты войны выявили и наличие определенных проблем в тактической организации, что привело к ее пересмотру.

Вид на среднюю часть эсминца "Югири"
Вид на среднюю часть эсминца "Югири"
Выводы, которые были сделаны японским Морским генеральным штабом (МГШ) сводились к следующему: необходимо вывести из состава флота миноносцы, сделав основной упор на развитие эсминцев (истребителей); необходимо увеличить численность тактических соединений, состоящих из истребителей, так как только они были способны прорывать сильное охранение бро­неносных (линейных) сил противника; требуется усилить вооружение ЭМ (истребителей) и увеличить их скорости. Это привело к созданию эсминцев, несших на себе 120-мм, 76-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата; необходимо объединять такие корабли во флотилии, каждая из которых должна состоять из двух отрядов четырехкорабельного состава, управление действиями флотилии возлагалось на бронепалубные КР или лидеры.

В таком направлении и была проведена реорганизация японских миноносных сил в первое десятилетие ХХ века. Уже в ходе реорганизации флота 1907 года флотилии были сформированы из одних истребите­лей (эсминцев). Была организована тщательная и последовательная подготовка вновь созданных соединений. Уже до Первой мировой войны эти флотилии занимались отработкой приемов массированной тор­педной атаки в открытом море при различных погод­ных условиях, проводились учения, связанные с активными операциями легких сил на торговых ком­муникациях противника на большом удалении от пун­ктов базирования. Это помогло подготовить как сами экипажи, так и командиров кораблей и соединений.

Эсминцы 20-го дивизиона эсминцев - «Сагири» (по другим данным – «Югири»), Амагири», «Асагири»
Эсминцы 20-го дивизиона эсминцев - «Сагири» (по другим данным – «Югири»), Амагири», «Асагири»

Первая мировая и ее итоги не остались без внимания японских тактиков. Было решено увеличить численность кораблей во флотилиях, выс­шем тактическом соединении эсминцев, до трех дивизионов (бывших от­рядов) по 3-4 эсминца в каждом. Командиры дивизионов подчинялись командиру флотилии, который подчинялся коман­дующему эскадрой (флота) и находился на легком крейсере. К примеру, в октябре 1918 года Первая Флотилия входи­ла в состав Первой Эскадры, а Вторая – в состав Вто­рой Эскадры, кроме того, отдельные дивизионы входили в состав других соединений флота. После Первой мировой войны японский флот начал ак­тивно пополняться новейшими типами ЭМ, что потребовало изменений в орга­низации легких сил и системы их боевой подготовки.

Эсминец "Фубуки" в 1940 году
Эсминец "Фубуки" в 1940 году

Низшим тактическим соединением эсминцев так и остался дивизион четырехкорабельного состава. Со­став дивизионов, как правило, оставался неизменным, хотя это правило иногда нарушалось.

Так, например, три эсминца типа «Фубуки» («Фубуки», «Синономе» и «Исонами») после вступления в строй вошли в состав 20-го дивизиона эсминцев (ДЭМ), а с марта 1939 года этот дивизион состоял из трех других эсминцев того же типа («Амагири», «Асагири» и «Югири»). При этом входивший в 20-й ДЭМ эсминец «Фубуки» перевели в 11-й дивизион ЭМ, «Синономе» – в 12-й дивизион, а «Исонами» – в 19-й.

В 1932 году большинство эсминцев типа «Фубуки» входили в состав Второй флотилии Второй эскадры (лидер – легкий КР «Дзинцу»), составляя ее четыре дивизиона: 7-й дивизион ЭМ (ЭМ «Оборо», «Усио», «Акебоно» и «Сазанами»), 8-й ДЭМ («Амагири», «Югири» и «Асагири»), 19-й ДЭМ («Уранами», «Аянами» и «Сикинами») и 20-й ДЭМ. Еще шесть кораблей этого типа составили 11-й и 12-й дивизионы, входившие в резерв второй категории (ВМБ Куре).

-4

Японский флот в период с октября 1918 по декабрь 1945 года насчитывал от 15 до 35 дивизионов, число которых менялось в зависимости от числа находившихся в строю ЭМ. Не были забыты и миноносцы. Номера дивизионов миноносцев шли по порядку с номерами дивизионов эсминцев. В марте 1939 года были сформированы отдельные флотилии минонос­цев, номера их дивизионов были переданы ЭМ «специального» типа. Исключение составили 13-й и 28-й дивизионы (ДМ).

Для справки: после проведенных послевоенных реорганизаций дивизион возглавлял, как правило, командир одного из эсминцев или специальный офицер в звании капитана 1-го ранга, исполнявший обязанности заместителя командира флотилии. Для решения задач повседневного управления формировался штаб дивизиона, который состоял из штурмана, офицера связи и трех сигнальщиков. Дивизион приписывался определенному Военно-Морскому Району, командующий которого нес ответственность за материально-техническое обеспечение кораблей, качество проведения доковых, текущих, капитальных ремонтов и модернизаций.

Высшим тактическим соединением эсминцев считалась флотилия, в качестве лидера флотилии использо­вался легкий КР. Во главе флотилии находился контр-ад­мирал. Штаб флотилии состоял из начальника штаба (капитан 1-го ранга), 3-4 командиров диви­зионов, оперативного офицера (капитан 2-го ранга), флагманских артиллериста, минера, связиста, штур­мана и механика (капитаны 2-го ранга). В мирное время в состав флота входило две флотилии – Первая и Вторая. В особых условиях число флотилий могло возрасти до шести, а в период Тихоокеанской кампании их было одиннадцать. Командующий флотилией через командующего Первым (или Вторым) Флотом подчинялся командующему Соединенным (Объединенным) Флотом.

Эсминец "Синономе" из второго дивизиона
Эсминец "Синономе" из второго дивизиона

С учетом основной концепции боя, при которой обеспечивалось нанесение удара после ослабления боевых порядков противника, Первый Флот (бригады (дивизии) линкоров) наносил решающий удар. Его действия обеспечивала Первая Флотилия эсмин­цев. Второй Флот (линейные, позже – тяжелые КР) и ЭМ Второй Флотилии сковывали действия противника в период развертывания своих главных сил и во время артиллерийского боя. В случае необходимости Первый Флот мог усиливаться Третьей Флоти­лией (в случае ее создания), а Второй – Четвертой.

В соответствии с боевым расписанием японского флота в период перед Второй мировой войной весь корабельный состав делился на пять кате­горий: корабли Соединенного (Объединенного) Флота, корабли, входившие в состав Отрядов Военно-Морских Районов (ВМР) или Охранных Рай­онов, корабли, находившиеся в распоряжении Школ, Экипажей и Училищ, корабли, находившиеся в резер­ве и корабли, находившиеся в Заграничных эскадрах. Перечень кораблей, относящихся к той или иной категории, был непостоянным, боевое расписание ежегодно перерабатывалось так, чтобы корабли основных классов равномер­но распределялись по первым трем категориям.

Эсминец "Сазанами" в Йокосуке
Эсминец "Сазанами" в Йокосуке

К примеру, ЭМ два года проходили службу в Со­единенном (Объединенном) Флоте, затем 2 года в Воен­но-Морских Районах и 1-2 года числились в резерве. Цель подобных перемещений состояла в проведении полноценной боевой подготовки всех ко­раблей флота без износа материальной части и зна­чительных финансовых затрат. Ежегодно 30-35 % эс­минцев (ЭМ) японского флота находились в полной боевой готовности. При этом следует иметь в виду, что корабли, состоявшие в резерве, могли быть приведены в боеготовое состояние в течение 3-4 суток. Пребывание большого числа ЭМ в резерве объяснялось экономическими причинами, так как на их содержание уходило меньше финансовых средств и топлива.

Резерв делился на три категории. Первые две практически не отличались друг от друга, а в ре­зерве 3-й категории числились корабли, находившиеся в капитальном ремонте или модернизации. Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями даже в этом случае ЭМ, при необходимости, должен был вой­ти в строй в течение трех недель. Существовал ре­зерв 4-й категории. В него входили корабли, сданные на долговременное хранение, как правило, перед ис­ключением из списков флота.
Боевая подготовка флота
Боевая подготовка флота

На японском флоте большое внимание уделялось боевой подготовке экипажей кораблей в мирное время. Три раза в не­делю на ЭМ проводились занятия по специаль­ности, которые завершались учениями на боевых по­стах. Также 3 раза в неделю проводились учения служб или дивизионов и 5 раз общекора­бельные учения четырех видов: пожарная тревога, водяная тревога, по спасению лич­ного состава и «человек за бортом». Кроме того, проводились упражнения по специально­сти, требовавшие участия всего экипажа ЭМ. К ним относились артиллерийские и торпедные стрель­бы. Каждый выход корабля в море использовался для того или иного упражнения, которые варьировались произвольным образом, что исключало однообразие боевой подготовки. Можно обратить внимание на такую особенность, что стрельбы производились в течение всего периода боевой подготовки и часто после выхода в море, когда личный состав был утомлен.

В море ЭМ выходили в составе дивизионов и все упражнения выполняли на больших ходах с целью от­работки у личного состава навыков длительного плавания в условиях мак­симального физического напряжения.

Сигнальщик эсминца "Хибики"
Сигнальщик эсминца "Хибики"

В составе дивизионов отрабатывались различные варианты торпедных атак в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. Упражнения про­водились в составе флотилии с привлечением тяже­лых КР с таким расчетом, чтобы последую­щие из них проходили в более сложных условиях, чем предыдущие. Все проводимые в составе дивизионов и флотилий учения представляли собой отдельные эпизоды заключительных осенних маневров, которы­ми заканчивался учебный год. Эти маневры являлись проверкой результатов боевой подготовки, проводимой в течение целого лета. Кроме того, обыгрывался один из вариантов боевых операций будущей войны. Читатели, которым знакомы особенности боевой подготовки советских и российских военнослужащих (и армии, и флота), могут найти достаточно много схожих моментов в отмеченных фактах.

В соответствии с существовавшей доктри­ной для противодействия силам вероятного противника (имелись в виду США) предусматривался встречный ночной бой линейных сил, который позволял компенсировать слабость артиллерии торпедным оружием. Все еще помня результаты Цусимского боя, японские тактики в ходе этого боя или по окончанию его основной фазы особую роль отводили именно торпедам ЭМ.

Эсминец «Аянами», головной второй серии ЭМ типа «Фубуки», 1930 год
Эсминец «Аянами», головной второй серии ЭМ типа «Фубуки», 1930 год

Также МГШ планировал взять под контроль острова в центральной и южных частях Тихого океана. Главным средством достижения поставленной цели являлись авиация и быстроходные корабли Второго Флота – ЭМ и тяжелые КР. Допускалась возможность действий легких сил на транспортных коммуникациях у Гавайских островов и у побережья США.

Соответственно, основываясь на поставленных задачах, целью боевой подготовки соединений ЭМ являлись (по данным Апалькова Ю.В., Васильева П.П.): определение возможности действий Второго Флота в районах к югу от островов Метрополии в условиях длительного отрыва от своих основных баз, проверка эффективности его торпедного оружия и выявление возможности ведения боевых действий при высокой температуре наружного воздуха; подготов­ка личного состава кораблей к действиям в военное время и темное время суток; получение необходимой практики для использования ЭМ в составе дивизионов, флотилий, во взаимодействии с подводны­ми лодками, авиацией и КР; отработка при­емов транспортировки армейских частей и высадки их на побережье.

Если вспомнить ход боевых действий на Тихом океане в годы Второй мировой войны, можно отметить, что японским стратегам удалось достаточно хорошо предугадать приоритеты, на достижении которых следовало сконцентрироваться в ходе плановой боевой подготовки.

Обычно боевая подготовка начиналась с середи­ны февраля и продолжалась до декабря, условно она включала несколько периодов.

Пер­вый период (февраль-июнь) – обучение одиночных кораб­лей, дивизионов и флотилий, прохождение основных артиллерийских и торпедных стрельб. Длительность одиночного обучения – 1-2 месяца, затем обучение в составе соединений. При проведе­нии этих упражнений ЭМ в составе дивизионов, флотилий и Флота переходили из порта в порт, ис­пользуя переходы для различного рода учений. Место проведения до 1932 года – у южных портов о. Хонсю и Кюсю, с 1932 года – в Япон­ском море.

Эсминцы типа «Фубуки» 20-го дивизиона в походе, октябрь 1941
Эсминцы типа «Фубуки» 20-го дивизиона в походе, октябрь 1941

Во второй половине периода (с апреля по июнь) после одиночного обучения проводились артиллерий­ские и торпедные стрельбы, а также тактические уп­ражнения в составе дивизионов и флотилий, в том числе длительные учебные походы. После первого периода боевой подго­товки Флоты расходились по своим базам для отды­ха экипажей.

Второй период (июль-октябрь) – совместные упраж­нения соединений Объединенного Флота с морской авиацией, отрядами кораблей ВМР и береговой обороны. В этот же период ежегодно Флоты совершали по­ход вокруг Японских островов, которые использовались для различного рода дневных и ночных совместных с армейскими частями упражнений.

Третий период (октябрь-декабрь) – маневры, состоящие из подготовительных мероприятий и непосредственно маневров.

Подготовительная часть (8-10 дней) отводилась для совместных плаваний вновь организованных соединений, налажи­вания связи, согласования совместных действий морских, сухопутных, воздушных сил и для решения офицерским составом на карте тактических упражне­ний.

Эсминец «Икадзути» с развернутыми на борт 127-мм АУ тип «В»
Эсминец «Икадзути» с развернутыми на борт 127-мм АУ тип «В»

В маневрах участвовали практически все силы Императорского флота (Объединенный Флот, соединения береговой обороны, гидроавиация, экипажи и ВМР), кроме того, привле­кались армейские части и население приморских го­родов. Основная часть маневров включала 2-3 фазы и начиналась с отражения атак с воздуха на глав­ные базы флота, стратегические объекты страны, ведения поиска в море соединений «противника». Заканчивались маневры боем главных сил.

В одном из своих справочников, посвященном японским эсминцам, Ю.В. Апальков так представлял замысел и ход маневров: «Условный противник – напада­ющая сторона («красные») захватывает группу остро­вов к югу от Японии, где организует маневренную базу, устанавливает блокаду Метрополии при помощи под­водных лодок, одновременно предпринимая ряд на­падений на побережье страны с моря и воздуха, под­держивая эти операции линейными силами своего флота. Обороняющаяся сторона («голубые» или «си­ние»), отражая отдельные атаки на побережье, стре­мится создать такую обстановку, при которой линей­ные силы противника были бы вынуждены принять бой в выгодном для обороняющейся стороны районе с тем, чтобы во встречном комбинированном ударе уничтожить их. Это генеральное сражение происхо­дит ночью, благодаря чему имелась полная возмож­ность широко использовать торпедное оружие. В ходе маневров «голубые» ставились в наиболее неблагоп­риятные условия, а именно: двойное-тройное пре­восходство сил «противника».

В этом замысле можно увидеть, что война с точки зрения японских стратегов «представлялась» как «вынужденная» мера по отпору агрессору. И, обратите внимание, во многом действия противника напоминали действия самих японцев в годы русско-японской войны: внезапное нападение, наличие маневренной базы у побережья страны, блокада коммуникаций, стремление к бою главных сил (аналог блокады Порт-Артура), ночные действия флота при широком использовании ЭМ (Цусимское сражение). Как потом показали события, боевые корабли японского флота неплохо подготовились к боевым действиям.

Вид на среднюю часть эсминца «Усио», 1945 года
Вид на среднюю часть эсминца «Усио», 1945 года

Однако события войны на Тихом океане потребовали не только лихих «торпедных» атак, но и достаточно рутинных действий по противолодочной обороне, ПВО соединений и проведения десантных операций. Кстати, к этому японские экипажи оказались подготовлены. Военно-морская доктрина Японии предусматривала перевозку армейских частей на торговых судах под эскортом и прикрытием кораблей Второго Флота, различались три вида перехода десанта морем: ближний – с пре­быванием в море до трех суток; средний – 3-6 суток и дальний – больше шести суток. Силы прикрытия десанта и огневой поддержки выбирались в зависимости от задач.

К примеру, в маневрах 1929 года в состав эскадры прикрытия входил почти весь Первый Флот. Отряд корабельной поддержки состоял из Третьей дивизии КР («Натори», «Юра» и «Нагара»), соедине­ние эскорта – из Первой Флотилии (13, 15, 16, 25 ДЭМ) во главе с КР «Дзинцу».

Казалось, что боевая подготовка и тактическая организация миноносных сил японского Императорского флота в тот период вполне соответствовала требованиям времени, однако война потребовала внести свои коррективы.

По состоянию на ноябрь 1941 года в составе японс­кого флота числилось 105 эсминцев и 41 миноносец, в постройке на­ходилось 26 эсминцев (18 типа «Югумо», 7 типа «Акицуки» и «Симаказе»).
Эсминец "Оборо" на испытаниях, лето 1936 года
Эсминец "Оборо" на испытаниях, лето 1936 года

Организация легких сил в тот пе­риод в целом соответствовала предвоенным десятилетиям. Все эсминцы Императорского флота были сведены в 39 дивизионов (по данным Ю.В. Апалькова), большинство из которых составили шесть флотилий. Дивизионы, не вошедшие в их состав, образовывали различные соединения, предназначенные для решения определенных задач (эскор­тирование конвоев, противолодочное патрулирование на подходах к портам и базам).

Эсминцы типа «Фубуки» перед началом войны на Тихом океане составили 11-й ДЭМ («Фубуки», «Хацуюки», «Сираюки» и «Сагири»), 12-й ДЭМ («Муракумо», «Синономе», «Усугумо» и «Сиракумо»), 19-й ДЭМ («Исонами», «Уранами», «Аянами» и «Сикинами»), 20-й ДЭМ («Амагири», «Асагири» и «Югири»), входившие в состав Третьей Флотилии (лидер – легкий крейсер «Сендай») под командованием вице-адмирала Хасимото. Оставшиеся 8 «специальных» ЭМ вошли в состав двух дивизионов Первой флотилии (лидер – легкий КР «Абукума», контр-адмирал Омори): 6-й («Акебоно», «Оборо», «Усио» и «Сазанами») и 7-й ДЭМ («Акацуки», «Хибики», «Икадзучи» и «Инадзума») (по данным Ю.В. Апалькова).

-14

Однако эта организация не была жесткой и менялась в зависимости от решавшихся тактических задач. К примеру, во время оккупации южных районов Тихого океана соедине­ния формировались из дивизионов различных флотилий (в дивизионах было 2-4 корабля). При этом флотилии могли выводиться из состава флотов и передаваться в распоряжение командующего лю­бого из тактических соединений. Это, конечно, усложняло организа­цию и требовало четкого взаимодействия между отрядами кораблей, не имевших опыта совместных действий, однако именно такая тактическая гибкость позволила успешно решить поставленные перед флотом зада­чи. Характерно, что командующий Объединен­ным Флотом в течение трех суток мог сосредоточить все шесть флотилий ЭМ в любой точке запад­ной части Тихого океана. При этом командиры дивизионов были готовы действовать в составе любых флотилий, и с этой точки зрения предвоенная боевая подготовка себя оправдала. Но, как уже было отмечено, война внесла свои коррективы. Растянутые коммуникации потребо­вали привлечения большого числа ЭМ к эскортной службе, а генеральное сражение с линейными си­лами противника откладывалось.

Эсминец «Хибики» с временной носовой оконечностью, 1942 год
Эсминец «Хибики» с временной носовой оконечностью, 1942 год

После июля 1942 года в четы­рех флотилиях Первого и Второго Флотов осталось по 2-3 дивизиона, причем Пер­вая Флотилия еще в мае 1942 года фактически была передана Пято­му Флоту, а Вторая флотилия – в августе Восьмому флоту, как впрочем, и Четвертая. Так что в реальных условиях «классическая» организация была очень условной. Не только дивизионы – целые флотилии выводились из состава одного флота и включались в состав другого, иногда временного.

К примеру, в июле 1942 года Третью Флотилию в полном составе (12 эсминцев типа «Фубуки») включили в состав Юго-Западного Соединения (Флота), предназначенно­го для действий в Бенгальском заливе и у побережья Бирмы.

Однако, несмотря на пере­мещения Флотилий из одного флота в другой, МГШ стремился сохранить их состав постоянным, хотя это становилось все сложнее. Так, во время кампании у Соло­моновых островов было потеряно больше 30 ЭМ, что стало причиной многочисленных перемещений кораблей между различными соедине­ниями, так как японская промышленность не смогла компенсировать потери.

По мере сокращения числа ЭМ уменьшалось число дивизионов и флотилий. Любопытно, что, несмотря на ожесточенные бои в 1942-1943 года, к осени 1944 года японский флот смог сохранить большую часть своих тяжелых кораблей, в то время как ЭМ понесли невосполнимые потери. И это было не случайным, весной 1944 года командованием американских подводных сил была издана Директива об уничтожении японских ЭМ, значение которых было признано важнее торгового тоннажа. Как результат, в течение трех весенних месяцев американские ПЛ потопили 10 ЭМ, в том числе три типа «Фубуки» (по данным Л.А.Олюнина).

К ко­нцу 1944 года осталось только две флотилии ЭМ, кото­рые объединили во Вторую Флотилию Первого Диверсионного Ударного Соединения. Остальные ЭМ были переданы в различные соединения для решения второстепенных задач (транспортировки армейских частей, грузов, эскортирования боевых кораб­лей и конвоев). С января 1945 года японский флот практи­чески утратил четко определенную организацию легких сил. Большое число кораблей находилось в распоряже­нии командующих ВМР, и лишь не­значительная часть ЭМ продолжала числиться в составе дивизионов.

Корабли Объединенного флота в Сакумо-бей
Корабли Объединенного флота в Сакумо-бей

Несмотря на активные боевые действия, боевая подготовка японских ЭМ сохранилась, хотя стала весьма условной. Ее основу составлял сравнительно большой период (около месяца) одиночной подготовки кораблей. После вступле­ния в строй новые корабли выполняли ряд упражнений, торпед­ных и артиллерийских стрельб, у экипажа отрабатывались первичные навыки по обслуживанию материальной части и систем оружия. Так что сама по себе подготовка оди­ночного корабля не отличалась от таковой в мирное время.

Но с учетом того, что число вступающих в строй ЭМ было гораздо меньше, чем погибших, японское командование имело возможность комплектовать экипажи новых кораблей ветеранами. Вспомним, что в Германии к концу войны ситуация была несколько иной – со стапелей сходило большое количество кораблей (преимущественно ПЛ), а комплектовать экипажи для них было не из кого.

Таким образом, даже в конце войны японский флот имел достаточное количество отлично подготов­ленных специалистов. Хуже обстояло дело с боевой подго­товкой соединений, так как военная обстановка не позволя­ла проводить ее в полном объеме, и часто приходи­лось отрабатывать навыки совместного маневриро­вания непосредственно в бою. Часто командующие устраивали свои штабы именно на новых кораблях, но не потому, что там было комфортнее – это позволяло не привлекать «новичков» сразу к активным действиям, а в случае необходимости помогало контролировать действия командиров. Однако это были уже полумеры, которые не могли поправить общую ситуацию на море в пользу Императорского флота.

Работы на поврежденном ЭМ «Хибики», сентябрь 1944 года
Работы на поврежденном ЭМ «Хибики», сентябрь 1944 года

К концу войны США и их союзники имели настолько подавляю­щее превосходство, что уровень боеготовности ЭМ мало влиял на их способность решать поставлен­ные задачи. От многочисленных дивизионов и мощных флотилий из 23 «специальных» ЭМ и их 64 «наследников» в 1945 году уцелело всего 10 кораблей, а после окончания войны из ЭМ типа «Фубуки» уцелело только два («Усио» и «Хибики»). Но это была не вина кораблей и не вина их экипажей. Просто сбылось пророчество адмирала Ямамото, согласно которому победы можно было добиться только в короткой войне, если же война затянется, то Япония будет обречена. Так и случилось.

Источники:

Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. –2002. – 403 с.; Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.- 280 р.; • Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; • Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с; Васильев, П. Эскадренные миноносцы типа «Фубуки»/ П.П.Васильев// Мидель-шпангоут, № 42 – 2015. – 258 с.; Васильев, П. Эсминцы типа «Фубуки» в составе Императорского флота Японии 1929-1945 гг/ П.П.Васильев. – М.: Моркнига, - 2011. – 258 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 7(64) – 2004. – 32 с.; Олюнин, Л. Японские эскадренные миноносцы типа «Фубуки»: Эскадра № 4, 2005 / Л.А.Олюнин. – СПБ: Издательство ЛеКо, 2005. – 72 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. - СПб.: Облик, 1997. – 83 с.