Если проанализировать процесс строительства ВМС Японии после русско-японской войны, то можно отметить, что внимание руководства японского Императорского флота было сконцентрировано не только на строительстве новых боевых кораблей, причем всех классов, но и на проработке вариантов их максимально эффективного использования. Это касалось боевого применения броненосцев (линкоров) и броненосных (линейных) крейсеров, достаточно вспомнить Программы «Флот 8-4», «Флот 8-6» и «Флот 8-8». Это же касалось и строительства носителей минного оружия, показавших в войне с Россией (1904-1905 года) свою эффективность. Причем эта эффективность достигалась как качественным превосходством японских эсминцев над русскими "одноклассниками", так и более продуманной тактической организацией миноносных сил. В ходе борьбы с кораблями Первой и Второй Тихоокеанский эскадр японцам удалось добиться результативного применения своих миноносцев и эсминцев, объединенных в отряды по 4-5 кораблей. Однако результаты войны выявили и наличие определенных проблем в тактической организации, что привело к ее пересмотру.
Выводы, которые были сделаны японским Морским генеральным штабом (МГШ) сводились к следующему: необходимо вывести из состава флота миноносцы, сделав основной упор на развитие эсминцев (истребителей); необходимо увеличить численность тактических соединений, состоящих из истребителей, так как только они были способны прорывать сильное охранение броненосных (линейных) сил противника; требуется усилить вооружение ЭМ (истребителей) и увеличить их скорости. Это привело к созданию эсминцев, несших на себе 120-мм, 76-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата; необходимо объединять такие корабли во флотилии, каждая из которых должна состоять из двух отрядов четырехкорабельного состава, управление действиями флотилии возлагалось на бронепалубные КР или лидеры.
В таком направлении и была проведена реорганизация японских миноносных сил в первое десятилетие ХХ века. Уже в ходе реорганизации флота 1907 года флотилии были сформированы из одних истребителей (эсминцев). Была организована тщательная и последовательная подготовка вновь созданных соединений. Уже до Первой мировой войны эти флотилии занимались отработкой приемов массированной торпедной атаки в открытом море при различных погодных условиях, проводились учения, связанные с активными операциями легких сил на торговых коммуникациях противника на большом удалении от пунктов базирования. Это помогло подготовить как сами экипажи, так и командиров кораблей и соединений.
Первая мировая и ее итоги не остались без внимания японских тактиков. Было решено увеличить численность кораблей во флотилиях, высшем тактическом соединении эсминцев, до трех дивизионов (бывших отрядов) по 3-4 эсминца в каждом. Командиры дивизионов подчинялись командиру флотилии, который подчинялся командующему эскадрой (флота) и находился на легком крейсере. К примеру, в октябре 1918 года Первая Флотилия входила в состав Первой Эскадры, а Вторая – в состав Второй Эскадры, кроме того, отдельные дивизионы входили в состав других соединений флота. После Первой мировой войны японский флот начал активно пополняться новейшими типами ЭМ, что потребовало изменений в организации легких сил и системы их боевой подготовки.
Низшим тактическим соединением эсминцев так и остался дивизион четырехкорабельного состава. Состав дивизионов, как правило, оставался неизменным, хотя это правило иногда нарушалось.
Так, например, три эсминца типа «Фубуки» («Фубуки», «Синономе» и «Исонами») после вступления в строй вошли в состав 20-го дивизиона эсминцев (ДЭМ), а с марта 1939 года этот дивизион состоял из трех других эсминцев того же типа («Амагири», «Асагири» и «Югири»). При этом входивший в 20-й ДЭМ эсминец «Фубуки» перевели в 11-й дивизион ЭМ, «Синономе» – в 12-й дивизион, а «Исонами» – в 19-й.
В 1932 году большинство эсминцев типа «Фубуки» входили в состав Второй флотилии Второй эскадры (лидер – легкий КР «Дзинцу»), составляя ее четыре дивизиона: 7-й дивизион ЭМ (ЭМ «Оборо», «Усио», «Акебоно» и «Сазанами»), 8-й ДЭМ («Амагири», «Югири» и «Асагири»), 19-й ДЭМ («Уранами», «Аянами» и «Сикинами») и 20-й ДЭМ. Еще шесть кораблей этого типа составили 11-й и 12-й дивизионы, входившие в резерв второй категории (ВМБ Куре).
Японский флот в период с октября 1918 по декабрь 1945 года насчитывал от 15 до 35 дивизионов, число которых менялось в зависимости от числа находившихся в строю ЭМ. Не были забыты и миноносцы. Номера дивизионов миноносцев шли по порядку с номерами дивизионов эсминцев. В марте 1939 года были сформированы отдельные флотилии миноносцев, номера их дивизионов были переданы ЭМ «специального» типа. Исключение составили 13-й и 28-й дивизионы (ДМ).
Для справки: после проведенных послевоенных реорганизаций дивизион возглавлял, как правило, командир одного из эсминцев или специальный офицер в звании капитана 1-го ранга, исполнявший обязанности заместителя командира флотилии. Для решения задач повседневного управления формировался штаб дивизиона, который состоял из штурмана, офицера связи и трех сигнальщиков. Дивизион приписывался определенному Военно-Морскому Району, командующий которого нес ответственность за материально-техническое обеспечение кораблей, качество проведения доковых, текущих, капитальных ремонтов и модернизаций.
Высшим тактическим соединением эсминцев считалась флотилия, в качестве лидера флотилии использовался легкий КР. Во главе флотилии находился контр-адмирал. Штаб флотилии состоял из начальника штаба (капитан 1-го ранга), 3-4 командиров дивизионов, оперативного офицера (капитан 2-го ранга), флагманских артиллериста, минера, связиста, штурмана и механика (капитаны 2-го ранга). В мирное время в состав флота входило две флотилии – Первая и Вторая. В особых условиях число флотилий могло возрасти до шести, а в период Тихоокеанской кампании их было одиннадцать. Командующий флотилией через командующего Первым (или Вторым) Флотом подчинялся командующему Соединенным (Объединенным) Флотом.
С учетом основной концепции боя, при которой обеспечивалось нанесение удара после ослабления боевых порядков противника, Первый Флот (бригады (дивизии) линкоров) наносил решающий удар. Его действия обеспечивала Первая Флотилия эсминцев. Второй Флот (линейные, позже – тяжелые КР) и ЭМ Второй Флотилии сковывали действия противника в период развертывания своих главных сил и во время артиллерийского боя. В случае необходимости Первый Флот мог усиливаться Третьей Флотилией (в случае ее создания), а Второй – Четвертой.
В соответствии с боевым расписанием японского флота в период перед Второй мировой войной весь корабельный состав делился на пять категорий: корабли Соединенного (Объединенного) Флота, корабли, входившие в состав Отрядов Военно-Морских Районов (ВМР) или Охранных Районов, корабли, находившиеся в распоряжении Школ, Экипажей и Училищ, корабли, находившиеся в резерве и корабли, находившиеся в Заграничных эскадрах. Перечень кораблей, относящихся к той или иной категории, был непостоянным, боевое расписание ежегодно перерабатывалось так, чтобы корабли основных классов равномерно распределялись по первым трем категориям.
К примеру, ЭМ два года проходили службу в Соединенном (Объединенном) Флоте, затем 2 года в Военно-Морских Районах и 1-2 года числились в резерве. Цель подобных перемещений состояла в проведении полноценной боевой подготовки всех кораблей флота без износа материальной части и значительных финансовых затрат. Ежегодно 30-35 % эсминцев (ЭМ) японского флота находились в полной боевой готовности. При этом следует иметь в виду, что корабли, состоявшие в резерве, могли быть приведены в боеготовое состояние в течение 3-4 суток. Пребывание большого числа ЭМ в резерве объяснялось экономическими причинами, так как на их содержание уходило меньше финансовых средств и топлива.
Резерв делился на три категории. Первые две практически не отличались друг от друга, а в резерве 3-й категории числились корабли, находившиеся в капитальном ремонте или модернизации. Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями даже в этом случае ЭМ, при необходимости, должен был войти в строй в течение трех недель. Существовал резерв 4-й категории. В него входили корабли, сданные на долговременное хранение, как правило, перед исключением из списков флота.
На японском флоте большое внимание уделялось боевой подготовке экипажей кораблей в мирное время. Три раза в неделю на ЭМ проводились занятия по специальности, которые завершались учениями на боевых постах. Также 3 раза в неделю проводились учения служб или дивизионов и 5 раз общекорабельные учения четырех видов: пожарная тревога, водяная тревога, по спасению личного состава и «человек за бортом». Кроме того, проводились упражнения по специальности, требовавшие участия всего экипажа ЭМ. К ним относились артиллерийские и торпедные стрельбы. Каждый выход корабля в море использовался для того или иного упражнения, которые варьировались произвольным образом, что исключало однообразие боевой подготовки. Можно обратить внимание на такую особенность, что стрельбы производились в течение всего периода боевой подготовки и часто после выхода в море, когда личный состав был утомлен.
В море ЭМ выходили в составе дивизионов и все упражнения выполняли на больших ходах с целью отработки у личного состава навыков длительного плавания в условиях максимального физического напряжения.
В составе дивизионов отрабатывались различные варианты торпедных атак в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. Упражнения проводились в составе флотилии с привлечением тяжелых КР с таким расчетом, чтобы последующие из них проходили в более сложных условиях, чем предыдущие. Все проводимые в составе дивизионов и флотилий учения представляли собой отдельные эпизоды заключительных осенних маневров, которыми заканчивался учебный год. Эти маневры являлись проверкой результатов боевой подготовки, проводимой в течение целого лета. Кроме того, обыгрывался один из вариантов боевых операций будущей войны. Читатели, которым знакомы особенности боевой подготовки советских и российских военнослужащих (и армии, и флота), могут найти достаточно много схожих моментов в отмеченных фактах.
В соответствии с существовавшей доктриной для противодействия силам вероятного противника (имелись в виду США) предусматривался встречный ночной бой линейных сил, который позволял компенсировать слабость артиллерии торпедным оружием. Все еще помня результаты Цусимского боя, японские тактики в ходе этого боя или по окончанию его основной фазы особую роль отводили именно торпедам ЭМ.
Также МГШ планировал взять под контроль острова в центральной и южных частях Тихого океана. Главным средством достижения поставленной цели являлись авиация и быстроходные корабли Второго Флота – ЭМ и тяжелые КР. Допускалась возможность действий легких сил на транспортных коммуникациях у Гавайских островов и у побережья США.
Соответственно, основываясь на поставленных задачах, целью боевой подготовки соединений ЭМ являлись (по данным Апалькова Ю.В., Васильева П.П.): определение возможности действий Второго Флота в районах к югу от островов Метрополии в условиях длительного отрыва от своих основных баз, проверка эффективности его торпедного оружия и выявление возможности ведения боевых действий при высокой температуре наружного воздуха; подготовка личного состава кораблей к действиям в военное время и темное время суток; получение необходимой практики для использования ЭМ в составе дивизионов, флотилий, во взаимодействии с подводными лодками, авиацией и КР; отработка приемов транспортировки армейских частей и высадки их на побережье.
Если вспомнить ход боевых действий на Тихом океане в годы Второй мировой войны, можно отметить, что японским стратегам удалось достаточно хорошо предугадать приоритеты, на достижении которых следовало сконцентрироваться в ходе плановой боевой подготовки.
Обычно боевая подготовка начиналась с середины февраля и продолжалась до декабря, условно она включала несколько периодов.
Первый период (февраль-июнь) – обучение одиночных кораблей, дивизионов и флотилий, прохождение основных артиллерийских и торпедных стрельб. Длительность одиночного обучения – 1-2 месяца, затем обучение в составе соединений. При проведении этих упражнений ЭМ в составе дивизионов, флотилий и Флота переходили из порта в порт, используя переходы для различного рода учений. Место проведения до 1932 года – у южных портов о. Хонсю и Кюсю, с 1932 года – в Японском море.
Во второй половине периода (с апреля по июнь) после одиночного обучения проводились артиллерийские и торпедные стрельбы, а также тактические упражнения в составе дивизионов и флотилий, в том числе длительные учебные походы. После первого периода боевой подготовки Флоты расходились по своим базам для отдыха экипажей.
Второй период (июль-октябрь) – совместные упражнения соединений Объединенного Флота с морской авиацией, отрядами кораблей ВМР и береговой обороны. В этот же период ежегодно Флоты совершали поход вокруг Японских островов, которые использовались для различного рода дневных и ночных совместных с армейскими частями упражнений.
Третий период (октябрь-декабрь) – маневры, состоящие из подготовительных мероприятий и непосредственно маневров.
Подготовительная часть (8-10 дней) отводилась для совместных плаваний вновь организованных соединений, налаживания связи, согласования совместных действий морских, сухопутных, воздушных сил и для решения офицерским составом на карте тактических упражнений.
В маневрах участвовали практически все силы Императорского флота (Объединенный Флот, соединения береговой обороны, гидроавиация, экипажи и ВМР), кроме того, привлекались армейские части и население приморских городов. Основная часть маневров включала 2-3 фазы и начиналась с отражения атак с воздуха на главные базы флота, стратегические объекты страны, ведения поиска в море соединений «противника». Заканчивались маневры боем главных сил.
В одном из своих справочников, посвященном японским эсминцам, Ю.В. Апальков так представлял замысел и ход маневров: «Условный противник – нападающая сторона («красные») захватывает группу островов к югу от Японии, где организует маневренную базу, устанавливает блокаду Метрополии при помощи подводных лодок, одновременно предпринимая ряд нападений на побережье страны с моря и воздуха, поддерживая эти операции линейными силами своего флота. Обороняющаяся сторона («голубые» или «синие»), отражая отдельные атаки на побережье, стремится создать такую обстановку, при которой линейные силы противника были бы вынуждены принять бой в выгодном для обороняющейся стороны районе с тем, чтобы во встречном комбинированном ударе уничтожить их. Это генеральное сражение происходит ночью, благодаря чему имелась полная возможность широко использовать торпедное оружие. В ходе маневров «голубые» ставились в наиболее неблагоприятные условия, а именно: двойное-тройное превосходство сил «противника».
В этом замысле можно увидеть, что война с точки зрения японских стратегов «представлялась» как «вынужденная» мера по отпору агрессору. И, обратите внимание, во многом действия противника напоминали действия самих японцев в годы русско-японской войны: внезапное нападение, наличие маневренной базы у побережья страны, блокада коммуникаций, стремление к бою главных сил (аналог блокады Порт-Артура), ночные действия флота при широком использовании ЭМ (Цусимское сражение). Как потом показали события, боевые корабли японского флота неплохо подготовились к боевым действиям.
Однако события войны на Тихом океане потребовали не только лихих «торпедных» атак, но и достаточно рутинных действий по противолодочной обороне, ПВО соединений и проведения десантных операций. Кстати, к этому японские экипажи оказались подготовлены. Военно-морская доктрина Японии предусматривала перевозку армейских частей на торговых судах под эскортом и прикрытием кораблей Второго Флота, различались три вида перехода десанта морем: ближний – с пребыванием в море до трех суток; средний – 3-6 суток и дальний – больше шести суток. Силы прикрытия десанта и огневой поддержки выбирались в зависимости от задач.
К примеру, в маневрах 1929 года в состав эскадры прикрытия входил почти весь Первый Флот. Отряд корабельной поддержки состоял из Третьей дивизии КР («Натори», «Юра» и «Нагара»), соединение эскорта – из Первой Флотилии (13, 15, 16, 25 ДЭМ) во главе с КР «Дзинцу».
Казалось, что боевая подготовка и тактическая организация миноносных сил японского Императорского флота в тот период вполне соответствовала требованиям времени, однако война потребовала внести свои коррективы.
По состоянию на ноябрь 1941 года в составе японского флота числилось 105 эсминцев и 41 миноносец, в постройке находилось 26 эсминцев (18 типа «Югумо», 7 типа «Акицуки» и «Симаказе»).
Организация легких сил в тот период в целом соответствовала предвоенным десятилетиям. Все эсминцы Императорского флота были сведены в 39 дивизионов (по данным Ю.В. Апалькова), большинство из которых составили шесть флотилий. Дивизионы, не вошедшие в их состав, образовывали различные соединения, предназначенные для решения определенных задач (эскортирование конвоев, противолодочное патрулирование на подходах к портам и базам).
Эсминцы типа «Фубуки» перед началом войны на Тихом океане составили 11-й ДЭМ («Фубуки», «Хацуюки», «Сираюки» и «Сагири»), 12-й ДЭМ («Муракумо», «Синономе», «Усугумо» и «Сиракумо»), 19-й ДЭМ («Исонами», «Уранами», «Аянами» и «Сикинами»), 20-й ДЭМ («Амагири», «Асагири» и «Югири»), входившие в состав Третьей Флотилии (лидер – легкий крейсер «Сендай») под командованием вице-адмирала Хасимото. Оставшиеся 8 «специальных» ЭМ вошли в состав двух дивизионов Первой флотилии (лидер – легкий КР «Абукума», контр-адмирал Омори): 6-й («Акебоно», «Оборо», «Усио» и «Сазанами») и 7-й ДЭМ («Акацуки», «Хибики», «Икадзучи» и «Инадзума») (по данным Ю.В. Апалькова).
Однако эта организация не была жесткой и менялась в зависимости от решавшихся тактических задач. К примеру, во время оккупации южных районов Тихого океана соединения формировались из дивизионов различных флотилий (в дивизионах было 2-4 корабля). При этом флотилии могли выводиться из состава флотов и передаваться в распоряжение командующего любого из тактических соединений. Это, конечно, усложняло организацию и требовало четкого взаимодействия между отрядами кораблей, не имевших опыта совместных действий, однако именно такая тактическая гибкость позволила успешно решить поставленные перед флотом задачи. Характерно, что командующий Объединенным Флотом в течение трех суток мог сосредоточить все шесть флотилий ЭМ в любой точке западной части Тихого океана. При этом командиры дивизионов были готовы действовать в составе любых флотилий, и с этой точки зрения предвоенная боевая подготовка себя оправдала. Но, как уже было отмечено, война внесла свои коррективы. Растянутые коммуникации потребовали привлечения большого числа ЭМ к эскортной службе, а генеральное сражение с линейными силами противника откладывалось.
После июля 1942 года в четырех флотилиях Первого и Второго Флотов осталось по 2-3 дивизиона, причем Первая Флотилия еще в мае 1942 года фактически была передана Пятому Флоту, а Вторая флотилия – в августе Восьмому флоту, как впрочем, и Четвертая. Так что в реальных условиях «классическая» организация была очень условной. Не только дивизионы – целые флотилии выводились из состава одного флота и включались в состав другого, иногда временного.
К примеру, в июле 1942 года Третью Флотилию в полном составе (12 эсминцев типа «Фубуки») включили в состав Юго-Западного Соединения (Флота), предназначенного для действий в Бенгальском заливе и у побережья Бирмы.
Однако, несмотря на перемещения Флотилий из одного флота в другой, МГШ стремился сохранить их состав постоянным, хотя это становилось все сложнее. Так, во время кампании у Соломоновых островов было потеряно больше 30 ЭМ, что стало причиной многочисленных перемещений кораблей между различными соединениями, так как японская промышленность не смогла компенсировать потери.
По мере сокращения числа ЭМ уменьшалось число дивизионов и флотилий. Любопытно, что, несмотря на ожесточенные бои в 1942-1943 года, к осени 1944 года японский флот смог сохранить большую часть своих тяжелых кораблей, в то время как ЭМ понесли невосполнимые потери. И это было не случайным, весной 1944 года командованием американских подводных сил была издана Директива об уничтожении японских ЭМ, значение которых было признано важнее торгового тоннажа. Как результат, в течение трех весенних месяцев американские ПЛ потопили 10 ЭМ, в том числе три типа «Фубуки» (по данным Л.А.Олюнина).
К концу 1944 года осталось только две флотилии ЭМ, которые объединили во Вторую Флотилию Первого Диверсионного Ударного Соединения. Остальные ЭМ были переданы в различные соединения для решения второстепенных задач (транспортировки армейских частей, грузов, эскортирования боевых кораблей и конвоев). С января 1945 года японский флот практически утратил четко определенную организацию легких сил. Большое число кораблей находилось в распоряжении командующих ВМР, и лишь незначительная часть ЭМ продолжала числиться в составе дивизионов.
Несмотря на активные боевые действия, боевая подготовка японских ЭМ сохранилась, хотя стала весьма условной. Ее основу составлял сравнительно большой период (около месяца) одиночной подготовки кораблей. После вступления в строй новые корабли выполняли ряд упражнений, торпедных и артиллерийских стрельб, у экипажа отрабатывались первичные навыки по обслуживанию материальной части и систем оружия. Так что сама по себе подготовка одиночного корабля не отличалась от таковой в мирное время.
Но с учетом того, что число вступающих в строй ЭМ было гораздо меньше, чем погибших, японское командование имело возможность комплектовать экипажи новых кораблей ветеранами. Вспомним, что в Германии к концу войны ситуация была несколько иной – со стапелей сходило большое количество кораблей (преимущественно ПЛ), а комплектовать экипажи для них было не из кого.
Таким образом, даже в конце войны японский флот имел достаточное количество отлично подготовленных специалистов. Хуже обстояло дело с боевой подготовкой соединений, так как военная обстановка не позволяла проводить ее в полном объеме, и часто приходилось отрабатывать навыки совместного маневрирования непосредственно в бою. Часто командующие устраивали свои штабы именно на новых кораблях, но не потому, что там было комфортнее – это позволяло не привлекать «новичков» сразу к активным действиям, а в случае необходимости помогало контролировать действия командиров. Однако это были уже полумеры, которые не могли поправить общую ситуацию на море в пользу Императорского флота.
К концу войны США и их союзники имели настолько подавляющее превосходство, что уровень боеготовности ЭМ мало влиял на их способность решать поставленные задачи. От многочисленных дивизионов и мощных флотилий из 23 «специальных» ЭМ и их 64 «наследников» в 1945 году уцелело всего 10 кораблей, а после окончания войны из ЭМ типа «Фубуки» уцелело только два («Усио» и «Хибики»). Но это была не вина кораблей и не вина их экипажей. Просто сбылось пророчество адмирала Ямамото, согласно которому победы можно было добиться только в короткой войне, если же война затянется, то Япония будет обречена. Так и случилось.
Источники:
Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. –2002. – 403 с.; Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.- 280 р.; • Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; • Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 2 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2002. – 256 с; Васильев, П. Эскадренные миноносцы типа «Фубуки»/ П.П.Васильев// Мидель-шпангоут, № 42 – 2015. – 258 с.; Васильев, П. Эсминцы типа «Фубуки» в составе Императорского флота Японии 1929-1945 гг/ П.П.Васильев. – М.: Моркнига, - 2011. – 258 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 7(64) – 2004. – 32 с.; Олюнин, Л. Японские эскадренные миноносцы типа «Фубуки»: Эскадра № 4, 2005 / Л.А.Олюнин. – СПБ: Издательство ЛеКо, 2005. – 72 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. - СПб.: Облик, 1997. – 83 с.