Дружба, заботы, искреннее внимание. Возможны ли они вне семьи, а именно в отношениях с ребенком-сиротой? Мы продолжаем беседовать с психологом Ольгой Рудацкой, которая много лет занимается поддержкой приемных семей, а сегодня подключилась к проекту «Путевка в жизнь». Проект, направленный на развитие наставничества в Екатеринбурге, недавно стал победителем в первом конкурсе Фонда президентских грантов.
В первой части разговора мы обсудили, что такое наставничество, как будут формироваться пары «взрослый-ребенок» и почему наставничество должно прийти на смену «волонтерскому туризму». Сегодня поговорим от трудностях и результатах взаимодействия с подростком-сиротой.
Ольга Петровна, каких результатов можно ожидать от непродолжительных и не таких уж частых (несколько раз в месяц) встреч наставника с сиротой?
– Кажущееся кратким общение на самом деле приносит хорошие результаты. У нас есть несколько положительных примеров. Инструктор проекта «За други своя» стал наставником для Вовки, воспитанника детского дома. Впоследствии был оформлен даже гостевой режим. Мальчик несколько раз выезжал в экспедиции. Потом грянул карантин, встречи сократились. Но ребенок все равно знает, что есть семья, которой он не безразличен, и это очень сказалось на его поведении. Директор детского дома просто не нахвалится, потому что Вовка не просто сам очень изменился, но он пытается новые ценности транслировать другим детям.
А если все же наставник примет решение отказаться от общения и встреч? Никто ведь не застрахован от каких-то обстоятельств .
– Конечно, нет. Главное не пропадать без объяснений. Самое страшное, непонятное, болезненное – это когда человек прекращает общаться и не объясняет, почему он так поступает. Сотрудники детских домов часто рассказывают о том, насколько сильно (до депрессии и истерик) переживают дети, у которых так исчезает взрослый друг. Мы не можем и не хотим удерживать наставника, если у него изменились обстоятельства. Но мы ребенка не оставим! Взрослый должен будет встретиться с ребенком и честно объяснить причины, чтобы ребенок не думал, что это из-за того, что он плохой, какой-то не такой. «Это не про тебя, это про меня: я переезжаю в другой город, мне предстоит тяжелое лечение, я устал, у меня семейные проблемы» и прочее. Кроме того, мы постараемся, чтобы в этот критический момент ребенка подхватил другой доброволец-наставник или, в конце концов, я сама подхвачу.
Наставник – живой человек, все может быть. Поэтому необходимо обучение, необходимо быть на связи со специалистами в этой теме. Ведь далеко не всегда взрослый может понять, простить, правильно потерпеть поведение ребенка. В таких случаях требуется переводчик. Например, если ребенок говорит взрослому «ты – дурак, я тебя убью!», на самом деле это может означать: «Я сейчас очень испугался, растерялся, ты мне очень нужен!».
Также психолог поможет грамотно выйти из деструктивных отношений, когда ребенок пытается манипулировать взрослым, эксплуатировать его. Мы будем объяснять ребенку, что дружба – это не человекоугодие. Например: «Я смогу поговорить с тобой только после 18.00, так как у меня работа» или «Мы не можем взять тебя с собой в поездку, потому что…» и так далее. Что дружба и любовь – это не когда кто-то что-то делает для тебя, а когда ты что-то делаешь для другого человека. А еще есть законы, нормы поведения и прочее-прочее – взрослая жизнь полна долженствованием. Будем знакомиться с этим взрослым миром вместе.
Каким должен быть основной мотив у человека, желающего стать наставником?
– Помочь ребенку взрослеть. Не проживать за него, а именно помогать самоопределяться и входить во взрослую самостоятельную жизнь. Об этом нужно помнить особенно в критические моменты, когда с ребенком возникает недопонимание. Это другой человек, у него своя жизнь, а ты – всего лишь помощник. Занимать такую позицию непросто. Ведь у ребенка-сироты множество скрытых травм и комплексов.
Почему у приемных родителей происходит разочарование или даже выгорание? Потому что жить вместе оказалось сложнее, чем они думали вначале. Они думали, что будет легко и приятно, что быстро появятся положительные результаты. А потом они понимают, какова цена этих изменений, сколько всего придется пережить, переосмыслить, потерпеть, чтобы достичь минимальных сдвигов. А для этого нужно быть взрослым, терпеливым и великодушным. Ну… или по крайней мере, стремиться стать таким человеком.
У вас есть возможность и желание стать другом, регулярно встречаться с подопечным ребенком, выстраивая с ним доверительные отношения?
Мы предлагаем добровольцам пройти обучение по нашей программе наставников. Наши психологи помогут познакомиться с особенностями детей, оставшихся без попечения родителей, научиться избегать и преодолевать конфликты в общении с подопечными, понять, чем позиция наставника отличается от просто дружбы и родительства. Наши специалисты будут сопровождать на протяжении всего времени участия в проекте. Ваша помощь детям будет очень значимой и ценной. Ведь общение в паре «наставник-подопечный» позволит ребенку восполнить элементарные умения и навыки в общении, планировании своего будущего.
Станьте значимым взрослым, протяните руку помощи и поддержки взрослеющему человеку!
По всем вопросам можно обращаться к руководителю проекта Елене Яковлевне Борщик (+7-912-210-40-00) или по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге 9343) 200-07-04