Спектакль «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз» (Центр Мейерхольда , «Июльансамбль», реж. Талгат Баталов, по пьесе Михаила Дурненкова) заявлен как противостояние хиппи государству и системе. Своей свободы, как и всякая молодёжь, они добиваются через бунт, заодно вкушая запрещенные вещества. Но суть кроется в том, что ребята просто «нюхнули» и им приглючило. Психоделика с намеком на Пелевина.
Сцена оформлена в виде вращающегося белого круга с видеопроекциями на нем. Действие происходит в этом круге, где человек крутится как белка. Но как только он сдается системе, то падает из него в черное пространство перед зрителями. Вместе со световыми эффектами это выглядело интересно.
Идея, что каждое поколение ходит по кругу, а молодёжь всегда бунтует, но большинство потом остепеняется, заводит семьи, обрастает «обстоятельствами», что стабильная и благополучная жизнь становится важнее бунта - актуальна и понятна многим.
Но актеры, 20-летние ребята, не смогли передать, каким был Советский союз. Их слова о том времени звучали чуждо и нелепо, в них не было глубины. Они говорили «1972 год» и «хиппи», но сами не понимали, что это значит. Их борьбе я не поверила, ее и не было. Они просто выдали заученный текст. Хотя некоторые актеры играли не плохо.
Перед началом режиссер Талгат Баталов предупреждает, что в спектакле «есть мат». Мат мне показался неуместным, он не добавлял речи звучности и остроты, на которую явно рассчитывали.
Постановка как будто замахнулись на «Норму» Сорокина+Диденко (ссылка на нее ниже), а вышла самодеятельность студентов театрального. Хотя студенты театрального играют в разы лучше. В чем я много раз убеждалась на спектаклях Щуки и Гитиса. Еще зачем-то вставили две фразы Лапенко «Здарова отец» и «You know», добавившие действию отчетливый налет КВН.
Кстати, на этот спектакль был выдан грант Президента! Удивительно, на что раздают гранты.
Спектакли студентов Щукинского театрального училища
Ностальгия о неслучившемся герое: премьера «Бэтмен против Брежнева» в театре на Малой Бронной
«Текст» в театре Ермоловой о ментовском произволе
Как Шекспир предсказал появление всех деспотичных правителей