Практически все произведения Мераба Константиновича Мамардашвили опубликованы. Их читают и обсуждают. Но такое ощущение - как всегда из-за интеллектуального шума и частых ссылок на "крупного философа" ускользает самое существенное.
Говорят и о "философии сознания" Мераба Мамардашвили, о постмодернистском философствовании М.К., о феноменологии М.К., о его "косноязычных текстах". И даже о секте М.К.
Удивительно и как узнаваемо это "прохождение мимо серьезного опыта мира".
В своей книге о Канте Мераб Мамардашвили неожиданно говорит: нет никакой системы философии Канта. Ведь под системой мы понимаем какое-то теоретическое построение, которое выводится из некоего фундаментального утверждения.
В случае же Канта мы имеем дело с тем, что англичане называют "work in progress". Повторяющаяся и бесконечная работа по воспроизведению условий для думания. И эти условия не совпадают с содержанием думания.
Так вот, подобно Канту, М.К. так же не создает никакой системы. Его задача в другом.
И понять эту смысложизненную задачу М.К. можно, если вспомнить, что он никогда не скрывал своего духовного родства с Декартом, с его главным пафосом: мир находится в процессе постоянного рождения.
Усилия, затраченные на возрождения (воссоздания) мира нисколько не меньше, чем усилия по его порождению. Эти усилия связаны с воссозданием условий того, чтобы в мире была совесть, любовь, понимание, вера, честность, достоинство.
Без этих условий человеческий мир превращается в стремления к честности, в попытки любви, в потуги веры, в якобы понимание и имитацию достоинства существования.
Вся философия М.К. заточена на эту задачу: воссоздание условий человеческого существования, делающих нашу жизнь, достойную проживания.
И тексты М.К. как раз выполняют это задачу. Чтобы понять как, можно обратиться к записи одного из наших вебинаров по философии М.К.