Однажды, в студёную зимнюю пору шёл я по музею ВВС в Монино мимо самолёта Т-4 «Сотка». Это один из самых знаменитых и впечатляющих экспонатов музея.
Иду и смотрю: ветром сорвало одну из заглушек на соплах двигателей. Не будь я волонтёр, сходил за лестницей и полез ставить на место. Заодно сделал пару кадров.
Вокруг сопла двигателя расположен защитный экран, который был призван не допускать чрезмерного нагрева крыла и фюзеляжа под воздействием реактивной струи. При длительной работе двигателя в форсажном режиме температура на защитном экране достигала 525 °С, а на нижней поверхности центроплана над двигательным отсеком - всего 310 °С.
Регулируемое сверхзвуковое сопло имеет три венца подвижных створок, образующих дозвуковую и сверхзвуковую части, которые окружает нерегулируемая профилированная обечайка, образующая срез сопла. Сопло с такой развитой механизацией обеспечивало высокое значение коэффициента тяги на всех основных режимах.
Механизм регулировки диаметра сопла ближе, в деталях. Как видно, управление осуществлялось перестановкой кольца из стальной трубки, с приваренными к нему роликами, по которым скользили кронштейны подвижных створок.
Форсажная камера. Виден её перфорированный противовибрационный экран. На Т-4 впервые в практике отечественного авиадвигателестроения применена система розжига форсажной камеры путём впрыска топлива через турбину («огневая дорожка»).
Дальше видна полость ‒ мотоотсек гондолы, в котором находился сам двигатель. Конструкция мототсека очень простая: это пространство в форме параллелепипеда, стенки которого оборудованы рёбрами жёсткости и сварены из титановых и стальных сплавов.
В мотоотсеке располагался двигатель РД36-41. Это одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель, разработанный в ОКБ-36 под руководством главного конструктора П.А. Колесова на базе двигателя ВД-19. Ныне ОКБ-36 ‒ это ОАО «НПО "Сатурн"», г. Рыбинск. Каждый двигатель обладал статической тягой в 16000 кг.
В хранилищах монинского музея находится сразу шесть экземпляров «изделия 47», с серийными номерами 14, 17, 18, 25, 26 и 27.
Крепление двигателей в мотоотсеке гондолы к нижней части крыла и к продольной силовой стенке, идущей по оси симметрии гондолы, осуществлялось с помощью тяг и рам, которые хорошо видно на следующем фото.
В нижней части мотоотсека, на нижней панели гондолы имеются люки, которые снимали, производя установку и демонтаж двигателей.
В самом конце видно заглушку на входном отверстии воздухозаборника. Самолёт просматривается насквозь. Особенностью конструкции самолёта Т-4 являлось то, что на два двигателя приходился один канал воздухозаборника. Поэтому воздушный канал имеет изогнутую форму, а его плоские стенки в определённом месте сменяются цилиндрическими.
На этом осмотр внутреннего пространства Т-4 можно завершить. Дальше я вернул на место заглушку и пошёл по своим делам.
Другие статьи про самолёт Т-4 «Сотка»: