Слова «лох», «клево», «стебаться» вполне понятны, хотя и пришли из лексикона криминальных элементов. Но преступный мир лишь заимствовал древний и тайный язык коробейников и скоморохов.
А сами бродячие торговцы и артисты относились к закрытому сообществу, рожденному в языческую эпоху.
Жрецы трехголового Трояна
Первобытные люди одухотворяли мир, в котором жили. Они верили, что со стихией можно договориться, если знаешь и исполняешь особые ритуалы. Так сложились первые культы, а затем и религии.
Появились особые люди хранители культа и обрядов – жрецы. Свое знание держали в тайне и передавали только подготовленным членам племени.
С появлением государства роль жрецов в общественной жизни уменьшается. В IX веке в Древней Руси язычество начало вытесняться христианством, а традиционные славянские верования подвергались гонениям. Пришлось ведунам, волхвам и прочим идолопоклонникам сниматься с мест и скитаться в поисках свободных от властей уголков.
Древнейшим и могущественным богом славян был Троян.
Считается, что именно этому треглавому богу поклонялись всевозможные сказители, певцы, калики перехожие. Они сохраняли ритуальные песни, танцы, обряды, следили за соблюдением цикла календарных праздников. Так сохраняли древнюю, но гонимую религию. Последователями бродячих сказителей стали скоморохи.
Скоморохи - помощники волхвов
Людям остро не хватает смеха, радости в непростой полной труда и невзгод жизни. Поэтому артисты востребованы во все времена.
Скоморохи перемещались от одного поселения к другому, играли на музыкальных инструментах, развлекали танцами, песнями, кукольными представлениями. Водили дрессированных животных.
В основе игр и представлений скоморохов лежали древние ритуалы и языческие церемонии. Это отголоски тех времен, когда праздничные игрища были частью обряда, а скоморохи исполнителями обряда. Они следовали за волхвами-кудесниками и под их руководством занимались ведовством.
Даже древнего певца-гусляра Бояна приравнивают не то к скомороху, не то к волхву.
Однако и в скоморохах власть усмотрела угрозу официальной церкви и распространению язычества. Одной из причин гонения на скоморохов стал загадочный язык, на котором говорили бродячие артисты. Считалось, что так они передают магические заклинания и науку ведовства.
Язык торговцев и преступников
В XVII веке ватагам скоморохов пришлось несладко. Власть запретила их деятельность. Бывшие скоморохи подались кто куда, но большая часть стала коробейниками. Этот новый вид торговцев-разносчиков как раз начал складываться в России.
О связи торговцев и скоморохов говорят былины и мифы. Легендарный Садко до того как стать купцом был гусляром, певцом и скоморохом.
Торговля мелочным товаром - книгами, лубками, иконами, всем тем, что необходимо в домашнем хозяйстве оказалась прибыльным делом. Области, где земледелие было не основным занятием и где сложились ремесленные центры, снабжали собственными изделиями коробейников.
А на Владимирской земле выросли целые поселения торговцев-ходебщиков, которые назывались офенями. Переняли офени у скоморохов и особый язык.
Особенности профессии, опасности, связанные с кочевым образом жизни, еще больше укрепил желание коробейников обособиться и использовать свой язык – феню. Секретный язык помогал опознать «своего», выйти из сложной ситуации, и обмануть непосвященного. Да и сама деятельность офеней балансировала на грани закона.
Языком заинтересовался Владимир Даль и даже составил словарь офенского языка.
С исчезновением коробейников язык перекочевал в криминальную среду, но сохранил название.
Как думаете могла ли "феня" быть частью древнего языческого культа?
Понравилась статья - ставь лайк! Подписывайся на канал!