Театр Сатиры (Триумфальная площадь, д. 2).
На Триумфальной площади, между Концертным залом имени П.И. Чайковского и садом «Аквариум», буквально втиснут бункер Театра Сатиры. Если бы не красная вывеска, было бы трудно понять предназначение этой коробки с еле видимым куполом.
Зданию, которому больше ста лет, в 1960-х годах по проекту архитектора В. Степанова придали современный вид (в духе Хрущевской борьбы с излишествами в архитектуре): глухой фасад-экран справа украсили квадратным светящимся панно с надписью «Театр Сатиры», в левой части фасада разместили накладные театральные маски. Вот так на прекрасное здание, украшавшее Триумфальную площадь, надели бетонный саркофаг.
О возрасте постройки говорит огромный купол – он напоминает о бывшем здесь знаменитом цирке братьев Никитиных, построенном в 1910-х годах архитектором Б.М. Нилусом совместно с А.М. Гуржиенко.
«Московский листок» писал в 1911 году: «между театрами "Буфф" и "Аквариум" на месте старого, полуразрушенного домика Аким Никитин воздвиг грандиозное здание цирка», которое «поражает своим изяществом, грандиозностью и особенно массой воздуха».
Оценить изящество этого здания мы можем теперь только по фотографии - его дважды реконструировали (в 1920-х и 1960-х гг.) и сегодня о цирке братьев Никитиных напоминает разве что купол.
Цирк был оборудован по последнему слову техники (здание имело вращающийся и опускающийся манеж и возможность проведения водных представлений).
К слову Братьями Никитиными были открыты здания цирков в Москве, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове, Тифлисе, Одессе, Минске, Орле и других городах. Именем братьев назван цирк в Саратове.
Сотрудник Исторического музея Алексей Орешников вспоминал - "Ходил ... в цирк Никитина, любопытен египтянин Али, глотавший рыб, лягушек и извергавший их живыми, выпил огромное количество воды, которую выпустил, съел 3 платка цветных и их извергнул. Превосходны 3 ученых слона. Укротительницу львов и тигров не стал смотреть" .(https://stapelia2784.livejournal.com/108221.html)
В Цирке Никитиных работали такие мастера русского цирка как Владимир и Анатолий Дуровы, Виталий Лазаренко, борцы Иван Поддубный, Иван Заикин.
В 1919 цирк был национализирован и стал называться 2-й Госцирк (1-й был на Цветном бульваре).
В 1920-е годы с московским цирком сотрудничали поэты Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач.
В 1924 году арена цирка братьев Никитиных была приспособлена под первый советский мюзик-холл (цирк закрыли из-за нехватки еды для питомцев).
Из заключения госкомиссии от 19.04.1932 г. в составе т-щей Ворошилова, Шмидта, Бубнова и Смирнова:
«…По поручению ЦК мы просмотрели сегодня в театре «Мюзик-Холл» пьесу Демьяна Бедного «Как 14-я дивизия в рай шла». Пьеса наполнена острым антирелигиозным содержанием, смотрится легко и с большим интересом, вызывает массу здорового смеха. Ничего предосудительного пьеса не содержит…»
В 1930-е годы в здании разместился Театр оперетты.
Знатоки творчества М.А. Булгакова утверждают, что именно мюзик-холл в цирке Никитиных стал прототипом театра «Варьете» в романе «Мастер и Маргарита» – там проходил сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением.
В романе, в описании интерьеров театра, можно угадать признаки перестроенного цирка: «Голубой занавес пошел с двух сторон и закрыл велосипедистов, зеленые огни с надписью «выход» у дверей погасли, и в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары».
В 1965 году под старым куполом открыли новый зал — и Театр Сатиры получил постоянную прописку после долгих переездов.
Сад «Аквариум»
Историю сада «Аквариум» можно начинать с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С. М. Малкиеля открылся сад с громким названием «Чикаго». В саду был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. На месте, где раньше размещался пруд, был устроен «каменный грот».
Здесь всё сияло, переливалось, мигало гирляндами бесчисленных электрических лампочек, приглашало посетить новый оазис вечернего досуга.
Запускались и бывшие тогда новинкой «гигантские воздушные шары», на которых желающие могли совершить воздушное путешествие без гарантии счастливого финала и с неизвестным местом приземления.
В 1898 году весь этот развлекательный сгусток арендует Шарль Омон (московский антрепренёр конца XIX-начала XX века, по некоторым данным — француз из Алжира, «король антрепризы», основатель российского кинопроката), переименовавший «Чикаго» в более теплое – «Аквариум».
Предполагают, что название было дано с оглядкой на популярный увеселительный сад в Петербурге. По аналогии с ним, даже существовала маленькая искусственная речка с мостиком от декоративного павильона к музыкальной эстраде.
В настоящее время сад «Аквариум» является небольшим зеленым оазисом в центре Москвы. Он так умело прячется, находясь на виду, что не все москвичи о нем знают. Большинство пробегает мимо, торопясь в метро или по своим, как им кажется, неотложным делам, уткнувшись в телефоны. Вот ничем не примечательная металлическая ограда с афишами театра им. Моссовета, да мало ли в столице заборов понавозвели!
А вы зайдите, не поленитесь.
Приходите сюда летом, когда московский зной гонит жителей за город. Здесь в тени зелени деревьев под журчание искусственного ручейка можно отдохнуть и полюбоваться небольшими, но симпатичными фонтанами.
Здесь сатир сыграет Вам на флейте задорную мелодию, выдувая из нее струи воды. А неподалеку от него Аполлон извлечет чарующие звуки из водяных струн золотой лиры.
Но будьте осторожны: в глубине сада за Вами наблюдает Медуза-Горгона. Пусть Вас не обманывает ее безразличный вид и убаюкивающие звуки водяных струй, изливающихся из открытых ртов змей-волос медузы. Кто знает, когда она откроет глаза и что случится, если встретитесь с ней взглядом?
В дальнем правом углу сада притулилось небольшое зеленовато-голубоватое здание туалета. С одной стороны - весьма полезная опция в центре Москвы но с другой стороны, внимательней смотрите по сторонам: не притаился ли в зарослях сирени небольшой толстяк с кошачьей физиономией. А то будет как с Варенухой из «Мастера и Маргариты».
"...Как ни торопился Варенуха, неодолимое желание потянуло его забежать на секунду в летнюю уборную, чтобы на ходу проверить, одел ли монтер в сетку лампу. Пробежав мимо тира, Варенуха попал в густую заросль сирени, в которой стояло голубоватое здание уборной...»
"... и вдруг (Варенуха) услышал за собою голос, мурлыкнувший:
– Это вы, Иван Савельевич? Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией.
– Ну я, – неприязненно ответил Варенуха.
– Очень, очень приятно, – писклявым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сидения...".