Найти в Дзене
Что могут короли...

Умопомрачительная любовь Педру I Справедливого, или покойница на троне.

Инес де Кастро была фрейлиной при при португальском дворе в XIV столетии. Так случилось, что она и дом Педру, наследник португальского престола, глубоко полюбили друг друга.

Инес была дочерью Педро Фернандеса де Кастро, незаконнорожденного внука короля Кастилии Санчо IV. В то время Испания и Португалия часто находились в конфронтации, но многие разногласия разрешались путем женитьбы аристократических отпрысков.

Такая участь была уготована и Инес. В 1340 году она отправилась в Португалию в сопровождении своей кузины Констанции, которая вскоре после этого вышла замуж за старшего сына короля Афонсу IV - Педру.

Молодой Педро не испытывал чувства любви по отношении к Констанции и, хотя был женат на ней, влюбился в другую женщину - на тот момент фрейлину своей жены Инес де Кастро.

Инес была очень элегантной и красивой молодой женщиной. Легенды утверждают, что кожа якобы была столь бела, что было видно, как вино течет по ее горлу, когда она пила его, а глаза были синими, как ясное небо.

Педру сильно влюбился в Инес, но его отец, король Афонсу IV решительно воспротивился таким отношениям. По этой причине Инес была отправлена подальше от двора - в изгнание в замок Альбукерке. Красавица оставалась там до 1345 года, когда Констанца умерла во время (надо заметить) очередных родов.

***

Наконец-то Педро смог жениться на любви всей своей жизни. Отец предлагал Педро других принцесс, но тот все отказывался. Инес вернулась-таки к королевскому двору. Влюбленные стали ближе друг к другу, чем когда-либо. Платонические отношения переросли в физическую страсть. В результате у них родилось четверо детей: Альфонсо, Беатрис, Хуан и Денис.

Король Афонсу был убежден, что их брак поставит под угрозу хрупкие отношения между Португалией и Кастилией и что между двумя королевствами разразится война. Трое из его свиты посоветовали королю избавиться от Инес физически, дабы предотвратить возможные войны.

7 января 1355 года, когда дона Педру не было дома, Альфонсо послал трех человек, чтобы умертвить Инес. Они встретили Инес с одним из ее детей и расправились с ней на глазах у ребенка.

***

Когда дон Педру узнал о случившейся расправе, и о том, что за смертью Инес стоит его отец, он пришел в такую ярость, что развязал в Португалии настоящую гражданскую войну с отцом.

Афонсу IV умер в 1357 году, а Педру взошел на португальский престол. Его первым приказом было найти и привести к нему убийц Инес де Кастро, а также изваять белоснежный мраморный саркофаг удивительной красоты для покойной.

Он обменял кастильских беглецов, которые жили в Португалии, на трех дворян, убивших Инес (все же одному из них посчастливилось скрыться). Педру казнил их, вырывав их сердца, у одно из груди, а другого со стороны спины, пока несчастные были еще живы. И на этом король не остановился.

-2

Он якобы извлек тело Инес из могилы в церкви Святой Клары и посадил её тело на трон, а затем заставил дворян, духовенство и крестьян приклониться его покойной королеве и облобызать ее руку. Так ли оно было?... По крайней мере король получил свой сарковаг - заказ был рассчитан на две персоны. Вторым подразумевался возлечь король. «До конца света…» - такая надпись была выбита на мраморе по желанию безутешного Педру.

Педру I в истории прославился двумя прозвищами - Справедливый и Жестокий. И действительно, своими деяниями на престоле Педру запомнился тем, что вершил правосудие самым жестоким образом, часто собственнолично верша казни, не доверяя их палачам. У него были дочери от обоих женщин. Кроме того - были и небрачные дети. Волею судьбы престол после него наследовал сын Констанции - Фернанду I, его дочь Беатрис. А затем - сын-бастард Жуан I от одной благородной дамы. Дети Инес волею судьбы не воссели на престол. И все же, потомки страстной любви Педру I и Инес здравствовали не одно столетие.

*** История любви Педру и Инес была благодатной почвой в качестве сюжета для изобразительного искусства (в том числе Карл Брюллов). Столь притягательный сюжет на протяжении веков эксплуатировали и продолжают это делать в литературе (достаточно упомянуть хотя бы пьесу Виктора Гюго). Их любовь прославлена в чуть ли не двух десятках опер. И, разумеется, кинематограф аж с 1910 года являл снова и снова на экране финал несчастной любви: