Найти в Дзене
С Богом по жизни

Божье право на власть

Оглавление

Представьте на мгновение, что вы Адам или Ева. Куда бы вы ни кинули взгляд, везде видите одну красоту. Жизнь проста; удовлетворяется каждая ваша потребность. Вы не только знаете о Боге, но и общаетесь с Ним как с близким и надёжным другом. При таких отношениях с Ним вы знаете, что Он Творец, а вы венец Его творения; ибо, сотворив вас, Он произнёс: «Хорошо весьма» (Быт. 1:31).

По праву Творца Он установил некоторые ограничения, чтобы вы могли пользоваться раем, который Он создал для вас. Это очень простые ограничения. Вы должны сознавать свою уникальную роль в творении, жить в раю и есть его плоды — все плоды за исключением тех, что растут на одном дереве, которые вы ни при каких обстоятельствах есть не должны. Что может быть проще?

А теперь представьте другой сценарий. Вы среди тех, кто живёт в дни Ноя, сразу после великого потопа, которым Бог разрушил мир, сохранив жизнь ему и его семье. Человечество настолько развратилось, что Он уже не мог этого терпеть. Потоп очистил мир в буквальном и нравственном смысле, начиная с праведного Ноя, единственного человека, который выделялся среди остальных, но которого остальные не хотели слушать (см. 2 Пет. 2:5). Отсюда вы узнаёте, что Бог не терпит неповиновения. Однако рассказ о Ное также учит вас, что Бог по-прежнему хочет иметь связь с человечеством. Ной был праведным, но не безгрешным. Несмотря на это, через него Бог дал человечеству второй шанс. Очищенная земля означала новое начало, возможность научиться на ошибках тех, кто умер раньше.

Обе эти истории взяты из первых одиннадцати глав Бытия. Обе заканчиваются одинаково. Благословлённые славным началом, люди не захотели последовать Божьим путём, а упорно шли своим. Адам и Ева решили вкусить от запретного плода и обнаружили, что Бог был прав, когда говорил об их смерти (Быт. 3:1–24). Получив шанс после потопа начать всё заново, люди очень скоро стали искать славы для себя, а не прославлять имя Бога. Они решили построить башню до небес и выйти из-под Божьей власти (Быт. 11:1–9). Эта история непослушания в том или ином виде проходит через весь Ветхий Завет. Бог избрал Аврама, которому пообещал наследника, землю и большое потомство. Авраму, позже получившему имя Авраам, пришлось учиться доверять Богу. Все двадцать пять лет ожидания наследника Авраам пытался строить собственные планы, вместо того чтобы всецело полагаться на Бога.

Исаак и Иаков, сын и внук Авраама, через которых Бог исполнил Своё обещание, проявляли те же тенденции; и всё же Бог не оставил их. Господь работал через их потомков, даже, например, когда десять сыновей Иакова продали своего брата в рабство, сказав потом отцу, что он погиб. Бог использовал их нечестивый поступок, чтобы обеспечить их спасение и превращение в народ. Когда потомки сыновей Иакова оказались в египетском рабстве, Бог вмешался и спас их. Фараон и его соотечественники узнали цену пренебрежения Господом-Творцом. Однако спасённые не оценили того, что имели, и не положились на Бога. Они были так поглощены жалобами и тревогами, что им не было позволено войти в землю обетованную. Эту мечту осуществили только их дети.

Этот цикл так и повторяется от самого начала: за сотворением и благословением следует неповиновение и суд, затем, за восстановлением, следует ещё больший бунт. Люди во всякое время и во всяком месте злоупотребляют своей свободой и пытаются жить по-своему, сопротивляясь предъявлению Богом Своих прав на них.

ПРАВО БОГА НА ВЛАСТЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Учитывая этот повторяющийся цикл неповиновения и суда, описанный в Библии, не стоит удивляться тому, что Писания часто обращаются к Божьему праву осуществлять власть над Своим миром. Например, Пс. 23:1, 2 говорит: «Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней, ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её». Ис. 40:21–24 развивает эту идею:

«Разве не знаете? Разве вы не слышали? Разве вам не говорено было от начала? Разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, вихрь унёс их, как солому».

Ветхий Завет также говорит, что Бог напоминал Своему народу о Своём праве на власть, указывая на него как на основание для тех заповедей, которые Он давал им. Передавая Израилю Десять заповедей, Бог подтвердил Свои ожидания свидетельствами того, что Он главенствует надо всем и потому имеет право установить Свой закон. Обратите внимание, к примеру, что было сказано людям, когда они пришли к Сиону и готовились к принятию Божьего закона:

«И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошёл к Богу, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: “Так скажи дому Израилеву и возвести сынам Израилевым: 'Вы видели, что Я сделал египтянам и как Я носил вас на орлиных крыльях и принёс вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым'. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым”» (Исх. 19:2–6).

Непосредственно перед тем, как передать Десять заповедей, Моисей кратко напомнил о Божьем праве давать их: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). После перечисления Его заповедей Бог снова продемонстрировал Свою силу:

«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: “Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть”. И сказал Моисей народу: “Не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили”» (Исх. 20:18–20).

Читая Ветхий Завет, мы видим Божьи усилия внушить людям понимание Своего права на власть. Он серьёзно воспринимает любой вызов Своей власти. Он демонстрировал гнев и тогда, когда народ игнорировал отдельные заповеди, и когда они выходили за границы Его конкретных указаний. В Лев. 10:1, 2 Надав и Авиуд — двое из пяти израильских священников, имевшихся на то время — были поражены смертью за то, что использовали не заповеданный огонь для своих кадильниц. В 1 Цар. 13:7–14 царь Саул счёл, что угроза сражения давала ему право не послушаться предыдущих указаний ожидать прибытия Самуила, чтобы принести необходимую жертву до начала битвы (1 Цар. 10:8).

Это непослушание стоило Саулу и его наследникам царства. В 1 Цар. 15 он, вроде бы из добрых побуждений, самовольно (ст. 9, 15) пощадил самых лучших овец и волов — и даже самого царя амаликитян. Это противоречило повелению. Стихи 22 и 23 показывают, что Бог ждёт от Своего народа послушания Ему во всём и не терпит неповиновения:

«И отвечал Самуил: “Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство…”».

Саул уже должен был знать это о Боге. Втор. 12:32 не оставляет по этому поводу никаких сомнений: «Всё, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того». Эти и другие ветхозаветные стихи подчёркивают, что Бог имеет право говорить людям, как им следует жить. В Иер. 10:23 сказано: «…не в воле человека путь его [и] не во власти идущего давать направление стопам своим».

ПРАВО ИИСУСА НА ВЛАСТЬ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В Новом Завете мы видим тот же акцент, но с одним важным изменением. С момента воскресения (см. Рим. 1:4) Иисусу Назарянину давалась «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Поскольку Он теперь имеет эту власть, за Ним нужно следовать как за «Господом и Христом» (Деян. 2:36) до всеобщего воскресения в конце времён, «когда Он передаст Царство Богу и Отцу» (1 Кор. 15:24).

Так как Иисус есть Господь, Ему нужно подражать и повиноваться. Ничто в Новом Завете не выражено яснее. Спасение можно обрести только через Иисуса. «Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Только верующие в Иисуса могут иметь вечную жизнь (Ин. 3:16). Иисус есть «путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез [Него]» (Ин. 14:16). Его слово будет судить человечество в последний день (Ин. 12:48). Его положение Господа даёт Ему право говорить тем, кто заявляет о своей вере в Него, но не повинуется Ему: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23).

Господство Иисуса не приберегается для последнего суда и вечности. Его владычество как Господа делает Его «выше всего — главой Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего всё во всём» (Еф. 1:22, 23). Как Господь, Он — «источник вечного спасения для всех, кто Ему послушен» (Евр. 5:9; Современный Перевод). Его господство дало новозаветным авторам уверенность в том, что они не повинны в богохульстве, провозглашая, что Бог «через [Иисуса] сотворил мир» (Евр. 1:2, Современный Перевод; см. также Ин. 1:1–5; Кол. 1:15, 16). Оно придало Павлу смелость заявить: «…Бог превознёс Его и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9–11). Иисус говорил, что Его приверженцы будут соблюдать Его заповеди (Ин. 14:15; 15:14). Желающим обратиться к Богу велено сделать это во имя Иисуса, а потом идти и говорить всем встречным, что они тоже должны обратиться к Богу во имя Иисуса, «уча их соблюдать всё, что [Он] повелел» (Мф. 28:20).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От самого начала люди старались выйти из-под Божьей власти. Эта власть теперь дана Иисусу, которого называют Христом. Божье естество и Его Слово остаются неизменными: поскольку Бог сотворил всё сущее и через воскресение Иисуса производит новое творение, то вся власть принадлежит Ему. С нашей стороны будет мудро не отвергать Его власть, а научиться покоряться ей.

В этом стихе богатый подтекст восхваления Иисуса как Господа. Лексика, использованная для Его описания, взята из Ис. 45:23, ветхозаветного текста, возвеличивающего славу Бога. В случае такого человека, как Павел, выросшего в иудаизме с его твёрдой верой в Яхве как единого истинного Бога, употребление подобного языка при описании того, на кого мир смотрел просто как на человека (использование Павлом имени «Иисус» в этом отношении несёт особую смысловую нагрузку), можно объяснить только его глубоким убеждением, что Иисус был не просто человек.

Повиновение | С Богом по жизни | Дзен