Найти тему
С Богом по жизни

Авраам: испытания веры

(Бытие 11:27—22:19)

Простое и понятное определение библейской веры звучит приблизительно так: "Вера — это согласие со всем, что сказал Бог, и исполнение Его повелений с доверием и любовью". Такая формулировка проистекает из двух библейских стихов — Евр. 11:1 и Рим. 10:17.

В Евр. 11:1 дается описание веры: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”. Этот стих говорит, что вера для нас есть причина и основание ожидать, что Бог спасет нас, ответит на наши молитвы и исполнит все остальные обещания нам. Вера — это то, на чем зиждется наша убежденность в существовании и верности Бога.

В Рим. 10:17 говорится, откуда происходит вера: “Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божьего". Этот стих утверждает, что веру производит Писание. Слышание Слова Божьего приводит к вере. Таким образом, только приняв всё сказанное Богом, мы можем иметь истинную веру.

Старинная иллюстрация, использовавшаяся когда-то первыми проповедниками на американском континенте, поможет нам понять разницу между верой, мнением и знанием. Предположим, что я встал перед общиной, поднял сжатую в кулак руку и сказал: “Угадайте, что у меня в руке?” Одни скажут, что у меня в руке ключ, другие — что монета, кто-то решит, что пуговица. Но всё это будут лишь догадки. Поскольку у них нет никаких доказательств относительно того, что я держу в руке, все их предположения будут только мнением и ничем больше.

Допустим, затем я им скажу, что в руке я держу маленький камушек. Если они услышали, что я сказал, и согласились принять мои слова на веру, тогда они перешли от мнения к вере. Мои слова стали для них свидетельством, давшим основание для веры.

А теперь предположим, что я показал им тот маленький камушек, который держал в руке. Увидев его, они узнают, что я сказал им правду. Тот факт, что они увидели предмет, зажатый в моём кулаке, превратил их веру в знание.

Когда они гадали, что у меня в руке, они высказывали свои мнения. Когда они приняли моё утверждение, что у меня в руке камушек, у них возникла вера. Когда они увидели то, что у меня было в руке, они перешли от веры к знанию. Вера — это не мнение, так как она основана на свидетельстве. Вера — это не знание, так как она есть согласие принять свидетельство о невидимом.

Библия не только даёт определение веры, но и показывает её. В качестве образца подлинной веры Бог избрал Авраама. Благодаря своей вере Авраам назван “другом Божиим” (Ис. 41:8; Иак. 2:23). Благодаря своей преданности он стал отцом верных. Это значит, что все верующие в определённом смысле являются детьми Авраама (Рим. 4:16; Гал. 3:7). На примере Авраама Бог показал нам, что значит иметь веру.

Поскольку мы должны ходить, или жить верой (2 Кор. 5:7), давайте поговорим о том, как жил Авраам, и посмотрим, что значит быть человеком веры. Авраам выдержал три великих испытания, которые иллюстрируют собой составляющие веры.

ИСПЫТАНИЕ РАССТАВАНИЕМ

Первое испытание, которому подвергся Авраам — или Аврам, как его тогда звали, — было испытание расставанием. Ему было велено оставить свой дом и уйти из Ура Халдейского, а затем из Харрана (Быт. 11:27-31). Бог обещал привести его в другое место. Впервые Бог призвал Аврама, когда тот жил в Уре, и это было примерно в 2165 г. до н.э. Второй раз, из Харрана, Аврам был призван спустя пятнадцать лет.

Ур, откуда впервые был призван Аврам, был город в Месопотамии, в котором процветали культура, наука и торговля. Должно быть, Авраму не легко было покидать Ур.

В результате археологических раскопок было установлено, что Ур занимал площадь примерно в десять квадратных километров, а его население составляло около 300 000 человек. Ур был важным культурным центром. Историки и археологи сходятся во мнении, что жители Ура были высокообразованными людьми. Они обладали глубокими познаниями в математике и астрономии, а также владели ткацким мастерством и искусством гравирования. Кроме того, у них была развита письменность. Археологи обнаружили множество глиняных табличек с письменами, которые помогли многое узнать об общественном устройстве, религии и культурной жизни города. Что касается религии, Ур был политеистическим городом, где поклонялись многим богам, в особенности олицетворявшим силы природы. В центре Ура находился большой храм, называемый зиккуратом. Там поклонялись верховному божеству — богу луны Наннару.

В Иис. Н. 24:2 говорится, что Фарра, отец Аврама, поклонялся идолам:

«И сказал Иисус всему народу: “Так говорит Господь, Бог Израилев: «За рекою (Евфратом) жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам»”.

Нам не говорится, когда Аврам узнал о Боге Яхве, но в какой-то момент он глубоко уверовал в Него.

Когда Бог призвал Аврама, он вместе с Фаррой покинул Ур. Они прошли более девятисот километров на север и поселились в Харране. В Быт. 11:31 сказано, что Фарра привел Аврама в Харран. Должно быть, когда Бог призвал Аврама, тот убедил Фарру покинуть Ур; после того Фарра как глава рода возглавил путешествие в Харран. Возможно, Аврам согласился остановиться в Харране из-за возраста и состояния здоровья своего отца. Он прожил в Харране (Быт. 11:32—12:3) до самой смерти Фарры, который умер в возрасте двухсот пяти лет.

Вероятно, спустя пятнадцать лет после того, как к Авраму был первый зов свыше, Бог снова позвал его, теперь из Харрана (Быт. 12:1-3). В этот раз Аврам получил от Бога обетование, которое считается стержнем Ветхого Завета. В пяти различных случаях Авраам получал от Бога обетования, вместе составляющие завет, который Бог заключил с Авраамом. В первый раз это произошло до того, как Авраам прибыл в землю обетованную (Быт. 12:1-3); во второй раз это было после того, как от него отделился Лот (Быт. 13:14-17); третий случай был после того, как Авраам спас Лота из плена у четырёх царей (Быт. 15:1-21); в четвёртый раз это случилось накануне разрушения Содома, когда Аврааму было девяносто девять лет (Быт. 17:1-22); и в пятом случае это произошло спустя несколько лет, после того как Бог велел Аврааму принести в жертву Исаака (Быт. 22:15-18). При анализе того, что сказал Бог в этих пяти случаях, становятся видны три основных направления обетования. Во-первых, потомки Авраама образуют целую нацию и станут особым народом Божьим (Быт. 12; 13:16; 15:2-5; 17:4-6; 22:17). Во-вторых, страна, куда Бог привёл Авраама, станет родиной этого народа (Быт. 13:14-17; 15:18; 17:8). В-третьих, его потомки станут благословением для всего мира, так что через них благословятся все народы (Быт. 12:2, 3; 18:18; 22:18). Это последнее обетование исполнилось с приходом в мир Мессии через колено Иудино (Гал. 3:16).

«И сказал Господь Авраму: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные"» (Быт. 12:1-3).

Бог велел Авраму оставить свою страну, своих родных и дом своего отца. Обратите внимание на эту очередность: каждый последующий элемент подразумевает всё большую жертву.

Выдержал ли Аврам это испытание? В Библии говорится: “И пошел Аврам...” (Быт. 12:4). Ему пришлось покинуть всё, что было важным для него, — страну, родственников, близких. Авраму было семьдесят пять лет, когда он исполнил повеление Бога (Быт. 12:4). В Евр. 11:8 мы читаем:

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт».

Аврам является хорошим примером для нас в том, как он упаковал свои вещи, вырвал свои корни, покинул родину и отправился туда, куда указал ему Господь. Бог призвал его уйти, и он ушёл. Вот это и есть вера. Любому человеку было бы трудно так поступить. То, что Аврам повиновался Его зову, Бог расценил как проявление веры.

Итак, вот первая составляющая хождения верой — “расставание". Бог не требует от нас, чтобы мы покидали свою родину и отправлялись в чужие края, как Он велел Авраму. Однако Он требует, чтобы каждый решивший следовать за Ним покинул страну греха и с верой отправился за Ним в обетованную землю праведности.

Посмотрите, как об этом “расставании” говорится в послании Павла к христианам в Колоссах:

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления, среди которых и вы некогда вращались, когда жили так. А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:5-10).

Евангелие предназначено для всех — для тех, кого мы бы посчитали самыми плохими, обыкновенными и самыми лучшими. Верой спасается как иудей, так и язычник. Бог не делает между ними никакого различия (Деян. 15:9). Для всех спасающая вера включает в себя покаяние, “расставание" с греховной жизнью и следование за Богом в праведность (Деян. 17:30, 31). Бог примет любого из нас, но мы должны прийти к Нему с верой — с такой верой, которая побудит нас оставить грех и уповать на Него.

ИСПЫТАНИЕ ДОВЕРИЯ

Когда Аврам прибыл в Ханаан, он подвергся второму испытанию, заключавшемуся в доверии Богу. Бог сказал, что благословит Аврама. Тревожась о будущем, Аврам спросил: "Владыка Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным...” (Быт. 15:2). Бог ответил, что в Его планы входит дать потомство Авраму — у него с Сарой родится сын.

«И вывел его вон и сказал ему: “Посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их”. И сказал ему: “Столько будет у тебя потомков". Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:5, 6).

Бог также сказал Авраму, что тот получит во владение Палестину (Быт. 15:7). Желая получить какое-либо подтверждение, Аврам спросил Его: “По чему мне узнать, что я буду владеть ею?” В ответ Бог приступил к заключению завета с Аврамом.

Ветхий Завет — это по сути рассказ о том, как Бог заключал с людьми заветы. В знак заключения завета с Аврамом Бог решил провести особый ритуал, которым скреплялись соглашения. Он велел Авраму взять трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего барана, трёхлетнюю горлицу и молодого голубя, а затем рассечь телку, козу и барана на две части. Аврам сделал всё, как ему было сказано. Он разрубил на две половины телицу, козу и барана и положил одну половину против другой, оставив между ними проход. В ту ночь между рассеченными частями животных прошел таинственный столб дыма и огня (Быт. 15:7-17).

Идею, лежащую в основе такого способа заключения завета, видимо, можно выразить примерно так: “Если ты нарушишь это соглашение, тогда пусть тебя рассекут пополам, как этих животных”. Обычно было принято, чтобы оба участника договора прошли между половинками туш животных, но в данном случае Бог один заключал завет. Это был односторонний договор, и поэтому Он один прошел между частями животных.

Бог поступил так ради Аврама. Бог вечен. Он совершенен. Его Слово — непогрешимая истина. Ему ничего и никому не нужно подтверждать. Его любое обетование так же твердо, как основания земли, но Бог прошел через этот ритуал, чтобы Аврам за свою веру получил от Него свидетельство.

Итак, Авраму предстояло в течение последующих лет хранить веру в Божье обетование. По всей видимости, Аврам и Сара думали, что Бог даст им сына незамедлительно. Но этого не произошло. Прождав десять лет (Быт. 16:3), которые должны были показаться им вечностью, они решили, что пора что-то предпринимать. Они решили взять дело в свои руки. Аврам потерял веру.

Сара предложила Авраму взять себе вторую жену, Агарь, чтобы та родила им ребенка (Быт. 16:1-4). Аврам согласился. Поскольку Сара за всё это время так и не родила, Аврам, по всей вероятности, подумал, что если Агарь родит наследника, то это тоже будет исполнением Божьего обетования. Аврам оказался неправ, так как ребёнка должна была родить Сара и в срок, установленный Богом. Аврам и Сара проявили нетерпение.

Поступок Аврама, пусть даже неправильный и свидетельствующий об утрате веры, надо рассматривать сквозь призму обычаев того времени. Хотя это кажется странным современному читателю, решение, принятое Аврамом и Сарой, для той эпохи и той культуры было, вероятно, вполне приемлемым способом для бездетной семьи обзавестись ребёнком. Согласно законам Хаммурапи и текстам, найденным в городе Нузы, бесплодная жена могла дать своему мужу рабыню, чтобы та зачала от него, после чего она имела законные права на ребёнка, родившегося в результате такого союза. Хаммурапи, царь Вавилонии (1728-1686 г. до н.э.), создал свод законов для своего народа, дошедший до наших дней. Его законы включили в себя элементы более древнего шумерского законодательства, в частности законов из Эшнунны и Липит-Иштар. Законы Хаммурапи были начертаны на нескольких стелах, которые были поставлены в общественных местах, чтобы народ знал их содержание. Эти законы содержат сведения о социально-бытовых условиях в начале второго тысячелетия до н.э. После рождения ребёнка рабыня оставалась в том же положении, что и раньше, то есть рабыней, находящейся в полном подчинении у своих хозяев. Во время раскопок в городе Нузы к востоку от реки Тигр археологи обнаружили огромное собрание глиняных табличек с текстами, которые позволили нам узнать о древних обычаях в землях, упоминаемых в Библии. Большая часть этих текстов относится к 15 веку до н.э. Обычаи и законы, описанные в текстах табличек, поразительным образом сходны с обычаями и законами еврейского общества времён патриархов.

Агарь, служанка Сары, родила сына, Измаила (Быт. 16:7-16; 17:20, 21), но Бог ясно дал понять, что это не тот сын, от которого должен произойти обещанный народ. После рождения Измаила Сара обозлилась на Агарь и хотела, чтобы Аврам прогнал её с сыном из дому. Ревность Сары причинила жестокие страдания Авраму, который не хотел ещё больше усложнять и без того сложную ситуацию.

Бог ещё раз заверил Аврама и Сару, что исполнит Своё обещание дать им сына. Чтобы ободрить их, Он изменил их имена. Аврама Бог переименовал в Авраама (Быт. 17:5), а Сару в Сарру (Быт. 17:15). Переименование имело то значение, что Авраам должен был на самом деле стать “отцом многих народов", а Сарра, как мать этих народов, — “госпожой”.

Кроме того, Бог подтвердил обетование о том, что у Авраама и Сарры будет сын, дав “знамение завета", заключённого с Авраамом (Быт. 17:1-14). Он повелел всем мужчинам в роду Авраама носить на себе знак обрезания:

«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя. Да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу, и это будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени» (Быт. 17:10-12).

В связи с заветом Бог возложил на Авраама определенные обязательства ещё до рождения сына. Он велел ему обрезать всех мужчин в знак заключения завета. С тех пор каждого мальчика обрезали на восьмой день после рождения. Это физическое обрезание заключало в себе духовный смысл: каждый мальчик из рода Авраама нес на себе знак, указывавший на то, что он состоит в завете с Богом.

Одна из причин, почему Бог установил обрезание именно в это время, заключалась в том, чтобы подготовить Авраама к рождению Исаака. Этот сын должен был стать важной частью в исполнении обетовании завета. Бог хотел, чтобы Авраам был готов продолжить заветные отношения, отметив знамением завета сына, которого родит Сарра.

Авраам ещё до рождения Измаила думал, что достаточно долго ждал, но ему пришлось прождать ещё четырнадцать лет, прежде чем родился сын обетования. Наконец, когда Аврааму было девяносто девять лет (Быт. 17:1), Бог конкретно заговорил с ним о рождении Исаака (Быт. 17:15-19; 18:10-15). Однако к тому времени прошло уже столько лет, что и Авраам (Быт. 17:17), и Сарра (Быт. 18:12-15) смеялись про себя, не веря, что у них ещё может родиться сын. Очевидно, их вера ослабла.

Но Исаак всё-таки родился — когда Аврааму было сто лет, а Сарре девяносто. Прошло двадцать пять лет с тех пор, как Бог впервые пообещал, что у Авраама родится сын.

Почему Бог ждал двадцать пять лет, прежде чем дать Аврааму сына? На этот счёт можно привести две причины. Во-первых, это промедление стало главным испытанием веры Авраама. Сохранит ли Авраам веру в то, что Бог исполнит Своё обещание, после стольких лет ожидания? Как мы заметили, вера Авраама действительно до какой-то степени ослабла, но если в целом учитывать все события, она осталась достаточно твёрдой. Во-вторых, это промедление заставило Авраама осознать, что народ, которому предстояло произойти от него, обязан был своим появлением одному только Богу. Бог дождался того времени, когда Сарра уже не могла естественным образом иметь детей, чтобы продемонстрировать, что обещанное потомство Авраама поистине будет сверхъестественного происхождения. Исаак был всецело Божьим чадом несмотря на то, что был рождён от Авраама и Сарры. В Быт. 21:1-4 говорится:

«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его, во время, о котором говорил ему Бог. И нарёк Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, — Исаак. И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог».

В Евр. 11:11, 12 мы также читаем:

«Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звёзд на небе и как бесчислен песок на берегу морском».

Наконец у Авраама и Сарры родился сын, которому дали божественно предназначенное имя Исаак, что значит “смех”.

Хотя вера Авраама несколько ослабла, всё же он продолжал верить. Он попытался помочь Богу исполнить обетование, но Бог этого не позволил. На примере жизни Авраама видно, как минимум, что истинно верующий должен полагаться на Божьи обетования.

В таком случае, вторая составляющая веры — это доверие Божьему Слову. Если мы подлинно ходим верой, мы непременно будем доверять Божьему Слову. Давайте в качестве примера возьмём заповедь креститься. Вы когда-нибудь слышали, как люди говорят о крещении: “Непонятно, какое отношение к спасению имеет погружение в воду”? Суть в том, что Бог не просит нас стараться понять это, — Он просит нас верить в это! (Мк. 16:15, 16; Деян. 2:38; 22:16). Он не просил Авраама попытаться уразуметь, каким образом Он пошлёт ему сына, — Он попросил его верить в это!

Очевиднее всего веру в обетования Божьи демонстрирует крещение водой. Погружение в воду не может очистить или физически исцелить тело. Это всего лишь безобидное погружение тела в воду. Крещение ценно для нас благодаря связанным с ним Божьим обетованиям. Ничего необычного в ответ на крещение во Христа не происходит — не слышен голос с небес, не видно божественного свечения вокруг выходящего из воды, нет каких-либо сверхъестественных ощущений у крестившегося. Не происходит никакого чуда. Принимающий крещение просто верит в Божье обещание. Этот человек с верой входит в воду и с верой выходит из неё. Крещение есть акт веры для получения спасения. Когда новообращенный выходит из воды, мы верим, что Бог на небесах сдержал Своё Слово и кровью Иисуса смыл грехи с того человека.

Когда человек принимает решение быть с Богом, он должен быть готов связать свою жизнь с Ним посредством Его Слова, а не через какие-то особые знамения, необычные ощущения или сверхъестественное вмешательство. Такой образ жизни несомненно требует постоянной веры в Бога и постоянной веры в Его Слово.

ИСПЫТАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОТДАТЬ

Спустя некоторое время после рождения Исаака Авраам подвергся третьему испытанию — испытанию на готовность отдать. Бог повелел Аврааму принести Ему в жертву своего сына Исаака. Это стало самым серьёзным испытанием для веры Авраама.

В Библии не сказано, сколько Исааку в это время было лет. Возможно, не больше десяти. Он послушно пошёл со своим отцом и даже, не протестуя, позволил связать себя. Его вопрос “Где же агнец для всесожжения?” (Быт. 22:7) говорит о том, что он был уже достаточно взрослым, чтобы рассуждать. Но он также свидетельствует о том, что Исаак был ещё достаточно мал, потому что не задал этот вопрос до того, как они с отцом поднялись на гору, а также потому, что Авраам ничего ему не сказал перед началом их путешествия.

Когда Бог велел Аврааму принести в жертву Исаака, создаётся впечатление, что Он сказал это так, словно хотел “посыпать рану солью". Кажется, что слова подобраны таким образом, чтобы причинить Аврааму наибольшую боль и подчеркнуть, насколько велика и тяжела будет эта жертва:

«Бог сказал: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе"» (Быт. 22:2).

Бог не сказал просто: “Возьми Исаака". Говоря о нём, он употребил слова, выражавшие любовь Авраама к нему. Бог сказал: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь...”

Нам не сказано, что подумал Авраам, получив такое повеление. Язычники, окружавшие Авраама, практиковали детское жертвоприношение. Редко, но это имело место. Мог ли Авраам подумать: “Бог хочет, чтобы я показал ему, что я точно так же предан Ему, как язычники вокруг меня преданы своим богам”? Мы не знаем, что он подумал, но нам точно известно, что он сразу же начал исполнять то, что Бог повелел ему.

Почему Бог дал подобное повеление? Из описания событий на горе Мориа мы знаем, что Богу не нужна была человеческая жертва. Может быть, Бог хотел, чтобы Авраам, отдавая Ему самое драгоценное достояние, какое у него было, продемонстрировал этим, насколько полно он доверяет Богу. Бог потребовал Исаака, а не Сарру, так как все Его обетования, данные Аврааму, были связаны с Исааком. Более того, Бог велел Аврааму не просто пожертвовать сыном. Он требовал Себе само будущее Авраама — Он хотел, чтобы Авраам отдал Ему всего себя.

Как же поступил Авраам? Получив повеление, он тут же наколол дров, взял горящих углей, позвал двух слуг и отправился в трёхдневное путешествие к горе Мориа, где ему было велено совершить жертвоприношение. Подойдя к подножию горы, Авраам отпустил слуг со словами: “Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам” (Быт. 22:5). Вера Авраама в Бога была настолько безграничной, что он готов был принести в жертву своего единственного сына. Он настолько доверял Богу, что не сомневался: Бог воскресит Исаака, чтобы через него исполнить всё обещанное. В своём описании этих событий автор Послания к евреям указывает, насколько глубока была вера Авраама:

«Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: “В Исааке наречётся тебе семя”. Ибо он думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:17-19).

Взойдя с Исааком на вершину горы, Авраам, должно быть, молча принялся строить жертвенник. Ставя один камень на другой, он старался сделать его прочным и крепким. Мы не знаем, каким образом Авраам готовил Исаака к жертвоприношению. Может быть, он сел рядом с Исааком, обнял его и сказал: “Исаак, я должен исполнить повеление Бога. Я не понимаю, зачем это нужно, но всё будет хорошо. Богу можно доверять. Всю твою жизнь я учил тебя верить в Бога. И сейчас мы должны всецело положиться на Него. Если мы так поступим, Он позаботится о нас. Сейчас я тебя свяжу и положу на жертвенник, но не бойся, так как Бог не оставит тебя”.

После этого Авраам связал Исаака и осторожно положил на жертвенник. Вероятно, он хотел сделать всё быстро, чтобы Исаак не почувствовал боли. В его руке блеснул нож, занесенный для удара. Но в этот самый миг к Аврааму воззвал голос с небес: "Авраам! Авраам!... Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня” (Быт. 22:11, 12). Авраам прошел испытание на готовность отдать, проявив верность и послушание Богу. Он положил на жертвенник самое дорогое, что у него было на земле, отдавая Богу самого себя.

Читатель сразу же понимает огромное значение поступка Авраама. Во-первых, принося эту жертву, Авраам отдавал Богу своё сердце, то, что любил больше всего на свете. Во-вторых, он верил, что Бог вернёт ему Исаака, чтобы через него исполнились Божьи обетования.

Это испытание Авраама можно проиллюстрировать одной историей — я бы сказал, притчей — о человеке, уверовавшем в Бога. Бог спросил новообращённого: “Что у тебя есть?” Тот ответил: "Дом”. Бог сказал: “Отдай его Мне". "А что ещё у тебя есть?” — снова спросил Бог. “Машина и кое-какая сумма на счету в банке", — ответил человек. “Отдай Мне и то и другое. А ещё что есть?” “Теперь у меня остались только жена и двое детей". “Отдай Мне их”, — сказал Бог и снова спросил: “Что ещё у тебя есть?” Человек ответил: “Теперь у меня ничего не осталось, только я сам”. Бог сказал: “Отдай Мне и себя”. Человек ответил: “Господи, я отдал Тебе всё, что у меня было. Что теперь?” И Бог ответил: "Я возвращаю тебе всё это; пользуйся во славу Мою, пока Я не найду им другого применения”. Именно таким образом Бог поступил и с Авраамом.

Здесь проявляется ещё одна истина. Когда Авраам пожертвовал Богу своего сына, Бог вернул ему сына навечно. Позже, в Новом Завете, Иисус называл Бога “Богом Авраама, Исаака и Иакова". Иисус сказал, что Бог есть, а не был. Когда Иисус говорил об этом, все трое пребывали с Богом в вечности (Мф. 22:32).

Помните: мы получаем в пользование лишь то, что отдаём Богу. Жизнь не заключается в том, чтобы иметь дом, землю, деньги — или даже мужа, жену, детей, как бы дороги они нам ни были. Мы истинно живём тогда, когда ходим с Богом верой. Такая жизнь прославляет Бога и расставляет все наши приоритеты на свои места.

Итак, мы рассмотрели третью составляющей веры — готовность жертвовать Богу. Божья любовь — это жертвенная любовь, ибо Он — бескорыстный, любящий Бог, всегда стремящийся благословить нас, поделиться с нами и отдать нам. Жизнь в общении с этим любящим Богом предполагает, что и мы, со своей стороны, непременно будем отдавать что-то взамен, даже идти на жертвы. Нельзя истинно ходить верой и не быть щедрым, услужливым и жертвующим.

Один состоятельный американец во время Великой депрессии любил цитировать Деян. 2:38. Он часто ссылался на этот стих, чтобы показать другим важность крещения. Однако во время воскресных богослужений на тарелку для сбора пожертвований он клал лишь десятицентовую монету. В то время община терпела лишения, и у него была возможность помочь, но он каждый раз жертвовал лишь десять центов. Он цитировал Деян. 2:38, но не понимал смысла этих строк. У него не было той веры, о которой там сказано. Этот стих учит, что истинно покаявшийся и крестившийся начинает жить верой. А такая жизнь включает в себя жертвенность и бескорыстие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Три испытания, которые прошёл Авраам, помогают нам понять, что такое истинная вера и как она действует в душе человека. Вера — это согласие со всем, что сказал Бог, и исполнение Его повелений с доверием и любовью. Такая вера включает в себя три составляющие: готовность расстаться с тем, с чем велит нам расстаться Бог, полное доверие Божьим заповедям и обетованиям и готовность отдать свою жизнь и всё, что мы имеем, Богу и Его делу, как Он заповедал нам.

Случалось ли вам когда-нибудь ступать на маленький мостик и в сомнении останавливаться из страха, что мостик может не выдержать вас? Возможно, затем вы делали один пробный шажок вперёд, проверяя, насколько мостик прочен. Наконец, медленно и осторожно продвигаясь вперёд, вы всё-таки переходили на другую сторону. Убедившись в прочности мостика, вы после этого могли ходить по нему взад и вперёд без всякой опаски. Жизнь в вере, по сути, состоит в этом же. Вы принимаете свидетельство Слова Божьего и всем своим весом опираетесь на эту Божью истину. Вы на том стоите, тем живёте и, полагаясь на то, уходите в вечность. Ваш мостик к Богу — истина Его Слова. Хождение верой не основывается на чувствах, предположениях или каких-то ожидаемых знамениях. Это — путь по мосту Божьего Слова.

Вы спросите: “Есть ли какое-нибудь вознаграждение за такой образ жизни?” Да, есть. Исполненный веры человек получает две важные награды. Он получает Божьи благословения, но не только — он также обретает Самого Бога. Бог не только наш Искупитель, но и наша награда. Самый величайший дар от Бога — это Сам Бог. В Быт. 15:1 Бог говорит Аврааму: “Не бойся, Аврам, Я — твой щит, награда твоя весьма велика". Живя с Богом, Авраам обрел не только благословения Божьи, но Благословителя. Приобщиться к этому приглашается и каждый из нас. Бог говорит: “Следуйте за Мной, и Я буду рядом с вами и буду обеспечивать вас”. Ступите на свой путь веры!

Всегда помните: вера — это согласие со Словом Божьим и исполнение его.

Церковь Христа

👉🏻 Подбор и покупка туров (Реклама. ООО "Онлайн Тревел Групп". ИНН 7708398818)