Найти в Дзене
С Богом по жизни

Иаков: переломные моменты

Оглавление

(Бытие 28:1—35:15)

Поворотной точкой в жизни человека может быть потеря работы, автомобильная авария, болезнь или семейная драма. Эти события вызывают глубокие и трудные вопросы о будущем, о вере, о Боге. Выражение "поворотная точка" всегда означает распутье, перелом, кризис, время новых возможностей, но также и момент, который может быть ознаменован очень серьезной трагедией.

ИАКОВ ВСТРЕЧАЕТСЯ С БОГОМ (28)

Бытие 28 - это начало одного из наиболее значительных переломов, распутий или поворотных моментов в жизни Иакова.

«И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» (28:1, 2).

Иаков отправляется в долгий, почти семисоткилометровый, путь. Он идет к реке Евфрат - туда, где может жениться на девушке своей веры. Он возьмет себе дочь своего дяди Лавана. Бог направляет Иакова таким образом, чтобы он выбрал себе женщину одной с ним веры. Мы видим, как этот мотив повторяется снова и снова. Заметьте: в то время как Иаков начинает приближаться к Божьей воле, его брат Исав все больше отдаляется от нее. Исав уже взял себе одну, а то и несколько жен хеттеянок. И вот снова мы читаем в Божьем Слове:

«И увидел Исав, что дочери ханаанские не угодны Исааку, отцу его: и пошел Исав к Измаилу, и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваифову» (28:8, 9).

Он женится на той, которая не принадлежит к мессианской родословной. Иногда мы, люди, можем сомневаться в Боге. Мы можем ставить под сомнение Его право на всевластие. Мы можем подозревать, что Бог планирует жизнь Иакова таким образом, чтобы у Иакова не оставалось никакого выбора. А как же с Исавом? Разве жизнь Исава Бог ограничивает, так чтобы у Исава не оставалось никакого выбора? Вот вам подтверждение, что все как раз наоборот. Иаков принимает некоторые решения, которые согласуются с Божьей волей или ориентируются на нее. Исав же такой человек, который уходит все дальше от сердца Бога. У него уже была одна или даже несколько жен другой веры, из хеттеев. Они не поклоняются Богу. В их религии нет даже ничего близкого к поклонению Богу. И вот Исав решает: "Я не только поступлю так, но назло, потому что меня обидели, возьму и женюсь еще на одной, которая не принадлежит к мессианской родословной”. И он женится на измаильтянке по имени Махалафа.

Мы вот-вот увидим явление Бога Иакову. Аврааму Он являлся несколько раз. Исааку, как говорит Бытие, - всего однажды. Иакову Он являлся семь раз. Это поворотная точка в жизни Иакова. Иакову, по всей видимости, уже лет семьдесят. Большую часть своей жизни он провел дома. И вот он оставляет Вирсавию, что на юге Ханаана, и отправляется в семисоткилометровое путешествие в Месопотамию, на северо-восток, к реке Евфрат.

«Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте» (28:10, 11).

Этот город назывался Луз. Когда Иаков приходит туда, город уже лежит в развалинах, от него не осталось ничего, кроме камней. Люди покинули это место. Он берет камень, кладет его под голову и засыпает. Он один, и ему страшно. Наверное, он разжег костер, чтобы приготовить себе что-нибудь поесть; когда же последние искры костра гаснут, он проваливается в сон.

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божий восходят и нисходят по ней» (28:12).

Мы не можем видеть ангелов, но Слово Божье говорит нам, что это Божьи вестники. Божий ангел возвещает о рождении Иисуса. Ангелы посылаются, чтобы охранять нас. Ангел Божий протрубит при втором пришествии Иисуса Христа. Итак, Иаков видит во сне, что ангелы идут к Богу и возвращаются от Бога к нему. Какой чудесный сон! Здесь Бог, по сути, говорит: Я позабочусь о тебе. Ты можешь прийти ко Мне, и Я могу прийти к тебе. Я буду оберегать тебя. Я знаю, что ты один. Я знаю, что тебе предстоит очень долгий путь, но ты исполняешь Мою волю. Я не хочу, чтобы ты женился на иноверке. Не хочу, чтобы ты взял себе жену из хеттеев или хананеев. Они не поклоняются Мне. Держись Меня, и Я позабочусь о тебе. У тебя всегда будет доступ ко Мне.

«И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. [Это обетование земли]. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. [Это обетование великого народа. Далее идет обетование великого присутствия]. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль; а прежнее имя того города было: Луз. [“Вефиль" означает “дом Божий”. Раньше это был старый ханаанский город, но теперь он получил новое имя]. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (28:13-22).

У Иакова произошел великий момент общения с Богом, когда Бог сказал ему, что не оставит его. Затем Иаков заключает завет с Богом и обещает служить Ему и отдавать десятину.

ИАКОВ БЕРЕТ В ЖЕНЫ РАХИЛЬ (29)

Иаков берет себе жену одной с ним веры. Это Божий план, Божья воля. Он идет “в землю сынов востока". Эти слова указывают на земли вокруг Месопотамии, области между реками Тигр и Евфрат. Именно здесь он видит колодец в поле и стада вокруг него. Над устьем колодца лежит большой камень. Чтобы напоить своих овец, пастухи должны отваливать этот камень.

Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего, потому что она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала, и сказала отцу своему (29:9-12).

Скорее всего, они никогда не видели друг друга. И хотя они жили в семистах километрах друг от друга, он пришел, чтобы взять себе жену одной с ним веры. Лаван слышит добрую весть об Иакове. Он обнимает его, приветствует, целует и ведет в дом со словами: “Подлинно ты кость моя и плоть моя” (29:14).

Иаков семь лет работает за Рахиль по договору с Лаваном. По окончании этих семи лет Лаван обманывает его и отдает ему свою старшую дочь согласно обычаю Месопотамии. Ее зовут Лия. Она не такая красивая, как Рахиль. О Лии говорится, что она “была слаба глазами” (может быть, страдала косоглазием). Но Иаков влюблен в Рахиль и готов служить за нее еще семь лет.

СЕМЬЯ ИАКОВА (29:31—30:43)

У Лии родилось четверо сыновей: Рувим, Симеон, Левин и Иуда. У Баллы от Иакова родилось два сына: Дан и Неффалим. У Зелфы - тоже два сына: Гад и Асир. У Лии рождаются еще два сына: Иссахар и Завулон, а спустя некоторое время - дочь по имени Дина.

Рахиль, которая была бесплодной все эти годы, с помощью Лии и этих двух служанок пытается по своей инициативе осуществить Божью волю. Бог вспоминает о Рахили и открывает ее чрево. Она рожает сына и нарекает его Иосифом (30:22-24).

Лаван и Иаков начинают интриговать друг против друга, кто кого перехитрит (30:25-43). Они торгуются за “выходное пособие", так как Иаков хочет вернуться в свою родную землю. Теперь у него есть дети, есть Рахиль, которую он очень любит, и Лия, которую он любит меньше. Он просит Лавана: “Отпусти меня, а в награду за мой труд позволь пойти в твое стадо и выбрать себе скотину с крапинками, с пятнами и черную". Лаван соглашается, но тут же отбирает весь черный и пятнистый скот и поручает его заботам своих сыновей. Почему Лаван обманывает Иакова? “Что посеет человек, то и пожнет". Иаков в прошлом обманул всех кого мог. Даже его имя означает "обманщик” (буквально - “ухватившийся за пятку”). Иаков посеял, а Лаван просто дал ему собрать урожай некоторых его обманов.

Но Иаков обставляет Лавана. Он сводит всех овец вместе, чтобы они были пестрыми или черными. Иакова очень трудно перехитрить и переловчить. Обман - его вторая натура.

ДОМАШНИЕ БОГИ (31)

Иаков надумал уходить. Он посылает за Рахилью и Лией, и они выходят в поле. Вместе со всеми детьми, слугами и стадами они тайно уходят из Месопотамии (также называемой Арамеей). Они отправляются в обратный путь, в сторону пустыни Негев, к великой обетованной земле.

Лаван пускается за Иаковом вдогонку. Пока мы не знаем, почему Лаван преследует Иакова. Зачем он собрал всех своих родственников и так далеко погнался за ним?

«Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего: зачем ты украл богов моих? Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся; ибо думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих. У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив. При родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их» (31:30-32).

Согласно древним поверьям, если у тебя с собой нет твоего бога, ты можешь попасть в большую беду. Если у тебя с собой нет твоего бога, ты не знаешь, как ему молиться. Он может навести на тебя и твою семью болезнь, разорение или какую-то личную проблему. Когда Лаван увидел, что родственники не только ушли обратно на родину, но и прихватили с собой семейных богов, он и погнался за ними. Иаков не знает о краже богов. Он не знает, что, уходя из дома, Рахиль посчитала, что ей мало живого Бога; ей могут пригодиться и некоторые из этих ханаанских богов.

«И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, вышедши из шатра Лии, вошел в шатер Рахили. Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло, и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел. Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою; ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов. Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить, и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? Ты осмотрел у меня все вещи, что нашел ты из всех вещей твоего дома? Покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими» (31:33-37).

Лаван так и не нашел этих идолов. По отношению к Иакову это “судебная ошибка". Лаван и Иаков заключают союз. Они скрепляют договор и называют это место Мицпа: "Да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга" (31:49). Лаван возвращается в Месопотамию, к своей семье.

«И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их, и пошел, и возвратился Лаван в свое место» (31:55).

БОГ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ИАКОВОМ (32)

Мы приближаемся ко второму поворотному моменту в жизни Иакова. Он готовится к встрече со своим братом, Исавом. Чтобы вернуться туда, где ему нужно быть, он должен встретиться и разобраться с ним. Он обманным путем завладел правом первородства и благословением Исава. Исав ужасно зол на него, и Библия называет его “нечестивцем”.

Готовясь к встрече с братом Исавом, Иаков посылает вперед гонцов, которые должны сказать ему:

«Есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего, дабы приобресть благоволение пред очами твоими. И возвратились вестники к Иакову, и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек» (32:5, 6).

У Исава войско численностью четыреста человек. Это вам не “приветственная делегация” для радушного приема Иакова, стоящего за рекой. Иаков до смерти напуган. Он видит, к чему привел его обман.

«Иаков очень испугался и смутился, и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов, на два стана. И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись» (32:7, 8).

Он дает указания, как одарить подарками и встретить Исава.

«И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему: двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною, и оставляйте расстояние от стада до стада. И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: “чей ты? и куда идешь? и чье это стадо пред тобою?” то скажи: “раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами”» (32:13-18).

Иаков - хитрая бестия. “Пошлю-ка вперед дары. Авось, когда он увидит весь этот скот и рабов, которых я дарю ему, то смягчит гнев свой и ярость свою и не убьет меня”.

Вот она, вторая поворотная точка в жизни Иакова. Иаков всю жизнь полагался на Иакова. Он частенько обманывал. Он всегда сам прокладывал себе дорогу, но его сердце было ориентировано на Бога. И вот - борьба с Богом.

«И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих, и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд. И, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся сустава бедра его и повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (32:22-30).

Прежде чем завладеть вниманием Иакова, Бог должен оставить его совсем одного. Нет ни Рахили, ни Лии, ни скота, ни возможности сделки, ни средств для достижения цели, ни денег, ни имущества. Все, что у него есть, - это противоположный берег реки Иавок. Иаков оказался там, где Бог хотел его видеть вот уже много лет. Один. Вдали от забот и тревог. И вот Иаков борется с Богом/человеком. Древние верили, что если ты будешь знать имя бога, то сможешь управлять им. Не зная, что это за бог, невозможно использовать его. Но Иаков не может одолеть Бога. Наконец, Иаков покоряется Богу. Но Бог не принуждает Иакова это сделать. Бог говорит: “Ты больше не будешь называться хитрым Иаковом; ты будешь носить имя Израиль, «возвеличенный Богом»”. Иаков становится совсем другим. Перед нами человек, который всегда был готов обмануть, чтобы добиться своего. Даже имя его означало хитрый “запинатель". Но теперь он один, ему не на кого положиться, кроме как на Бога, и он, наконец, покоряется Богу. Он борется с Богом всю ночь, а затем покоряется Богу. Это великий памятник слабости Иакова.

Иаков хромает всю оставшуюся жизнь. При каждом шаге он вспоминает ту ночь, тот поворотный момент в его жизни, когда он, наконец, подчинил свою волю Богу. Иаков боролся с Богом всю ночь до самого рассвета и, наконец, покорился Богу. Когда мы боремся с Богом, то обнаруживаем, что не способны одолеть Его. Когда мы надеемся на самих себя, мы слабы. Когда мы надеемся на Бога, мы сильны.

ИАКОВ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ИСАВОМ (33—35)

Глава 33

Исав не убивает его. Исав целует и обнимает Иакова. Это объясняется присутствием Бога. Дети сходятся, и Иаков находит благоволение в очах Исава.

Глава 34

Затем происходит ужасное событие. Дина, дочь Лии, выходит одна в евейский город, и Сихем насилует ее. Явно, что Сихем не из верующих. Он не израильтянин. Этот человек видит женщину и испытывает к ней физическое влечение: “И прилепилась душа его к Дине...” (ст. 3). Она очень понравилась ему.

Иаков с сыновьями узнают об изнасиловании Дины. Стороны договариваются о скорой свадьбе.

«Породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе. И живите с нами; земля сия перед вами, живите и промышляйте на ней, и приобретайте ее во владение» (34:9, 10).

Эти люди, которые не верят в Бога, говорят: “Вступайте в брак с нашими детьми, а мы будем вступать в брак с вашими детьми”. Братья задумали коварный план и говорят: “Мы согласны, если только все мужчины в городе Сихем будут обрезаны”. И пока мужчины болеют после обрезания, их убивают. Симеон и Левий, братья Дины, идут и убивают мечом всех обрезанных мужчин и юношей. И грабят город.

«И все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в домах. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для хананеев и ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!» (34:29-31).

Почему двое мужчин, выросшие в доме Иакова, идут и убивают целый город? Почему они забирают их женщин и детей и грабят все их имущество? Что происходит? Мы разберемся в этом, когда перейдем к следующей главе.

Глава 35

«Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там; и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего» (35:1).

Бог все это время говорил Иакову идти в Вефиль. А он живет среди всех этих людей, которые не верят в Бога. Бог опять велит ему идти в Вефиль и построить там жертвенник. Иаков, разве ты не помнишь два поворотных момента в твоей жизни?

«И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас...» (35:2).

Древние боги насиловали, убивали и грабили друг друга. Пока Иаков изо всех сил старался удержать веру, его собственная семья поклонялась другим богам. Решив расквитаться с этими людьми за изнасилование своей сестры, Симеон и Левий убивают там всех мужчин. Мы все уподобляемся тем, кому поклоняемся. Семья Иакова рушится прямо на его глазах. Он поклоняется Богу. Мы не перестаем удивляться, почему он не идет обратно домой. В чем дело? Как можно объяснить убийство, изнасилование и мародерство? Да очень легко, если понять, что они поклоняются чужим богам. Он велит им покаяться в идолопоклонстве.

«И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (35:2-4).

Разве это не прекрасно? Он не кладет этих богов в свои переметные сумы. Он закапывает их под деревом. Он оставляет этих богов под деревом в Сихеме.

«И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. ...И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих... И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный; и возлил на него возлияние, и возлил на него елей. И нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль» (35:5, 11, 14, 15).

Это замечательный урок для нашей веры и для нашей семьи. Как часто мы рассуждаем, что можно поклоняться богам нашей культуры и одновременно поклоняться Богу. Нельзя петь: “Как люблю я Иисуса", - и отдаваться служению вещам, успеху и другим идолам нашего общества. Семья Иакова распалась прямо на его глазах. Бог хочет, чтобы мы были верны Ему. Он хочет видеть нас в Вефиле.

Прощение | С Богом по жизни | Дзен