Сегодня наш гостеприимный «Кабачок» переместился на московский Страстной бульвар. А все потому, что Олег Анатольевич пригласил меня на великолепный спектакль «Кто такая Джулия Ламберт?», который идет в роскошном театральном центре «На Страстном». Как вы понимаете, он находится как раз на знаменитом Страстном бульваре, в самом центре российской столицы.
Название и театра, и бульвара себя вполне оправдывает: на театральной сцене кипели и впрямь нешуточные страсти, ведь спектакль поставлен по знаменитому роману английского писателя Сомерсета Моэма «Театр». Наверное, многие смотрели еще советский двухсерийный одноименный фильм режиссера Яниса Стрейча с участием Вии Артмане и Ивара Калниньша.
46–летняя главная героиня Джулия Ламберт влюбилась в молодого бухгалтера Томаса Феннела, который моложе ее на 25 лет. Натурные съемки проходили в Риге вот мужа главной героини Майкла Госселина, владельца и режиссера театра «Сиддонс», в котором служила Джулия Ламберт, в фильме сыграл Гунар Цилинский.
В Москве эта роль досталась как раз Олегу Демидову. Он родился и вырос в Лиепае. В начале 80–х он блистал на подмостках легендарного Рижского ТЮЗа, который, увы, был ликвидирован. Молодой актер, в частности, играл бандерлога в спектакле «Маугли» по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга.
А потом лиепайчанин уехал в Россию, где сделал блестящую творческую карьеру. На протяжении многих лет он был ведущим актером, а потом и художественным руководителем московского театра «Малая драматическая труппа».
В свое время они первыми поставили спектакль по культовому роману «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Владимира Войновича. Олег Демидов сыграл главного героя. Немалый резонанс вызвала и постановка «Мелкий бес» по Федору Сологубу. Наш герой сыграл в ней Павла Володина.
Всё началось с Незнайки
Сейчас Олег Анатольевич служит в «МИШИНЛаБ — ТЕАТР — КНЕБЕЛЬ». Это новый проект известного российского режиссера Константина Мишина. Кроме того, лиепачайнин снялся во многих художественных фильмах. Его партнерами были кинозвезды первой величины.
Отмечу, что нынешний год для гостя «Кабачка» юбилейный: 8 сентября Демидову исполнится ровно 60 лет. Как выяснилось, он знал, что будет актером, еще задолго до окончания своей родной 4–й лиепайской средней школы.
Недаром с юных лет занимался в драмкружке Дома пионеров. Его первой ролью был Незнайка. На улице родного города лип многие узнавали его в лицо. Тогда к нему пришла первая слава. После окончания десятого класса в 1979 году Демидов поступил в Латвийскую госконсерваторию имени Витола по специальности «актер драматического театра и кино».
Ему тогда очень повезло: курс для своего театра набирал главный режиссер Рижского ТЮЗа, народный артист Латвийской ССР Адольф Яковлевич Шапиро. С тех пор пролетело свыше полувека.
- Олег Анатольевич, совсем недавно был Новый год. А вы когда-нибудь дедморозили?
— К сожалению, не довелось. Хотя я играл Морозко в одной из постановок нашего театра. А дедморозить мне было попросту некогда, поскольку и до, и после Нового года у меня всегда были спектакли.
В этом смысле мне везло: сколько себя помню, всегда был плотно занят. Я ведь отработал в «Малой драматической труппе» 35 лет. К сожалению, сейчас театра уже нет...
— Как отметили Новый год?
— Тихо и спокойно. В узком кругу, как говорится. Причины, думаю, понятны... Ведь «наверху» Новый год отменили. Вот и сидели все по домам. (Смеется.)
Побывал в Латвии с «приключениями»
— Как прошел 2020 год?
— Поскольку год был високосным, он подтвердил, что должен стать непременно трудным. А для меня он оказался, наверное, самым трудным в жизни...
Как и все, с марта я тоже находился на самоизоляции. Осенью мы потихонечку начали играть. Правда, в начале сентября из Лиепаи пришло печальное сообщение о том, что моя мама ушла...
Разумеется, я сразу собрался в родной город. Но тут встал вопрос, как до него добраться. Поезда отменили, самолеты летать перестали. Точнее, они летали, но почему–то через Лондон. И по цене в 100 тысяч рублей (это свыше 1 000 евро). Причем вся дорога с пересадкой заняла бы у меня целые сутки.
Тут я случайно увидел, что ходит автобус. Правда, только до границы. Затем нужно было перейти ее пешком, а на латвийской стороне пассажиров ждал уже другой автобус. Вроде бы все просто. Однако пограничники очень тщательно каждого проверяли.
Увы, пускали далеко не всех. Так, рядом со мной ехала женщина, которая хотела навестить больную пожилую маму в Валмиере. Эту пассажирку латвийские пограничники завернули. Оказывается, она написала заявление, которое начальство не успело рассмотреть.
Мне популярно объяснили, что я тоже должен был заранее написать заявление. Хотя меня об этом никто не предупредил, когда я брал билет. Я искренне думал, что достаточно предъявить на границе документ о смерти матери и свое свидетельство о рождении, чтобы подтвердить наше родство.
По идее, меня тоже могли завернуть, но надо мной сжалились, поскольку я все же ехал на похороны. Разрешили написать заявление прямо на месте. И это ночью, в темноте. Кругом лес... Кое–как нацарапал на бумаге пояснительную, зачем мне нужно в Лиепаю. Заявление отправили в Ригу.
После чего я еще целый час ждал возле будки, не зная, разрешат или нет. Кроме того, мои родственники звонили в пограничную службу Латвии, чтобы меня пропустили. В итоге дали добро. Хорошо, что автобус еще находился на границе. Иначе как бы я выбрался из этого дремучего леса?
Однако на этом мои «приключения» не закончились. Когда мы подъезжали к Резекне, ко мне подошла стюардесса и сообщила, что я должен вернуться на границу. Представляете? Оказывается, они забыли скопировать подтверждающие документы, которые я им предъявлял.
Стюардесса предложила выйти в Резекне, чтобы оттуда отправиться на границу. Конечно, я был в шоке. Слава богу, уговорил–таки принять документы по WhatsApp. В общем, попал в Латвию с большими трудностями.
Лишь бы уехал
— А в Россию потом прибыли без проблем?
— Отношение на границе было такое: лишь бы уехал! — улыбнулся Олег Анатольевич. — Так что назад выпустили без проблем. Я ведь взял гражданство России и ехал к себе домой. В Москве уже вздохнул с облегчением...
— В родную Лиепаю когда– нибудь вернетесь?
— А что мне там делать? Где играть? Где сниматься? В Москве–то я давным–давно уже стал своим. Раньше приезжал в Лиепаю к маме, а теперь и этой ниточки не стало...
Хотя, знаете, я бы удовольствием привез с коллегами наши постановки. В том числе, конечно, спектакль «Кто такая Джулия Ламберт?», который поставил наш режиссер Константин Мишин.
Отмечу, что Джулию Ламберт играет замечательная актриса Ира Гонто. Кроме того, сейчас репетируем пьесу «Слуга двух господ» по одноименной комедии Карло Гольдони.
— Я удивился, что в зале театрального центра «На Страстном» было так мало зрителей.
— Да, сегодня зрители «размазаны» по залу. Потому что москвичи сидят по домам. В театры ходят самые смелые. Настоящие театралы. Хотя иногда бывают и довольно–таки полные залы...
Тут многое зависит от различных обстоятельств — дня недели, праздников и прочего. Конечно, ощущение необычное, когда смотришь в зал, а там пустовато, мягко говоря. Поэтому лучше туда не смотреть. (Смеется.)
Но хорошо, что билетерши предлагают публике с задних рядов пересесть поближе к сцене. Когда чувствуешь зал, то играется как–то по–другому. Думаю, со временем публика вернется. Вопрос только, когда это произойдет...
А пока театры попали в какую–то бездонную дыру, если можно так выразиться. Проблемы с наполняемостью зала сегодня у самых именитых трупп.
Многие творческие коллективы в Москве работали на туристов. Но вы и сами видите, что сегодня наш мегаполис практически пустой...
От зарплаты до зарплаты
— Некоторые известные артисты пожаловались на трудности. Однако их начали высмеивать: мол, нечего прибедняться — продавайте свои дворцы и дачи...
— Какие дворцы? Какие дачи? Большие доходы лишь у считанных единиц. Основная масса актеров всегда жила от зарплаты до зарплаты. Многим приходилось подрабатывать.
Часто считают, что артисты вовсе не работают, а развлекаются. Хотя это тяжелый труд. За каждым спектаклем скрываются очень изнурительные репетиции. А если театр негосударственный, то он на полной самоокупаемости.
А значит, актеры нередко играют как комсомольцы–добровольцы. То есть бесплатно. Потому что нужно все покупать за свой счет — и декорации, и костюмы.
Кроме того, нужно платить за аренду, покрывать транспортные расходы... Самостоятельных театров немало. Никакой господдержки они не получают. Можете себе представить, как сегодня живут такие коллективы.
— А еще я удивился, увидев вас в роли Деда Мороза в новогоднем клипе «Разговор на трамвайной остановке» культового рокера Гарика Сукачева!
— Так мы давно знакомы с Игорем Ивановичем, как его все уважительно называют. В свое время я занимался киноинтерьерами. Тут особенно важно чувствовать стиль и время.
А Гарик как раз запускал (в роли режиссера) свою известную картину «Дом солнца», премьера которой состоялась в 2010 году. Нужно было воссоздать 70–е годы прошлого века.
Вроде бы действие происходит не так давно, но вокруг уже все сильно изменилось. По сути, картина получилась исторической. Важно было строго передать то время.
Это касалось и транспорта, и одежды, и других нюансов. Вот я и занимался восстановлением эпохи. А заодно и сам снялся. Мы работали в основном в Крыму, а потом в Москве — в павильонах. Тогда и задружились с Гариком.
А пару лет назад снимали с ним художественно–документальный фильм «То, что во мне». Это рассказ о путешествии на мотоцикле по алтайскому Чуйскому тракту.
Я был художником по интерьерам, костюмам и пр. Ну и, как всегда, снова подснялся. И наконец, осенью сделали клип «Разговор на трамвайной остановке». В нем рассказывается о первой чеченской войне.
Конкретно речь идет о трагической новогодней ночи в Грозном. Хотя мы снимали в Москве, потому что в клипе рассказывается о погибшем бойце, который словно возвращается к себе домой в мирную жизнь.
Поставили старое пианино, контрабас, ударную установку прямо на улице Достоевского. Это бывшая Божедомка. Очень колоритное, старомосковское место.
— Олег Анатольевич, благодарю, что пригласили на отличный спектакль. Желаю творческих успехов!
— Со своей стороны желаю читателям «7 секретов» здоровья. Это актуально. А поскольку сейчас самоизоляция, то как раз есть время для самообразования.
Читайте хорошую литературу, не забывайте о классике. Еще важно знать свою историю. И, конечно, приходите в театр. Интересных вам постановок!
Читайте мои статьи в тему:
«В Израиле я просто Слава...» - говорит Вячеслав Бибергал
«О пандемии некогда думать», - говорит студентка ГИТИСа
Фуа-гра с блинами: Старый Новый год в Бобруйске
11 вопросов Михаилу Задорнову. И его 11 ответов
Александр Защиринский: когда же начнутся концерты артистов
"Михаил Задорнов о Валентине Пикуле, геях и Пугачёвой"