В первой части мы в основном коснулись периода с начала Великой Отечественной войны и до конца 1942 года, когда захваченные немецкие танки наши войска применяли в бою в основном из-за больших потерь собственной матчасти, а также для обеспечения внезапности атаки (в этом случае танки использовались в первоначальной окраске и с немецкими опознавательными знаками).
Но захват вражеского танка это не только получение дополнительной бронеединицы в свое распоряжение. В танке могут остаться важные документы, оборудование и отдельные узлы представляют интерес для нашей промышленности, изучение трофейной машины позволяет точнее определить ее слабые места и скорректировать противотанковую подготовку своих частей.
Практически исправный танк с минимальными повреждениями ходовой части (сбита гусеница), с которого не успели снять оптику, рацию и т.п. был редким и ценным трофеем. Просто так такие призы немцы не оставляли и порой за обездвиженную машину начиналось целое сражение.
Один из таких эпизодов мы сейчас опишем. Рапорт командира 171-й СД от 3 августа 1941 года Начальнику штаба Юго-Западного фронта сообщает, что "Средний немецкий танк марки "Е", вывезенный из боя в неисправном виде и отремонтированный в мастерских 171 сд, направляется по указанию штаба 27 ск в Ваше распоряжение..." и "...документы, в том числе переговорные таблицы с пометкой "не должны попасть в руки врага" доставлены в Штакор (штаб корпуса - прим. автора статьи)".
Танк, если верить рапорту, принадлежал к 1-й батарее 179-го "штурмового отряда" - что это за структура, автору не известно. Дивизиона штурмовых орудий с таким номером на Восточном фронте, да и вообще не было (есть 189-й). В рапорте указан именно "средний танк", а не "артиллерийский танк", как называли штурмовые орудия часто в советских документах. Так что речь идет, скорее всего, все же о Pz IV E, хотя боезапас в 108 75-мм снарядов для данной модификации великоват, тем более, что это командирский танк (см далее фотокопию). Командирская версия штурмового орудия под названием StuG III Ausf. E тоже была, но обычно считается, что ее выпуск начался с сентября 1941 года. Так что есть разные варианты, и что там захватили наши бойцы на самом деле, из документа не вполне ясно.
1 августа 1941 года во время очередной (третьей по счету) атаки на позиции 171-й стрелковой дивизии указанная машина подорвалась на мине возле хутора Вишняки в период сосредоточения атакующих подразделений противника и далее вела огонь с места, что вообще-то для действий немецких танкистов не характерно, учитывая расстояние до переднего края - порядка 700 метров.
Первыми к танку подобрались разведчики из разведбата дивизии - немецкий экипаж попытался эвакуироваться только при их приближении, при этом разрывом снаряда был убит ефрейтор Отто Клод. Разведгруппа не смогла долго находиться у танка - немцы вели сильный минометный огонь, также выслав группу для эвакуации танка. Забрав документы, бойцы отошли к нашим позициям. Советская артиллерия в свою очередь не позволила немцам вывезти поврежденный танк.
Началась подготовка и с нашей стороны к эвакуации вражеской машины - сформировали группу с трактором "Комсомолец"(так в документе) и орудием ПТО. С немецкой стороны действовало до взвода пехоты и две батареи минометов. Бой за танк продолжался до полутора часов, пока наконец нашим бойцам при помощи уже двух тягачей и под прикрытием огня своей артиллерии не удалось оттащить его в безопасное место. Группа не понесла потерь, несмотря на сильное противодействие противника.
Доводилось бойцам Красной Армии захватывать и бывшие французские танки, использовавшиеся Вермахтом.
Причем такие трофеи доставались частям Красной Армии до самого конца войны - войскам Карельского фронта прежде всего, французская бронетехника к 1944 году присутствовала в тыловых частях и танковых школах, полицейских формированиях, а также на северных участках фронта, где активных маневренных действий с участием бронетехники не велось.
Так 9-10 сентября 1944 года в квадрате 5016-7 38-й Гвардейской отдельной танковой бригадой подбито и захвачено в исправном состоянии в общей сложности 12 бывших французских танков. Из них исправны "Сомуа" - 1 и "Гочкис" -6 (так в справке). Соответствующий рапорт, содержащий также основные ТТХ указанных танков см. ниже:
Дальнейшая судьба этих машин может быть частично прослежена по документам. Уже 22 сентября их предписано сдать для отправки в НИТП, укомплектовав мехводами, имеющими опыт управления данными танками, а также собрав все имеющиеся к ним боеприпасы и запчасти.
В боях такая техника уже была скорее обузой, чем подспорьем. Однако, трофейные танки шли в бой и в 44-м. Приказом командира 7-го Гвардейского танкового корпуса командиру 54-й Гвардейской танковой бригады предписано "к 4.4.44 в районе Ярмольницы пополниться и сформировать бригаду из трофейных танков и трофейных колесных машин".
Что получилось в результате мы еще обязательно расскажем подробно в последующих статьях - в самой 54-й Гв. танковой бригаде трофейных танков на 19.04.44 не числится - только Т-34 (34 единицы), а на 14.07.44 Т-34/76 (36 штук) и один Т-34/85. Вопрос требует дальнейшего изучения.
Были ли у Красной Армии трофейные "Тигры"? Однозначно - были. Были ли попытки их использовать в бою? И это было. В апреле-марте 1944 года войсками 9-го МК (3я Гв. ТА) были захвачены два исправных "Тигра", увязшие в болоте. Машины были ПОЛНОСТЬЮ исправны и имели боекомплект, что следует из попытки их немедленного использования "против танков противника". Однако пока многотонных монстров извлекали из трясины, фронт ушел далеко вперед, а марша к передовой под управлением наших бойцов немецкие тяжелые танки не вынесли, точнее этого не вынесли их двигатели. Танки были сданы представителям Академии механизации и моторизации КА. Все же техническое обслуживание тяжелых германских танков требовало больших затрат времени и совершенно другой квалификации - в подразделениях мехкорпуса таких специалистов найти вряд ли было возможно.
Продолжение следует.
Ссылки:
Рапорты. № документа: 68, Дата создания документа: 03.08.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 229, Опись: 161, Дело: 83, Лист начала документа в деле: 381. Авторы документа: 171 сд, генерал-майор Будыхо, полковник Алькаев.
За время операции в числе захваченных трофейных танков было два исправных танка "Тигр".
Описывает период с 01.03.1944 по 30.04.1944 г.
Рапорты. Дата создания документа: 30.08.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 315, Опись: 4440, Дело: 311, Лист начала документа в деле: 241. Авторы документа: 9 мк, гв. полковник Кошеватский.