Продолжаем серию постов про финансовые пузыри. На этот раз расскажем про пузырь, который практически привел к банкротству целого государства и где были замешаны благородные аристократы.
Эта история связана с компанией Южных морей, которая была учреждена в 1711 году Робертом Харли, лордом-казначеем и 1-м графом Оксфорда. Целью компании являлись торговые операции в Южной Америке.
Войны в тот период в Европе были делом обыденным, как только заканчивалась одна тут же начиналась другая. В результате одной из таких противостояний, Англия получила часть французских колоний в Америке и «асьенто» от испанцев - исключительное право на ввоз рабов в испанские колонии в Новом свете на 30 лет. Конечно, война - штука небесплатная и у Англии на тот момент образовался огромный государственный долг.
Тут-то и вступила в дело Компания и Роберт Харли. Для решения проблемы ими была разработана схема: Компания брала на себя обязательство выплаты 9 млн. фунтов государственного долга, а взамен получала исключительное право на торговлю рабами в испанской Америке и выплаты в размере 6% от суммы долга ежегодно. Согласно схеме держатели государственного аннуитета обменивали их на более ликвидные акции компании, которые торговались на Королевской фондовой бирже.
Обмен был выгоден в связи с ожиданиями высоких прибылей от монопольного права компании на торговлю рабами и роста цены акций в будущем. Но в реальности торговля рабами не была прибыльной как её рекламировали (при этом рекламные тексты делали не абы кто, а сами Даниель Дефо и Джонатан Свифт). Так как испанцы подложили нехилую свинью: несмотря на исключительное право работорговли, только один определенный корабль мог использоваться для доставки рабов и мог он заходить только в один порт, три раза за год, при этом оплачивая таможенные пошлины.
Дальше больше, в 1720 году в результате политических интриг компания смогла получить право дополнительно обменять государственный долг в размере 30 млн. фунтов (порядка 64% от всего долга Великобритании на тот момент) на свои акции. Значительный рост цены на акции Компании начал приобретать спекулятивный характер на фоне слухов о поддержке Правительством. Если в 1719 году одна акция торговалась в районе 100 фунтов, то к июню 1720 года стоила уже 1000 фунтов.
Однако, как это неудивительно, столь высокий рост оказался непродолжительным. Успех Компании Южных морей в Англии привел к образованию десяток новых компаний, которые начали перетягивать денежные потоки на себя. На этом фоне, один из руководителей Компании, Джон Блант смог продавить в Парламенте запрет на публичное размещение акций без санкции короля в надежде вернуть поток вкладчиков (иронично, но запрет назывался «Акт о пузырях»).
Жадность фраера сгубила. Эффект оказался совсем другим, чем ожидало руководство Компании. После запрета, акции других компаний начали падать, люди несли убытки и чтобы хоть как то сохранить капитал, они стали продавать акции Компании Южных морей. Тут на рынок просочилась информация, что Джон Блант и другие руководители компании тоже по тихоньку сливают свои акции, что в итоге и привело к резкому падению стоимости акции и лопнувшему пузырю.