17 декабря 1915 года на последней футуристической выставке картин под названием “0,10” (Ноль-Десять) было выставлено 39 супрематических работ Казимира Севериновича Малевича. Среди них, как икона в красном углу, висел “Черный квадрат”. Картина, которая уже больше столетия держит в напряжении весь мир и является самым узнаваемым живописным произведением XX века. В чем гениальность этого произведения? Почему одни твердо уверены, что “Черный квадрат” - это большой обман? Другие утверждают и доказывают, что это вовсе не так, что “Черный квадрат” - величайшее произведение искусства!
Убывание изобразительности в творчестве художника
Как и многие другие художники-авангардисты Малевич прошел непростой путь экспериментов с живописью. Самые ранние его #картины написаны в стиле импрессионизма.
Вскоре он довольно быстро схватывает идею напряженной цветовой гаммы фовизма и молодого немецкого экспрессионизма.
Затем осваивает и российскую авангардную систему. Малевич последовательно проходит фазу кубизма, достаточно талантливо и точно испытывает футуризм. Та линия, которую представляли художники-авангардисты, становится для него очень ценной. Он активно участвует в их начинаниях, вместе с ними эпатирует публику. Внимательно изучив иконопись, русский лубок и вывеску, Малевич нарочито упрощает свои работы. В его творчестве наступает период русского примитивизма.
Одним из важных событий истории русского кубофутуризма 1913 года была опера «Победа над Солнцем». Оформление постановки берет на себя Малевич. Когда он обдумывал футуристические декорации, его как будто осенило. Он увидел, что задняя сторона одной из декораций выглядит как квадрат, закрашенный наполовину чёрным. Это был зародыш идеи “черного квадрата”. И параллельно с работой над декорациями Малевич стал шлифовать эту идею чистой геометрической формы, закрашенной одним цветом.
«Искусство умерло! — Да здравствует искусство!» Нужно хорошенько понять первую половину этой формулы, чтобы вторая не превратилась в пустую болтовню»
М.А. Лифшиц
Всё развитие авангарда, начиная с первых его шагов в XX веке, можно представить как борьбу с изображением реальности. Расставшись с импрессионизмом, #художники начинают искать новые выразительные свойства. Один из таких способов - деформация формы, другой - операции с пространством и поиск новых цветовых сочетаний. Каждый следующий авангард удалялся всё дальше от изображения вещей такими, какими их воспринимает глаз. В конце концов изображаемая художниками реальность совершенно расходится с поверхностной узнаваемостью вещей.
Малевич вписывается в этот ряд смелых экспериментов как решительный революционер. Создав свой “квадрат” и обдумав его как следует, он порвал с реальностью окончательно.
"Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству" К. Малевич
Казимир Малевич собрал все разрозненные лучи идей авангардистских стилей, которые наполняли искусство начала XX века и свел их в одной точке. Он совершил абсолютно беспрецедентное интеллектуальное усилие по обдумыванию того, как вообще движется искусство, как оно развивается, в чем его внутренняя логика. Впоследствии художник написал 5 томов философских размышлений о полном освобождении от подражания реальности. Посредством “черного квадрата” перед художниками открылась необозримая свобода творчества. Живопись освободилась от изображения предмета. Теперь в прямоугольнике холста можно уместить целые вселенные цвета и формы. Отказ от всего прошлого одновременно явился причиной рождения нового искусства.
Искусства, когда у живописи появилась возможность быть чистой живописью.