Давно ведь известно, есть такие несчастливые имена - что ими не назови, толку не будет.
То, по чему бродят люди на этом снимке - вовсе не крыша какого-нибудь склада с названием фирмы-владельца.
Это палуба строящегося pontonе armati (вооружённого понтона, а ещё можно считать его монитором или прибрежной плавучей батареей) Королевских военно-морских сил Италии, и его название.
Эмилио Фаа ди Бруно был одним из основателей Regia Marina, этого самого флота после объединения Италии.
Участвовал во многих боях и погиб на бронированном фрегате американского производства "Re d'Italia" (Король Италии"), протараненном австрийским броненосцем в битве при Лиссе в 1866 году. Это сражение интересно тем, что итальянцы проиграли его, будучи в численном превосходстве, это был практически первый серьёзный бой между броненосными кораблями и один из последних, когда был применён намеренный таран для потопления столь крупного корабля.
"Faa di Bruno" изначально был заложен в 1915 году на "Cantiere dell'Arsenale di Venezia" как плавучий кран под неромантическим названием GA 43, но в том же году было решено превратить его в боевую единицу. Дело в том, что за недостатком средств было прекращено строительство нескольких линкоров, а орудия для них были уже изготовлены. Нашему pontonе armati достались две 15-дюймовые пушки с «Кристофоро Коломбо». Вот такие, для пущей наглядности на неё взгромоздили обычное полевое орудие:
Проектировал монитор контр-адмирал Джузеппе Рота. Задачей было создать плавсредство с мощнейшим артиллерийским вооружением, солидной защитой и минимальной осадкой. Ведь такие пушки не потаскаешь по сухопутью без железнодорожной колеи, в то же время требовалась артиллерийская поддержка итальянских войск в районе Триеста, где глубины не благоприятствуют манёврам крупных кораблей.
Вообще-то орудие 381/40 Model 1914 было спроектировано в 1913 году специалистами британской фирмы «Armstrong» специально для вооружения новейших итальянских линкоров. Производились в Италии, максимальная дальность стрельбы 19,8 километра и при весе снаряда 884 кг неплохая скорострельность - 2 выстрела в минуту. Монтаж орудия на монитор:
К защите контр-адмирал подошёл творчески - весь корпус по периметру оборудовали специальными отсеками и залили их слоем бетона толщиной 2,9 метра. Возможно и палубу сделали двускатной для защиты от авиационных бомб, тогда ещё маломощных, однако толщина металла была 40мм, толщина стенок артиллерийского барбета составляла 60мм.
Правда, скорость не превышала 3 км/час, в качестве двигателей использовали две паровые машины со старого миноносца. В итоге получилось вот что:
О сумрачном итальянском гении как-то говорить не принято, но тем не менее это самая крупная плавучая батарея не только в Италии, но и вообще в Первую мировую войну где бы то ни было.
Вид сбоку:
"Faa di Bruno" ведёт огонь:
Правда, о результатах этой стрельбы нигде конкретно не упоминается. Пишут, что принимал участие в 11-ой битве при Изонцо 18 августа - 12 сентября 1917 г. Если учесть, что в строй он вступил лишь 2 июля, а уже в ноябре, попав в шторм, был выброшен на отмель, то повоевать ему практически не довелось. Год им никто не занимался, потом подняли, но в 1924 году он был выведен из состава флота. Однако в отличие от многих своих собратьев "Faa di Bruno" не распилили на металлолом. Он тихо влачил свои дни, пока в 1939 году с началом новой мировой войны не был призван на военную службу как плавучая батарея GM 194.
Её перетащили из Венеции в Геную. Когда британский флот бомбардировал Геную 9 февраля 1941 года в ходе операции под красивым наименованием "Грог", наш ветеран сумел сделать в ответ только три выстрела, после чего шальной британский снаряд перебил силовые электрокабели.
А "бобр" тут при чём? Дело в том, что после выхода Италии из войны в 1943 году, плавбатарея была захвачена немцами и получила название Biber (бобр). Не знаю, для смеха ли, но немцы переклассифицировали его в сторожевик. В 1944 к нему приделали дополнительные секции понтонов для улучшения мореходности. Ничего полезного он и под новым названием не совершил.
В мае 1945 г. сдался союзникам. А на следующий год пошёл таки на металлолом.
А ещё бобрами немцы назвали самые сверхмалые свои подводные лодки, когда под конец войны стали хвататься как за соломинку за всякие нестандартные проекты вооружений. "Biber"- то и лодкой немцы не называли, а в присущем им дубовым стиле «погружающимся одноместным штурмовым средством». На современном рисунке это выглядит так:
На самом деле использовать перископ при пусках торпед было крайне затруднительно и пилот должен был подвсплывать для наблюдения через иллюминаторы. Деревянные рули управления, бензиновые двигатели, крайне пожароопасные и травившие водителей выхлопными газами и просто испарениями бензина, сложность управления - ничего толкового 324 построенные "бобра" совершить не смогли за исключением потопления единственного транспорта и нескольких минных постановок.
Рабочее место водителя:
Создатель "Бибера" корветтенкапитен Ганс Бартельс:
К его чести, первое погружение на первом экземпляре своего детища он совершил лично, при этом лодка затонула и её доставали краном, но Ганс выжил. После доработок чудо-оружие пошло в серию.
Есть данные, что из 109 лодок, участвовавших в рейдах, было потеряно около 80. Они тонули сами, их отправляли к рыбам береговая артиллерия противника, авиация и катера. Часть была покинута водителями из-за аварий. Многие уничтожены авиацией на базах, случались взрывы торпед, уничтожавших их прямо у причала. Крайне неудачные оказались "бобры". Несколько удалось сохранить и они доживают свой век в музеях:
Ещё о необычных морских обитателях:
Корабли, в машинных отделениях которых нет двигателей
Корабли, сильно непохожие на других,
О людях и часах, побывавших на дне Марианской впадины.
Новый враг подводных лодок - подводный планер
.................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь