Брежнев Абманывает Молодежь
Шутливая расшифровка БАМ
Сразу предупреждаю, что изложенное ниже мнение принадлежит подростку 15 лет в 1978 году и не может быть объективной информацией на эту тему. Сегодня я не согласен с изложенным. Но в то время не было доступной информации. И это мнение полезно для истории.
Байкало-Амурская Магистраль — железная дорога в Восточной Сибири. В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В нашей школе прошли пионерские собрания, посвященные этому событию. Нас убеждали, что БАМ необходим для освоения богатств Сибири и Дальнего Востока. Что это испытание для лучших представителей советской молодежи, которые противостоят природе.
После приема в комсомол агитация конкретизировалась: стройке нужны рабочие руки. Даже если ты не собирался стать строителем, можешь поучаствовать в величайшем событии века и вернуться героем. Ну и нехило заработать — зарплаты от 300 рублей в месяц, а еще автомобили и квартиры за несколько лет. На БАМе нужны все специальности, а если не найдется подходящей, можно получить на месте.
Короче, я загорелся идеей съездить на всесоюзную стройку. Поработаю несколько лет, вернусь обеспеченным героем. Потом пойду учиться на эти деньги. Так и изложил родителям. Мама удивилась, но промолчала. Отец же буркнул что-то вроде: «Полвека заключенные строили, потом стройбат, теперь молодежь погнали. В тайгу, в щитовые домики при минус тридцать, рельсы руками таскать и лес валить». Я возразил, откуда он это взял, сам же там не был? БАМ начали строить несколько лет назад исключительно силами комсомольских добровольцев. И не «щитовые домики», а нормальные квартиры и механизация, люди с высшим образованием нужны. Отец вздохнул и предложил вернуться к этому вопросу позже.
Через пару дней к нам пришел в гости «дядя Боря», как его представил отец. Они засели на кухне, навернули по стакану водки, после чего позвали меня. Борис недавно приехал с БАМа, отдохнул, собирался обратно.
— А что, там дают отпуска? — удивился я.
— Дают, только мало кто берет. Пока в Сочи туда-сюда на поезде, на отдых времени не останется. Надо, как я: поработал три года без отпуска, заработал на машину, получил талон. Приехал в Ленинград, купил машину, набрал бухла и баб… — отец зыркнул на него и дядя Боря налил еще водки. — Короче, махнул в Одессу. Там два месяца отгулял и машину продал с наваром, считай отпуск даром достался. Хотя на Лонжероне в деберц тысячу спустил, все равно еще много осталось. Кинул на сберкнижку под 3%. Еще пару лет поработаю, будет кооперативная квартира, тогда с этой хе… (опять взгляд отца) завяжу.
— Дядя Боря, вы не комсомолец разве?
— Нет. У нас чем от власти дальше, тем лучше живется. В школе отбивался, потом в армии хотели затащить, но я поцапался с замполитом, чуть в дисбат не угодил. Короче, откосил.
Меня такое признание удивило. Нам внушали, что вступление в комсомол — честь для каждого советского молодого человека, а тут такое откровенное нежелание. Но в жизни разное бывает, поэтому я вернулся к теме:
— А комсомольцы тоже ради денег?
— Первые, кто в глухую тайгу приезжал, готовили место для остальных, на энтузиазме. Сейчас больше за деньгами. Только я бы тебе не советовал, — дядя Боря смерил меня презрительным взглядом. — Загнешься на лесоповале.
— Какой «лесоповал»? — удивился я. — Там механизация, шпалоукладчики, краны… Или я сначала специальность получу, высшее образование…
— Я на трассе лес валил, это хорошие деньги, ты же заработать хотел? Потом, я работал без выходных по 12 часов в день, это вдвое больше, чем тут. Но тут я на станке могу 250 получать, и отдыхать культурно, а там 400 и отдыхать негде. И расти некуда и через 10 лет будешь лесорубом, а здесь разряд можно повысить. И смысл? Если здоровья не жалко, то да. А специальность — полезно, — согласился собеседник, — хоть на морозе не будешь, а то в вагончике шиш согреешься.
— Вагончики?
— Ну да, а ты что, на трассе хоромы хотел? Люди в них годами кочуют, женятся, детей заводят. В бараки за счастье переселиться. Можно в дома, но это уже не на трассе, деньги не те, еще работу найти надо. Кстати, жениться там не советую — баб нормальных нет. Одни комсомолки, ветер в голове. Лучше приезжать со своей. И сразу детей стругай, потому что больше бабе там нечем заняться. А от безделья уведут, пока по трассам лес валить будешь.
— Еще папа сказал, что заключенные работают, военные.
— Они свое отстроили, теперь одна молодежь. Нехе… гм… работать не умеют. Говорят, где-то еще строят, но я не видел. Но зеков заставили, а зачем добровольцы наехали, не понимаю. Трасса нахрен не нужна, считай, по пустыне идет в никуда. Денег немерено требует уже сейчас, а потом на поддержание еще больше уйдет. Может, военным надо, так пусть сами и строят. Предприятия, говорят, будут. Да кому они там нужны? Мне один экономист за бутылкой объяснял. Говорит, ни сырья, ни сбыта. Только военным. А где военные, там не будет нормальной жизни. И кто строить будет? Вон в Сибирь и на Дальний Восток тоже нагнали кучу народа, большинство назад возвратилось. До восемнадцати, кстати, тебя не возьмут, может, после армии. Сашка вот сказал, — он кивнул на отца, — в вуз собрался, а когда?
— Там отсрочку от армии дают…
— Ага, дают, потом догоняют и еще дают, — засмеялся Боря. — Призовут прямо с рельсов в стройбат…
— В стройбат?
— Конечно, у тебя же строительная специальность будет, в железнодорожные войска и призовут. Армия, снова БАМ… Учиться будешь после тридцати лет?
— Не знаю…
— Семью надо заводить, пока силы есть. А для этого деньги нужны. Хочешь работать, семью тащить и еще учиться? Загнешься с любым здоровьем. Да и какой смысл откладывать деньги? Рубль сейчас намного полезней десяти в будущем. В будущем нам вообще коммунизм обещают, зачем тогда деньги?
— Вот и я ему талдычу, — продолжил отец, наливая водки. — Нельзя откладывать жизнь. Жить надо здесь и сейчас. Положить десяток лучших лет в тайге — дурость, никакие деньги это не окупят. Разве что там и остаться. Хорошо, если не в могиле. Да только забросят эту трассу. Будешь с семьей и медалькой посреди снега куковать, с такими, как Борис, водку квасить да власть, что вас покинула, проклинать. Шестьдесят лет лучшую жизнь строим, и где она?
— Ага, — согласился дядя Боря. — Лучше образование получить и на чистую работу. Хочешь посмотреть на БАМ — приезжай на экскурсию. Стройка красива только из окон поезда.
Он засмеялся и протянул мне стакан. Отец перехватил выпивку и перелил себе:
— Рано ему еще. Шестнадцати даже нет. Успеет еще спиться.
— А, ну тогда еще десять раз передумает. Или стройку закончат. Заколотят золотой костыль в гроб империализма.
После этого разговора я не разуверился в идее поработать на БАМе, но сильно засомневался. Со временем я встретил других людей, которые там работали, и они подтвердили: деньги не особо большие, да и не любят там тех, кто за ними приехал. В основном героизм и энтузиазм. Если ехать, то там и оставаться, возвращаются только неудачники, кто не пристроился. Люди с высшим образованием мало востребованы, работа в основном физическая. Да и сомнения есть, что стройку закончат, она не первое десятилетие тянется. А остаться на незаконченной магистрали — удовольствие еще то. Цивилизация-то очень далеко.
Через год романтика еще гуляла в моей голове, но надо было готовиться к вступительным в университет. И пропаганда чуть поутихла, видимо, нужное построили. И я не поехал на БАМ. Может быть, зря: те, кто там остался, не жалеют. Хотя магистраль сейчас находится в угнетенном состоянии, есть шанс, что ее слава еще впереди.
Просьба комментировать, если понравилось, а лучшие критиковать, мне это нужно для выхода книги "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.