Роль универсальных компетенций, или в западной терминологии soft-skills, на современном рынке труда растет.
Soft-skills — это умственные и межличностные компетенции, которые в отличие от hard-skills не поддаются количественному измерению или сертификации.
Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. К soft-skills относятся: организованность, любознательность, хорошая память, умение распоряжаться временем и другие не менее важные качества.
Почему для построения карьеры важен "багаж" ваших soft-skills?
Без различий в наборе soft-skills все выпускники одного факультета, получившие одинаковое образование, могли бы претендовать на одну и ту же должность и работу. И выполняли бы эту работу одинаково. Очевидно, что это не так.
Представьте себе двух физиков-ядерщиков. У них красные дипломы университета МИФИ, они работают в конструкторском бюро над проектированием энергоблока атомной электростанции. Их профессиональные навыки не различаются, образование и место работы - одни и те же. Но "багаж" универсальных компетенций у них разный.
Один из них хорошо работает в команде, уверен в себе и дружелюбен. А второй предпочитает работать с чертежами, а не общаться с коллегами, но при этом он методичен в выполнении расчетов. Скорее всего, их дальнейшая карьера сложится по-разному. Первый сможет оставаться специалистом или работать в аналитическом отделе, но в том числе ему могут доверить руководящие должности с перспективами карьерного и зарплатного роста. А второй сможет расти только как специалист или аналитик, то есть развиваться в рамках своих профессиональных навыков.
Описанная ситуация показывает, что набор soft-skills влияет на широту профессионального выбора: чем больше компетенций развито у человека, тем больше вариантов профессионального развития возможно в будущем .
4 типа soft skills
Чтобы расширить свои возможности в профессии, необходимо развивать 4 различные группы универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские.
1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействие с людьми.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная письменная и устная речь
✔ Умение выступать на публике
✔ Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей)
✔ Гибкость и принятие критики
2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области.
✔ Аналитический склад ума
✔ Умение видеть и решать проблему
✔ Хорошая память
✔ Обучаемость
✔ Креативность
3. Волевые компетенции отвечают за достижение целей в работе.
✔ Ориентированность на результат
✔ Управление временем
✔ Упорство
✔ Стрессоустойчивость
✔ Готовность выполнять рутинную работу
4. Лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.
✔ Умение принимать решения
✔ Ответственность
✔ Умение сформировать команду
✔ Наставничество
✔ Умение разрешать конфликты
Помните, что простое перечисление soft-skills не произведет впечатления на работодателя. Список необходимо подкреплять реальными фактами и вашими достижениями. Soft-skills невозможно положить на стол перед рекрутером как диплом, их стоит проявить во время собеседования и в период испытательного срока.
Автор: Майя Мухамеджанова.
Надеемся, статья была полезна для вас! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
#soft skills #полезные советы #карьерный рост #карьера #саморазвитие #навыки будущего