Во вчерашней статье мельком обмолвилась о задаче, оставленной нам в наследство от месье Д ` Артаньяна Д ` Агапеева. Просто записанные в столбик цифры. Которых еще никому не удалось разгадать.
Спросите, почему этот шифр никогда не был взломан ? Я отвечу. Потому что он находится не над уровнем криптостойкости, а вне этого уровня. Находится за его пределами (подробнее в завтрашней статье).
Слабым местом каждого шифра являются его «хвосты». В химии это называется валентностью. То есть, слабым местом любого шифра является способность его составляющих взаимодействовать между собой, цепляться друг за друга и тем самым выдавать себя, раскрывая свои приметы.
А теперь представим универсальный шифр-ядро, шифр-кварк. То есть шифр как неделимое нечто.
В японской поэзии есть такое понятие как хонъи. Суть, квинтессенция чего-либо. Предмета, явления, понятия. Шифровой план японских хайку следующий:
5 слогов (первая строка)
7 слогов (вторая строка)
5 слогов (третья строка)
Танка сочиняется путем добавления к хайку двух строк:
7 слогов (четвертая строка)
7 слогов (пятая строка)
Следует обратить внимание, что имеются в виду не слова, а именно слоги. Таким образом, в конечном счете получаем:
17 слогов
14 слогов
11, 4 и 7
4 + 7 = 11
4 х 7 = 28
Немного истории. Агапеев Владимир Петрович (1876–1956) – русский генерал-лейтенант, герой Первой мировой войны, участник Белого движения. Участвовал в русско-японской войне, военным агентом в Бельгии и Нидерландах. 9 февраля 1914 года назначен начальником штаба 10-ой кавалерийской дивизии… В августе 1919 года был назначен представителем ВСЮР при союзном командовании в Константинополе. В марте 1920 года, по приказу генерала Врангеля был уволен с должности после убийства в Константинополе генерала Романовского.
В эмиграции жил в Югославии, служил в Топографическом военном институте, принимал активное участие в работе Четвертого отдела Русского общевоинского союза. Состоял членом Общества офицеров Генерального штаба. В 1941 году поступил в Русский охранный корпус, но когда выяснилось, то корпус сей на Восточный фронт отправлен не будет, осенью 1942 года переехал в Австрию. В 1946 году состоял представителем Красного Креста в Германии.
Служил в Топографическом военном институте…
А теперь внимание на экран: в 1939 году была напечатана книга «Коды и шифры». Автор – картограф Александр Д ` агапеев. Картограф!
Среди прочих задачек была напечатана и эта:
Но сразу же после издания автор заявил, что забыл ключ к этой шифровке!
Не смешите мой гипоталамус. Если даже забыт ключ, составитель шифра помнит сам механизм. И дело тут совсем не в провалах в памяти. Так в чем же, спрашивается ?
Для всех шифров изначально делается оговорка, что субъект и адресат речи используют шифр с некой первичной установки. То есть, они договариваются о механизме и инструментах кодирования и дешифровки. А теперь представим ситуацию, когда субъект и адресат речи не успели заранее договориться и позаботиться об инструментах и механизме взаимодействия на случай экстренной ситуации ? Полагаю, эта мысль приходила не только к моим блондинистым тараканам, заставляя их порядком потесниться.
Теперь представим такую ситуацию. На дворе 1939 год. Уже понятно, что война с СССР вот-вот начнется. Каким образом поддерживать связь с разбросанной по всей Европе белой офицерской эмиграцией ? Чтобы этот канал связи:
1. был надежным и бесперебойным;
2. не вызывал подозрений у «охранника Вилли»;
3. чтобы информация была понятной адресату, поскольку никакой предварительной договоренности у субъекта речи и адресата не существует;
4. имел широкий охват. То есть, чтобы эту информацию получило одновременно как можно больше лиц не только за пределами красного кордона, но и оставшихся в СССР.
5. не был трудоемким (потому что поставить на широкий поток изготовление и рассылку клепсидр ну очень заморочно).
Из последующих переизданий книги эта задачка была спешно удалена…
Почему задачка Агапеева не была решена ? Либо потому что решившим ее было выгодней держать это в секрете, либо потому что не было материала, зашифрованного с помощью этого ключа. А повесть Юрия Ярового «Высшей категории трудности» – и есть тот самый материал, зашифрованный по-агапеевски.
А что касается первой фразы, зашифрованной в маркёре, или флаге, задачки Агапеева, то она звучит так:
Всем!
Всем!
Всем!
Всем!