"Серебряный век" — это период расцвета русской поэзии в начале XX века. В это время стали появляться новые поэтические течения, представители которых проповедовали новую, отличную от старых идеалов эстетику.
Символизм
Первым появившимся направлением стал символизм. Он зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Символисты охватывали глубокие философские проблемы. Они считали, что помимо реального мира существует еще и вымышленный, идеальный, в который можно попасть через искусство. Также в этом направлении произошло разделение на старших и младших символистов. Основными его представителями являются: К. Бальмонт, Д. Мережковский, А. Блок, А. Белый и другие. Ключевым понятием для них стал символ. Используя его, символисты передавали свои мысли и настроения — для них был характерен уход от реальности. Поэтому рассматривая стихотворения символистов, можно сразу заметить новшества и отход от традиций золотого века.
К примеру, у Бальмонта можно распознать символ солнца (стихотворение "Будем как солнце"). Автор рисует его вечным, ярким и молодым. Или же в стихотворении Белого "Раздумье" в первой строфе предложения "Ночь темна." и "Мы одни." является символом темноты и трудности в начале творческого пути. Также поэт пишет: "Убегает на запад неверная тень", И всё ближе, всё ярче сиянье зари". В этих строчках под под "неверной тенью" Белый подразумевает то, что отступают страх и сомнения, а символом "зари" и её сиянием показывает светлое будущее, исполнение желаний и надежд.
Акмеизм
В противовес символизму спустя немного времени возникло новое течение — акмеизм. Акмеисты считали, что нужно вернуть слову его истинное значение. Мир прекрасен сам по себе. У представителей этого течения "роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще". Яркими поэтами акмеизма были: Н.С. Гумилев, Г.В. Иванов, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий.
Например, в стихотворении Н.С. Гумилева "Она" автор раскрывает нам свои чувства при помощи обычных слов и эпитетов ("усталость горькая", "неслышный шаг", "сладкая боль" и т.д.). Мы понимаем состояние поэта, видим настоящую красоту той женщины, в которой "всё счастие" его. Здесь видно простое, но всё же изысканное и красочное описание; передача конкретного настроения. Можно проанализировать и стихотворение Городецкого "Гроза". Автор показывает нам природу до, во время и после грозы. Здесь нет никаких знаков и символов, а только сравнения, эпитеты, метафоры и красота слова ("как утренняя лилия", "распахнула в жизнь земля").
Футуризм
Но время идет. Появляются новые взгляды на жизнь, а вместе с ними и новые направления. В 1900-х годах зарождается футуризм. На его теоретическое самоопределение оказали влияние итальянские футуристы, которые поддерживали фашистскую партию Б. Муссолини. Поэзия футуристов отличается резкостью, вульгарностью, открытым недовольством и протестом. Футуристы отказывались от истории художественного наследия, от синтаксических норм языка и считали, что будущее за ними. Оно должно быть кардинально отличным от прошлого.
Основными представителями этого направления являются: ранний Маяковский, Хлебников, Крученых, Северянин. Поиск новых смелых образов и стремление создать искусство будущего оставило нам удивительные стихотворения.
К примеру, в стихотворении Хлебникова "Кузнечик" сразу бросаются в глаза совсем новые и непонятные слова ("крылышкуя", "лебедиво"). Анализируя и сопоставляя это со смыслом стихотворения, можно понять их истинное значение. В поэзии Маяковского же нетрудно разглядеть нестандартную форму стихотворений. ("Из улицы в улицу", "Американские русские", "Парижанка" и т.д.). Маяковский открыто говорит ("Ваш вид...жалок...выглядите вы туберкулезно"), использует необычные эпитеты ("вонючие мужи") и открыто выражает своё мнение ("трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит"). Во многих стихотворениях этих авторов можно встретить иронию, грубость и сарказм.
Выводы
Конечно же, поэты серебряного века сделали много открытий в литературе и это был своеобразный прорыв. Благодаря поэтам-символистам особое значение приобрели символы, которые придают стихотворению загадочность и скрытый смысл.
В поэзии акмеистов мы видим прекрасное без всяких масок и преград, мы чувствуем всю красоту и трепетность очень легко, понимаем идейное содержание.
Относительно произведений футуристов можно сказать, что они призывают на выражение своих мыслей, на избежание стереотипов и поиски чего-то нового и неизведанного.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что поэзия серебряного века открыла наш удивительный, новый, неповторимый мир красоты и гармонии стихотворений. Поиски поэтов обогатили русскую поэзию, зародили в ней то, чего никогда не было раньше. Их творчество послужило дальнейшему развитию литературы, что только доказывает их особенность и величие.