Найти тему
Мы, славяне

Шапка бумажная – русский доспех для бедных с несерьезным названием

Среди многочисленных видов оружия и защиты, бытовавших в Московском княжестве и Русском царстве, отечественных или импортированных, созданных под внешним влиянием или национальных, особое место занимает так называемая шапка бумажная. Она представляет из себя вид защитного шлема, сделанный по аналогии со стеганым доспехом, только для головы: несколько прошитых плотных слоев ткани, ваты и пуха, которые лишь иногда усиливали металлом.

Шапка бумажная (слева) и ее монгольский прототип
Шапка бумажная (слева) и ее монгольский прототип

Надо сказать, что тканевые доспехи представляют из себя один из древнейших видов защитного вооружения вообще и по времени возникновения уступают только аналогичным образцам из кожи. Знаменитые греческие линотораксы, которыми была оснащена большая часть эллинских гоплитов и македонских сариссофоров, это не что иное, как архаичные образцы тех самых стеганок и ватников.

В античное время они обеспечивали довольно неплохую защиту, учитывая, что тогдашние луки били слабее средневековых. Но суть стеганок не менялась веками тысячелетиями – вместе сшивалось несколько слоев ткани, которые опционально иногда могли укрепить металлом. Но научная мысль древних военных инженеров на этом не остановилась, и в эпоху феодализма стеганки приобрели роль исключительно поддоспешников.

-2

Вместе с кольчугами или чем-то более серьезным они защищали воина вполне достойно. Лишь наименее обеспеченные ратники использовали их в качестве основного доспеха. Причем, использовали очень долго, считай, весь период средневековья. Что касается шапки бумажной, то ее специфическая форма говорит, что надеть ее под что-то будет не вполне удобно. А дополнительная защита, нередкая для этого вида шлема, полностью отвергает такую мысль.

Это был своеобразный доспех для бедных. Или для не очень бедных, учитывая, что такие шлемы могли оснащать наносником или усиливать металлическими пластинами. Более того, некоторые их образцы содержали дорогую вышивку, которая многократно увеличивала их стоимость и указывала на статус владельца. В частности, вышивка была распространена у национальных шапок калмыцкой иррегулярной конницы. Но ее сумрачный славянский гений чаще всего не использовал в ближнем столкновении.

Не забываем, что металлические доспехи были недешевы сами по себе – просто из-за дороговизны используемого материала. Не говоря уже о сопутствующих сложностях их изготовления. А для пошива тканевого доспеха, наверное, не всегда был нужен мастер-оружейник. С такой несложной задачей явно любая баба могла справиться, если иметь ввиду наиболее примитивные образцы, конечно.

-3

Как известно, русская поместная конница того времени в ближний бой с врагом ходила нечасто, предпочитая для верности подольше обстреливать его из лука. Общее фронтальное нападение происходило либо при весомом численном преимуществе, либо осуществлялось на уже сломанный строй противника. Т.е., в тот момент, когда риск отведать вражеской сабельки был достаточно минимальным – супостат бежал или был готов к бегству.

А от татарской стрелы, особенно на излете, шапка бумажная прекрасно защищала. В этом и состояла ее главнейшая задача, ибо поместное дворянство сильнейшие потери несло именно от вражеской стреляющей конницы. Исходя из тактики своего применения, конечно, которая состояла в медленном методичном обстреле. А уж для регулярного патрулирования степи, которое могло продолжаться неделями, она подходила как нельзя лучше. В килограммовом шлеме в дозор не поедешь, зато удобный (и теплый) головной убор и устать не позволит, и от случайной стрелы защитит.

Степень распространения, однако. небольшая
Степень распространения, однако. небольшая

Иными словами, это был неплохой доспех по соотношению цены и качества, и что важно – весьма подходящий для тактики московской кавалерии позднего времени. Это была специализированная защита для легкой конницы, а ничуть не для тяжелых всадников или пехоты ближнего боя. Т.е., для тех воинов, которые в нормальном состоянии вражину к себе на расстояние удара ничуть не подпустят. А если и подпустят, то едва ли против них будет применено что-нибудь, кроме легкой сабли и татарской стрелы.

И зимой башка не мерзнет.