Здравствуйте, дорогие читатели!
Имя летчика штурмовой авиации Мусы Гареева хорошо известно всем любителям военной истории. Начав воевать сержантом в конце сентября 1942 года под Сталинградом, он к исходу войны стал гвардии майором, штурманом полка, дважды Героем Советского Союза, кавалером восьми орденов, два из которых - полководческие.
Его боевой путь неоднократно показан как им самим, так и другими-казалось бы, трудно найти что-то новое в судьбе героя. Так, свое участие в войне он описал в книге «Штурмовики идут на цель», вышедшей еще в 70-е годы. Тем не менее, любопытные вещи находятся и сегодня.
Начнем с того, что наряду со множеством уничтоженной техники и живой силы на земле при штурмовке, на его счёту имеются два или три сбитых самолета.
Нужно сказать, что, хотя сбивать вражеские самолеты не являлось профильной задачей для летчика-штурмовика - они должны были прикрываться истребителями сопровождения - многие из них имели такой опыт-как правило, вынужденный-когда приходилось принимать бой. Причины могли быть различны - внезапность вражеских атак, неумелая защита, увлечение воздушным боем, малое количество истребителей и т.д.К примеру, воздушные победы есть у Емельяненко, Драченко, Паршина, Бегельдинова, Пургина, многих других.
Вот как это он описывает в упомянутой выше книге: «В один из последних дней мая (1943 г. - прим. автора статьи) капитан Буданов повёл нашу эскадрилью за Миус».
На обратном пути её атаковал противник. Далее события развивались следующим образом:
«Вдруг я услышал голос стрелка:
-Товарищ командир, внизу два самолёта!
Гляжу-верно. С крестами. Уже заходят в хвост командиру эскадрильи. А истребители прикрытия высоко. Не успеют!..
Выхода нет-нужно спасть командира.
Быстро прибавив газ, я пошёл вниз. Теперь дело решат секунды. Но на моей стороне высота, которая прибавляет мне скорость, и внезапность. Только бы фашист не опередил меня! Только бы успеть!..
Каждая секунда неумолимо сближает нас с немецкими истребителями. Когда до ведущего «мессершмитта» остаётся не больше ста метров, я открываю огонь изо всех пушек и пулеметов. «Худой» словно натыкается на каменную преграду, вздрагивает всем своим хищным телом и отваливает в сторону. Потом, уже на аэродроме, нам сказали, что мы его сбили. А со вторым «худым» расправились подоспевшие истребители».
Казалось бы-все ясно: «худым» наши лётчики прозвали немецкий истребитель Bf 109 конструктора Мессершмитта.
Однако в конце своей жизни Муса Гайсинович написал ещё одну книгу- не менее интересную, чем первая. Называется она «Живу и помню», а свет увидела уже после его кончины...
Если про первую книгу можно сказать, что она написана глазами молодого летчика, участвующего в войне, то вторая - взгляд зрелого человека на летчика- себя молодого...
Вполне понятно, что в новой книге описаны и новые события, факты, уточнения, дополнения. Тот самый воздушный бой тоже приводится- и вот тут-то и начинаются самые интересные как ответы, так и новые вопросы!
Впрочем, слово самому автору книги (орфография сохранена):
«Да, память подводит порой и людей, совершенно не подверженных склерозу. Иной раз перечитываешь чьё-нибудь письмо и клянёшь себя: «Как же я это незабвенное мог забыть!» Так было, когда я получил письмо от киевлянина Георгия Мельницкого:
«Дорогой друг, пишу тебе под впечатлением твоей книжки «Штурмовики идут на цель». Я из 73-го гвардейского Сталинградского истребительного полка, который прикрывал, т.е. сопровождал вашу дивизию на Миусе и в Крыму. Я лично тот, кому ты 29 июля 1943 года дал подтверждение на сбитый ЯК-1, командир звена той группы, которая вместе с вашей уже шла домой, на своей территории, когда в 8-10 км западнее Дмитриевки к вам на бреющем подошёл ЯК-1 со стрелкой на борту»...
Стоп, вспомнил!
Решили тогда обдурить нас немцы. Каким-то образом попал к ним самолёт ЯК-1. И вот они имитируют, якобы этот ЯК преследуется «мессершмидтом». Причём, зная, что ИЛы хорошо защищены спереди , с боков и сверху, решили подобраться к нам снизу. Истребитель, видя, что «худой» гонится за советским самолетом, бросился на «худого» (так называли мы «мессера», наши ИЛы называли «горбатыми»), а ЯК тем временем пристроился атаковать нас, успел выпустить несколько очередей. А дальше было так. Я успел заметить сначала пулевые трассы, а потом откуда-то снизу устремившийся в атаку на моего ведущего Сашу Буданова самолёт. И, не раздумывая( на это просто не было времени), срезал его очередью. Что за самолёт, не разобрал-видел только, что он вспыхнул и камнем пошёл к земле. Тогда-то, насторожившись, ещё внимательнее стал всматриваться в небо и Саше приказал усилить наблюдение. Поэтому-то мы и видели оба, как Мельницкий сбил «мессера», и дали об этом подтверждение в штаб 73-го полка. А тот подтвердил о сбитом нами Яке».
Кстати, 73 гвардейский истребительный авиаполк (ранее 296 ИАП) известен тем, что именно его летчики под командованием капитана Ерёмина Б.Д. провели в марте 42-го воздушный бой в составе семерки против 25 немецких самолётов и вышли победителями. Это событие широко освещалось в прессе.
Видимо, предыстория с «яками» такова.
Весной 1943-го года произошёл очень неприятный случай в советском ВВС: в руки немцев попали два наших истребителя «Як-1», севшие на аэродром врага в Таганроге после того, как их туда по ошибке завёл лидер «Пе-2». Три наших истребителя успели сесть, ещё три были сбиты зенитками. Все они входили в состав 291 истребительного авиаполка из 3 авиакорпуса под командованием генерал-лейтенанта Савицкого Е.Я.
Отличительным знаком этих самолетов был рисунок в носовой части фюзеляжа в виде звезды с крылом. Вероятнее всего, её и воспринял сопровождавший штурмовики Мельницкий как стрелку на борту.
Из севших один лётчик сгорел вместе с самолетом, другой погиб в перестрелке, а третий перешёл на сторону врага. Возможно, с этими «Яками» и столкнулся в небе тогда младший лейтенант Гареев. Во всяком случае, география боевых действий совпадает.
Кроме того, о том, что трофейные «Яки» использовались немцами против советских самолётов, можно узнать и из других источников: например, об этом пишет биограф трижды Героя Советского Союза Покрышкина Тимофеев в книге «Покрышкин» в серии ЖЗЛ.
Другой интересный момент: из приведённой цитаты непонятно, кто же сбил «Як», а кто «мессершмитт» - Мельницкий или Гареев? Я специально привёл полный текст слово в слово: наш лётчик-истребитель в своём письме утверждает, что Гареев ему дал подтверждение на сбитый трофейный «Як-1», а лётчик-штурмовик пишет противоположное: подтвердил Мельницкому сбитый «мессершмитт, а тот ему- «Як».
Скорее всего, «Яки» использовались в паре, а не в одиночку.
Некоторую ясность можно внести, обратившись к книге Михаила Быкова «Асы Великой Отечественной»:
Немного о Георгии Мельницком можно узнать из воспоминаний его однополчанина Радченко на сайте «ВВС России. Люди и самолеты».
Неясно и с точным временем столь интересного боя. И вот почему.
Сам Муса Гайсинович пишет, что дело было в конце мая. Ясно, что этого быть не могло: первую победу Георгий Николаевич одержал только за две недели до описываемых событий.
Мельницкий в своём письме указывает дату 29 июля 1943 года.
По данным личного счёта, приведённым в книге Быкова - 30 июля 1943 года.
И, наконец, в наградном листе на младшего лейтенанта Гареева приводится дата 31 июля 1943 года( его остальные воздушные победы произошли гораздо позже).
Обратите внимание, что не указан тип сбитого вражеского самолета-косвенно это указывает, что им мог быть истребитель советского производства.
Ну, насчёт мая более-менее понятно: ветеран мог сместить время- подвела память после долгих лет со дня произошедшего. Тем более, война была насыщена разными событиями. А вот точная установка дней конца июля, видимо, ещё ждёт своего исследователя.
Во всяком случае, один, а то и оба из "поменявших религию" «яков» , столь пакостно использовавшихся врагом, нашли свой конец именно в эти дни.
Спасибо за внимание!