Я на этот вопрос не отвечу, пребываю в стадии анализа происходящего с сыном.
Здравствуйте)
Я уже упоминала, что Захар в свои 5,5 лет по эмоциональному развитию недалеко от Маши... не, не ушел, - отстал. Маше сейчас 3,10. Вот на примере дочери я уверенно могу сказать: "Я наконец поняла, что такое эмпатия, и увидела, как она проявляется у детей. И, да, у сына этой самой эмпатии маловато".
Видя, как взрослеет дочь, как она начинает и не собирается, кстати, переставать гнуть свою линию, как Маша реагирует на все, что вокруг, и на всех вокруг, я примерно соотношу ее рост с Захаркиным поведением.
Про сад. Это понятно, что мой приход за Захаром выбивает его из колеи, требует переключения от сАдовой деятельности к походу домой или на занятия, что сын, вероятно, совершенно не со зла и не из вредности сидит сиднем, орет, что не хочет к маме, выталкивает меня ближе ко входной двери и удирает обратно в группу. При этом спать оставаться в саду он категорически отказывается, а на занятия идти хочет - это не мое умозаключение, это слова сына, выуженные из него моим "непосильным трудом". Нежелательное поведение в отсутствии тьютора в саду, по факту, неплохо закрепляется даже в течение 4 - 5 часов пребывания ребенка в группе.
Блюдце тут на неделе разбил, просто потому, что воспитатель забрала булку, заставив есть сначала нелюбимую манку. "Ты мне отдашь булку?" - спросил Захар. "Кашу доешь, отдам". И Захар стал есть кашу. Но не все ж так просто и прозрачно. Воспитатель отвлеклась на обучение и находилась в другом конце группы, когда доевший кашку Захарка, добросовестно поставив тарелку в раковину, взял блюдце с булочкой двумя руками и на глазах у няни безэмоционально отпустил его на пол. Блюдца больше нет.
Вот они, эти дурацкие, выматывающие, казалось бы, мелкие и несущественные, а не тут-то было, проявления агрессии. У меня забрали булку, а пусть мне будет хуже! Такое происходит довольно часто, Захар, похоже, определил себя как личность, его "Я" теперь требует... и требует много. Да, требует того отношения, которого Захар сам к себе желает. А что уж там окружающие желают от него или в отношении него, это царёнку неважно. И, да, я коверкаю русский язык и делаю это с удовольствием🙂
И я понимаю, что то же блюдце - это опять туда, к нарушенному выражению эмоций и непониманию социальной обстановки и принятых норм.
Иногда, когда Захар был меньше, и закатывал фееричные истерики на улице, покусывая асфальт (нет, я не стояла рядом и не смотрела спокойно на это, - сын удирал вперед, а потом демонстративно ложился и грыз или лизал асфальт), добрые милые старушки, у которых всегда найдется вкусняшка в кармашке для себя и ребятенка, протягивали моему бесёнку конфету, "не плачь, миленький". Что делал миленький? Бинго! Хватал конфету и с таким выпадом передних конечностей швырял ее на землю, что мне хотелось провалиться туда, где рогатый и тепло. И не потому, что сын лежит и орет, а потому, что бабулечке не расскажешь, не донесешь, почему вот так ее добрая конфета полетела на землю. Я не помню уже, как я оправдывала сына, бабушка отправлялась дальше, и сын, получив реакцию и внимание извне, немного утешался. За руку и домой. Дома ревел он, ревела я, мои разговоры встречали не заинтересованные ничем глаза, мыли руки, жили дальше.
Со временем асфальта стало поменьше, потихоньку пришло понимание, что мама и рявкнуть может, и конфет лишить, если в психе что-то грызть или что-то кинуть.
Сейчас я стараюсь пристально следить за такими, как булка в блюдце, ситуациями и пресекать изначально возникновение последствий в виде разбитой посуды. Если в зачатке ситуацию не удалось урегулировать, потом говорю коротко, четко и нос к носу, потому как если сыну что-то не так, вполне может случится, что после, к примеру, выполненного задания столь желанная раскраска полетит в мусорку или будет разорвана. Со злости - мне не дали, ах, Вы так, а я разорву вообще и выброшу!
Понятно, что когда вся группа одевается на прогулку или раздевается после прогулки, моего это вообще не беспокоит. По словам воспитателя, всем надо одеться и выйти, чтобы Захар начал с писком одеваться. Опаздываем ли мы куда-то или домой откуда-то (а времени, чтоб его, постоянно не хватает), Захару неважно. "Папа нас довезет, и ему нужно успеть покушать перед работой. Захар, надевай штаны", - и карточку в нос. Шиш. Если сыну надо "в хоооооооолл!!! Не в следующий четверг!!! Сейчас!!!", то все должны это принять. Ну, ничего, поорал, оставшись без холла, в ЦППМС, ну, одела я его, удерживая, чтобы не драпал, зато муж чаю, но попить успел.
Такое же "фи, не хочу" Захар выдал в прошлое воскресенье во время сборов на Машины занятия в бассейне. Я, мол, с папой тут буду. Нет, Захар, мы повезем девчонок в бассейн. Ноль. Усевшись, сидит, колготки ковыряет. А непогода, через полгорода ехать. И карточки не сдвинули его с места. И прогулка возле любимого Дома культуры не соблазнила. Только после того, как нерво-мать, которой еще и плавать предстояло, поставила ультиматум: либо ты едешь, либо твой бассейн я тоже отменяю - сын с криками "Ааа, мама, нееет, не отменяй!!!" натянул колготки и еще пару предметов одежды, на том запал кончился. Один черт, одевала сама, потому что опоздание с Машей было обиднее, чем одевание почти шестилетки.
Вот, выписалась, в голову умная пришла, что можно было к расписанию почаще в течение дня направлять, что там есть Машин бассейн, проговаривать почаще, что после обеда в садике я его заберу... Где ж ума и памяти взять, да побольше? Не продает никто? Я б не задорого прикупила...
Но даже если это, по сути, моя ошибка, даже если сын не усвоил что, куда и зачем, господи, как это со стороны напоминает неприкрытый бесхитростный эгоизм. Я, мне надо, а Вам не надо, а вот мне, МНЕ, МНЕЕЕЕ!!!! - вот, да, мне надо!
Ага, на эмоциях я. Где ему надо - к примеру, про его занятия в бассейне, я могу единожды утром сказать, - все, принял, норм. Окружение... Ну, вот, не шантажом единым, но и не без него.
Возвращаясь к Маше, - тоже жмет на свое, на "я хочу" и на "нет, я не буду", но ей, действительно, можно просто спокойно объяснить, что к чему, и без проблем - ребенок улыбается, конфликт исчерпан.
Вот Вам и две формирующиеся личности. А мама... Что, мама? - мама в будущем, чую, дипломатом станет, а может, просто матом. Как пойдет. Но русский литературный мне все же ближе.