Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Ищем ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом (задание 8 ЕГЭ по русскому языку): пошаговая инструкция

Шаг 1. Находим предложение с деепричастным оборотом (деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы что делая? что сделав?). Например:

От реки шёл туман (что делая?), окутывая прибрежные кусты.

Туман над Енисеем. Фото из личного архива автора
Туман над Енисеем. Фото из личного архива автора

Шаг 2. Подчёркиваем грамматическую основу

(Что?) туман - это подлежащее. Туман (что делал?) шёл - это сказуемое.

Шаг 3. Проверяем: основное и добавочное действие выполняется одним и тем же лицом (предметом) или разными?

Туман шёл. И этот же туман окутывал прибрежные кусты.

Шаг 4. Делаем вывод: перед нами предложение без ошибок.

Для сравнения приведу пример с ошибкой в построении предложения с деепричастным оборотом:

Осваивая основы рисунка и живописи, художником создаются произведения разных жанров.

Ищем основу: произведения - это подлежащее, создаются - это сказуемое. Произведения не могут осваивать основы рисунка и живописи, значит, перед нами предложение с ошибкой. Чтобы её исправить, подлежащим надо сделать того, кто совершает добавочное действие, то есть художника.

Осваивая основы рисунка и живописи, художник создаёт произведения разных жанров.

Кроме того, необходимо помнить, что деепричастный оборот не употребляется в безличных предложениях. Примеры подобной ошибки из ОБЗ сайта ФИПИ:

  • Спря­тав­шись за ста­рый дом, на­хо­див­ший­ся на пу­сты­ре, нам всё было видно.
  • Про­во­жая взгля­дом осен­ний ка­ра­ван жу­рав­лей, деду Семёну все­гда ста­но­ви­лось груст­но.

Чтобы исправить эти ошибки, необходимо односоставное безличное предложение превратить в двусоставное:

  • Спря­тав­шись за ста­рый дом, на­хо­див­ший­ся на пу­сты­ре, мы всё видели.
  • Про­во­жая взгля­дом осен­ний ка­ра­ван жу­рав­лей, дед Семён все­гда груст­ил.

Однако в безличном предложении с составным глагольным сказуемым деепричастный оборот возможен. Например:

Глядя на работы живописца, созданные им в разные годы, можно проследить становление его собственного стиля.

А теперь закрепляем материал на практике. При создании упражнения вдохновлялась творчеством Ван Гога и монографией Джона Ревалда "Постимпрессионизм".

Ван Гог. Розовый куст в цвету. 1889. Фото из открытых интернет-источников
Ван Гог. Розовый куст в цвету. 1889. Фото из открытых интернет-источников

Найдите ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

1. В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, Ван Гогом создаётся мрачная картина, используя тёмные, «земельные» краски.

2. Используя контрасты дополнительных цветов, он пишет оранжевые тигровые лилии на синем фоне и букет пурпурных георгинов на желтом фоне.

3. Он начал экспериментировать с шерстью различного цвета, подбирая на маленьких клубочках либо дополнительные тона, либо два тона, не слишком далекие друг от друга.

4. Пытаясь постичь символическое значение цвета, художником создаётся определённое настроение посредством контрастов и гармоний.

5. Предпочитая писать вещи, красоты которых не замечало большинство туристов, осматривающих достопримечательности города, Ван Гога не привлекали знаменитые античные руины и красивые церкви.

6. Употребляя кисти, с которых буквально капала краска, и густо накладывая пигменты, Ван Гогом применяются для заднего плана переплетающиеся мазки.

7. В других случаях художник использовал в пределах одной картины самые разнообразные мазки, усиливая их контрасты, создавая противопоставления.

8. По-видимому, в Арле Винсент впервые начал употреблять восточные тростниковые перья для рисунков тушью, стремясь максимально приблизиться к технике японцев.

9. Сочетая тростниковые перья с обыкновенными, которые дают более тонкие линии, создаётся потрясающее разнообразие фактур.

10. Его широкие черные линии носят характер законченности, сохраняя в то же время неуловимый оттенок непосредственности.

Другим грамматическим ошибкам посвящены публикации

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку: от простого к сложному

Что такое видо-временная соотнесённость глагольных форм

Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом (теория)

Как найти ошибку в построении предложения с причастным оборотом (практика)

Ошибка в 8-м задании, которую труднее всего найти (теория)