Найти в Дзене

Когда реклама была искусством

Существует один весьма интересный приём для того, чтобы усилить впечатление, производимое тем или иным произведением изобразительного искусства. Я называю его «помещением в художественный контекст эпохи». Картина XVIII века в музее интересна. Но ещё интереснее она будет в интерьере той же эпохи, окружённая предметами-ровесниками. Это могут быть небольшие скульптуры, фарфоровые статуэтки, мебель, книжная иллюстрация и т.д.

Почти в каждом более-менее крупном городе можно найти постройки в стиле модерн. Наверное, это одна из тех художественных эпох, когда эстетические вкусы «проросли» почти везде. Вся среда обитания была заполнена художествами модерна. В том числе в таком непривычном раньше жанре как рекламный плакат. Во-первых, их появление и распространение как раз почти совпадает с началом модерна. Во-вторых, это было то благословенное время, когда реклама ещё мыслилась как произведение искусства, к созданию плакатов привлекали больших художников. Это теперь пути рекламы и искусства разошлись окончательно и бесповоротно*. А когда-то было не так. Вот в это когда-то я вас и приглашаю.

* Считать «произведением искусства» смену окраса букв логотипа и лёгкое изменение наклона я не согласен даже если 1000 и 1 авторитет будут бубнить иное.

Предлагаю оценить дюжину рекламных плакатов эпохи модерна. Почему именно столько? Так мы же о коммерции говорим, а счёт на дюжину – старая коммерческая привычка. Кроме того, мог бы и больше, но не хочу вас утомлять.

В галерее № 1 у нас: женская выставка в знаменитом Мэдисон Сквер Гарден, поставщик устриц, силикатные удобрения (не пугайтесь, весьма по-эстетски) и трансокеанские лайнеры.

Харри Лауд Бридвелл – Плакат женской выставки. Цветная литография на бумаге 1902. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Харри Лауд Бридвелл – Плакат женской выставки. Цветная литография на бумаге 1902. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Леонетто Каппьелло. Плакат фирмы La Caisse Simon, ок. 1900-01, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Леонетто Каппьелло. Плакат фирмы La Caisse Simon, ок. 1900-01, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Рамон Касас-и-Карбо. М. Fvster. Производство силикатов, 1898, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Рамон Касас-и-Карбо. М. Fvster. Производство силикатов, 1898, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)

Анри Кассьерс. Американские линии. Нью-Йорк-Саутгемптон. 1900, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Анри Кассьерс. Американские линии. Нью-Йорк-Саутгемптон. 1900, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)

Галерея № 2 – летящие сами к покупателю сардинки, печеньки, какао (к печенькам) и электрические лампочки

Жорж Дело. Всегда-лучше , 1902, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Жорж Дело. Всегда-лучше , 1902, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)

Жикар. Бисквиты Виктория. 1900, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Жикар. Бисквиты Виктория. 1900, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Анри Мёнье. Chocolaterie de Pepinster, 1896, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Анри Мёнье. Chocolaterie de Pepinster, 1896, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Адольф Хохенштайн. Электротехническое оборудование Cesare Urtis E C., 1901, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Адольф Хохенштайн. Электротехническое оборудование Cesare Urtis E C., 1901, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)

И наконец, галерея № 3 – всевозможные ювелирные радости женщин, отель на Майорке, типографские услуги и чашечка ароматного кофе под занавес.

Адольф Хохенштайн. Ювелир А.Кальдерони, 1898, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Адольф Хохенштайн. Ювелир А.Кальдерони, 1898, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
 Жоан Лавериас Лабро. Гранд Отель Пальма де Майорка, 1901, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Жоан Лавериас Лабро. Гранд Отель Пальма де Майорка, 1901, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Арман Энрион. Афиши фирмы de la Maison Ch. Gordinne & Fils, Льеж. 1898 Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Арман Энрион. Афиши фирмы de la Maison Ch. Gordinne & Fils, Льеж. 1898 Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Анри Мёнье. Кофе Раджа, 1897, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)
Анри Мёнье. Кофе Раджа, 1897, Цветная литография на бумаге. Национальный музей искусства Каталонии (Барселона)

Конечно, по уровню это не Ван Гог и не Рембрандт, но по крайней мере, если уж жить в мире без рекламы это совсем несбыточная утопия, то я бы предпочёл такую «творчеству» наших современников.