Расейняйское танковое сражение стало одним из первых в ходе Великой Отечественной Войны, и имело весьма схожий характер с другими подобными противостояниями лета 1941 года. Так, накануне войны, 2-я танковая дивизия под командованием Солянкина Егора Николаевича, была обеспечена боеприпасами только на один день боев, причем бронебойных для танков КВ-1 не было вовсе. Еще хуже состояли дела с топливом - его было 40% от положенного. А спустя сутки, 22 июня 1941 года, советские танкисты выдвинулась к границе, где после 150 километрового марша на следующий день им предстояло ударить во фланг прорвавшимся частям немцев. Но все пошло не по плану, так как войска Рейнгардта переправились ночью через Дубиссу, и заняли местность, в которой предполагалось нахождение нашей дивизии.
Поэтому вместо удара во фланг, утром 23 июня 1941 года, близь Расейняйя разыгралось крупное встречное танковое сражение. И вскоре левый фланг дивизии был охвачен противником. В ответ красноармейцы контратаковали и потеснили врага. А затем, развивая успех, 2-я танковая дивизия в ходе скоротечного боя ликвидировала плацдарм с немецкими частями, форсировала реку и продолжила движение на запад. Правда, ширина фронта наступления не превышала 10 километров, что с одной стороны позволяло концентрировать плотность огня, с другой было весьма рискованно. Советские танки КВ(а их было 52) сметали все на своем пути. Правда, к вечеру под давлением врага 2-я танковая вынужденно отступила.
Генерал Солянкин доложил в штаб о 40 подбитых вражеских танках (преимущественно легкие, чешского производства) и о таком же количестве орудий. На следующий день наши части вновь предприняли попытку наступления. Но к этому моменту к 6-й танковой дивизии присоединились: 1-я танковая, 36-я моторизованная, 269-я пехотная. И силы стали,мягко сказать, неравными от слова совсем. Имея колоссальное преимущество, враг охватил 2-ю танковую и перерезал пути снабжения. Началась сказываться нехватка топлива и боеприпасов, авиация врага беспрепятственно бомбила наши позиции, запросы о поддержке с воздуха не находили ответа. Типичная ситуация для первых дней войны.
В итоге дивизия начала отход, тем не менее все равно была окружена. Ночью на 26 июня 1941 года танкисты пошли на прорыв. В этих боях не стало командира советской танковой дивизии Солянкина Е.Н.. Машины из-за отсутствия топлива вставали одна за другой, танкисты их уничтожали, снимая вооружение. Затем были пешие марши преимущественно в темное время суток. Обходя населенные пункты, красноармейцы шли на восток. И только на Брянщине остатки 2-й дивизии перешли линию фронта. Все те немногие выжившие танкисты были в форме, имели при себе оружие и документы. В конце остается добавить, что под Расейняем экипаж одинокого КВ-1 после сражения смог перекрыть дорогу и задержать продвижение целой дивизии врага больше чем на сутки. Об этом подвиге расскажем отдельно в следующей публикации.