Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Сегодня вас ожидает очередная подборка примечательных архитектурных сооружений Москвы. На сей раз нам предстоит полюбоваться десятью прекрасными столичными зданиями, фасады которых украшены рельефами, или, выражаясь профессиональным языком, скульптурными композициями, выступающими над плоскостью фона здания. Рельефы принято подразделять на барельефы (выступают менее чем на половину своего объема) и горельефы (выступают более чем на половину). Но для того, чтобы сосредоточиться на эстетической стороне вопроса, а не заниматься постоянными замерами, предлагаю для простоты остановиться на использовании слова «барельеф» для обозначения всех скульптурных композиций в сегодняшней статье.
Вообще барельеф − это именно та архитектурная деталь, которая почти гарантированно запоминается, выделяет здание на общем фоне городской застройки, да и просто привлекает внимание. Любое, даже самое обыкновенное здание заиграет новыми красками, если добавить на его фасад ту или иную скульптурную композицию. А что, если за каждой такой композицией еще и будет своя уникальная история появления, свой сюжет и свои архитектурные особенности исполнения? В рамках сегодняшней статьи вас ждут десять таких историй и десять прекрасных зданий с барельефами, являющихся несомненным украшением Москвы.
1. Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Конечно, если и начинать разговор о прекрасных барельефах Москвы, то совершенно точно первым зданием, которое следует выделить отдельно, является доходный дом церкви Троицы на Грязех на Чистопрудном бульваре. Построенное в 1908 году здание изначально принадлежало церкви Троицы на Грязех, расположенной поблизости, а квартиры в нем предоставлялись церковной общиной нуждающимся прихожанам либо сдавались в аренду на общих основаниях. Вообще владение церковью [а не купцами или промышленниками] доходным домом − довольно редкая даже по меркам тех лет история, средств на подобную «роскошь» зачастую просто не было. Ну, а в данном случае деньги на строительство пожертвовала как раз-таки семья купцов Оловянишниковых. Само здание выглядело относительно строго, если бы не одно но...
Главной внешней особенностью дома стал выразительный декор фасадов, созданный художником Сергеем Вашковым, учеником Виктора Васнецова. Примечательно, что Вашков специализировался прежде всего на церковной росписи и проектировании интерьеров церквей и храмов. Так что данный проект мастера, пусть он и имеет косвенное отношение к церкви, во многом уникален. По эскизам Вашкова на третьем и четвертом этажах дома был выложен «ковер» из терракотовых барельефов, изображающий сказочных зверей, птиц и растения. Вдохновением для работы послужил декор Дмитриевского собора во Владимире. При этом все фигуры животных и растений получили подчеркнуто гротескный, масштабный вид.
В 1945 году дом было решено увеличить путем надстройки двух (а по углам даже трех) дополнительных этажей. Перестройка здания была выполнена относительно деликатно, хотя, конечно, не могла не сказаться пагубно на оригинальном замысле архитекторов. Так, здание лишилось шатровой кровли, нескольких балконов, решетки крыши и даже нескольких барельефов. Но, к счастью, большинство из них по-прежнему доступны для осмотра, а сам доходный дом церкви Троицы на Грязех уже давно стал настоящей визитной карточкой Чистых прудов.
2. Доходный дом Бройдо
Еще один яркий образец «барельефного искусства», без которого совершенно невозможно обойтись в сегодняшней подборке, можно обнаружить на пересечении Плотникова и Малого Могильцевского переулков, неподалеку от Арбата. Речь о доходном доме Германа Бройдо, также широко известном под названием «Дом с писателями». Чтобы понять, откуда такое название, достаточно поднять взгляд на уровень второго этажа и присмотреться к фривольным барельефам, украшающим его фасад. Среди фигур скульптурной композиции можно без труда узнать Пушкина, Гоголя и Толстого, облеченных в античные одежды. А компанию им составляют Аполлон и музы, прильнувшие друг к другу. Вот только прильнули друг к другу и сами писатели: светила русской поэзии и прозы без всякого зазрения совести обнимаются и целуются на глазах у изумленных прохожих. Как же так вышло?
По одной из версий, барельефы были изначально выполнены для Музея изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), но не прошли конкурсный отбор по причине излишней фривольности, а потому были использованы при строительстве доходного дома. По другой − в здании располагался бордель. Впрочем, исторические свидетельства тому отсутствуют. Третья версия гласит, что барельефы изначально были задуманы автором, скульптором Синаевым-Бернштейном, в качестве масштабной скульптурной композиции, изображающей шествие деятелей русской культуры навстречу Аполлону, но из-за отмены заказа в конечном итоге были проданы владельцу доходного дома, желавшего столь эксцентричным способом привлечь новых постояльцев.
Однажды, проходя мимо дома Бройдо, я даже застал экскурсию и, притормозив на пару минут, немного послушал гида. Как оказалось, многие историки считают, что скульптурное изображение Толстого на фасаде здания − это единственная дошедшая до нас прижизненная скульптура писателя. Так или иначе Толстому на момент постройки здания, в 1907 году, было 79 лет.
Вокруг дома Бройдо можно найти еще несколько зданий с барельефами, пусть и менее масштабными и уж точно менее вызывающими. Но здесь, в Арбатских переулках вообще, что ни дом, то шедевр архитектуры!
3. Поликлиника Наркомтяжпрома
Следующий объект в сегодняшнем списке находится в самом [даже не так, в самом-самом] центре города, но при этом если и известен, то исключительно в узких кругах. Речь о здании бывшей поликлиники Наркомтяжпрома имени Дзержинского, расположенной в одном из безымянных проездов близ Старой площади, буквально в пятистах метрах от Красной площади. Здесь еще в 1913 году по заказу богатейшего предпринимателя России Николая Второва был построен комплекс зданий под названием «Деловой двор», включавший в себя конторские, складские и гостиничные помещения. Все здания до единого, разумеется, были национализированы после революции, а спустя еще несколько лет большинство из них были переоборудованы под медицинские учреждения и перестроены в стиле конструктивизма. Именно тогда его центральное сооружение (Китайгородский пр., 7) обзавелось роскошными барельефами, посвященными медицине и здоровому образу жизни, автором которых стал скульптор Иван Рахманов.
Представленные здесь в виде барельефов медицинские сюжеты включают в себя сцену забора крови у пациента и ее последующий анализ, принятие ультрафиолетовых ванн, измерение роста и веса пациента, его врачебный осмотр, а также другие иллюстрации на тему физкультуры и здорового образа жизни. Занимающиеся спортом молодые люди, девушки, принимающие водные процедуры, и даже счастливая мать с ребенком − скульптуры (и барельефы как их разновидность) в духе соцреализма всегда отличает позитивный настрой и «утопическая вера в светлое коммунистическое будущее». Будете в следующий раз на Китай-городе или в парке Зарядье, обязательно загляните сюда, чтобы тоже наполниться положительными эмоциями.
4. Центральная телефонная станция
Еще одно московское здание с весьма любопытными барельефа наверняка известно далеко не всем москвичам. Но вместе с этим оно, вне всякого сомнения, «на слуху» у подавляющего большинства коренных жителей столицы. Речь о здании Московской Центральной телефонной станции Шведско-Датско-Русского телефонного акционерного общества, расположенном в Милютинском переулке. Именно здесь в 1937 году впервые в СССР была установлена аппаратура точного времени, благодаря которой можно было узнать время, позвонив по телефону. Все ведь в свое время набирали номер 100?) Так вот попадали вы именно сюда. В ходе написания статьи я даже провел эксперимент и − о, чудо! − этот номер до сих пор срабатывает!
Строгое здание телефонной станции, сочетающее в себе архитектурные черты неоготики и северного модерна, было построено в 1908 году при участии шведского производителя телекоммуникационного оборудования Ларса Магнуса Эрикссона, основателя известной компании Ericsson. [Еще один привет из прошлого. Может быть, у кого-то был телефон этой марки?] Необходимость строительства объяснялась растущей потребностью москвичей в телефонной связи. Строить решили сразу «с запасом», мощностью в 60 тысяч абонентов. Вот только выкупленный телефонным обществом участок земли в Милютинском переулке был относительно невелик, а потому строить решено было ввысь. В итоге, имея высоту 76 метров, здание станции стало самым высоким на тот момент гражданским сооружением города.
Ну, а внешнюю «нордическую выдержанность» здания смягчают два забавных барельефа, находящихся вокруг главного входа. В центре фасада, выходящего в сторону переулка, расположена полукруглая арка из красного гранита, по краям которой можно увидеть две головы, мужскую и женскую, разговаривающие по телефону. Принято считать, что девушка здесь олицетворяет милую и услужливую телефонистку, а мужчина − разгневанного обывателя, возмущающегося качеством связи. Любопытно, что даже много десятилетий спустя здание продолжает выполнять свою первоначальную функцию, сегодня внутри расположен один из офисов МГТС. Качество связи правда с тех пор, стоит признать, все-таки несколько улучшилось:)
P.S. Ну, а помимо этих двух скульптурных изображений, имеет смысл обратить внимание на примечательную памятную табличку, установленную на фасаде здания, которая напоминает нам об одном из событий Октябрьского вооруженное восстания в Москве в 1917 году. Здание, занятое белогвардейцами, подверглось трехдневной осаде со стороны воинов Красной армии, по итогам которой все же перешло в руки последних.
5. Первая подстанция Московского метрополитена
Следующим пунктом − еще одно сооружение технического предназначения в самом центре Москвы. Речь о Первой подстанции Московского метрополитена на Большой Никитской улице. Здание несколько «утоплено» по отношению к остальной застройке и отделено небольшим сквером от проезжей части, в связи с чем, даже несмотря на значительные размеры, теряется на общем фоне. Подстанция была построена в 1935 году, в год открытия Московского метрополитена, и по сей день питает электричеством центральные участки Сокольнической (первой в Москве), а также Замоскворецкой, Арбатско-Покровской и Филевской линий метро.
В нижней части пилонов, обрамляющих фасад, по бокам расположено два горельефа на тему строительства метрополитена. Каждый из них изображает троих рабочих, двух мужчин и одну женщину, трудящихся на благо советского государства. Весьма любопытно, что вскоре после строительства здания появилась байка, согласно которой на горельефах метростроевцев можно найти знаменитый любовный треугольник конца 1920-х годов, включавший Владимира Маяковского, Осипа Брика и Лилю Брик. И знаете, если первые двое угадываются с трудом, то вот девушка на каждой из композиций, на мой взгляд, действительно отдаленно напоминает Лилю Брик.
Лет 15 тому назад фотография одного из горельефов (того, что справа, если стоять спиной к Б.Никитской) на фасаде здания широко разошлась в интернете. Вот только если смотреть на данную скульптур анфас, ни за что не предположить, какова причина ее внезапной популярности. Но стоит зайти немного сбоку и взглянуть в профиль, как все становится совершенно ясно. Самый обыкновенный рабочий инструмент в руках рабочего превращается... превращается инструмент... ну, а тут уж кто как дофантазирует:)
6. Доходный дом Жучковой
Далее мы вновь переносимся в один из арбатских переулков, Большой Николопесковский, если быть точным. Здесь, на фасаде дома под номером 5, по бокам от центрального эркера можно увидеть сразу два любопытных барельефа со средневековыми сценами. Автором здания является русский и советский архитектор Валентин Дубовский, известный в том числе тем, что в своих проектах сочетал стиль модерн с оригинальным переложением мотивов готики и романской архитектуры. Не стал исключением и доходный дом Жучковой, выглядящий массивнее и строже большинства расположенных вокруг строений. И в то же время определенную игривость ему придают барельефы с абстрактными сюжетами, навеянными европейским средневековьем.
Если же посмотреть на сам центральный эркер здания, то на нем можно обнаружить еще один любопытный элемент внешнего декора. Вернитесь в самое начало статьи, и на второй фотографии доходного дома церкви Троицы на Грязех, в самом низу, вы увидите точно такой же! А затем еще раз взгляните на заключительное фото в пункте №2. Как вышло так, что на фасадах трех зданий, расположенных в разных концах центра Москвы и построенных в разные годы, можно увидеть одинаковые архитектурные элементы? Все дело в том, что подобные знаки с выгравированной надписью «Крепим оборону СССР» устанавливались в больших количествах по всей Москве и даже России в период с конца 1930-х до середины 1940-х годов. В роли инициатора установки выступило Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР, или сокращенно Осоавиахим. Знаки устанавливались на домах, все жильцы которых, включая детей от 12 лет, сдали нормы «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Жильцы домов должны были иметь противогазы, знать план обороны здания, при этом в самих домах организовывалась светомаскировка и оборудовались санитарные пункты. Конечно, сегодня подобные знаки утратили актуальность и исключительно служат напоминанием о былых и, к слову, весьма непростых временах.
7. Синодальная типография
Следующий барельеф, самый центральный в сегодняшнем списке, расположен буквально в нескольких десятках метров от Красной площади, на здании бывшей Синодальной типографии 1814 года, которое сегодня занимает Историко-архивный институт РГГУ. К слову, сама типография была построена на месте ветхих корпусов Московского печатного двора, того самого, где в 1564 году Иваном Федоровым была выпущена первая русская книга «Апостол». Постройки комплекса печатного двора воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стеной Китай-города и, кроме того, а его центральная часть во многом схожа с готической Никольской башней Московского Кремля, самой ближней отсюда. К слову, Никольскую башню я ранее включал в подборку 15 лучших готических зданий Москвы.
Здание Синодальной типографии стало своего рода предшественницей направления эклектики в российской архитектуре, переплетения различных архитектурных стилей и направлений в единой композиции. Здесь бок о бок соседствуют неоклассика и псевдоготика, барокко и русский стиль. Центральным элементом фасада здания, выходящего на Никольскую улицу, является барельеф, который изображает противоборство льва и единорога. Оба этих животных традиционно были символами Московского печатного двора и, присутствуя на его печатях и обложках изготовленных двором книг, выполняли роль логотипа, как сказали бы мы сейчас. Впрочем, и помимо животных, фасад здания преисполнен огромным количеством элементов узорчатого орнамента. Жаль только, разглядеть их в наши дни не так-то просто из-за свисающих световых гирлянд.
В советские годы внешний декор Синодальной типографии претерпел небольшое изменение. Место двуглавого орла на фронтоне занял герб Советского Союза. Уже хорошо хотя бы то, что работы были выполнены с сохранением стилистической преемственности, и новый элемент в целом не портит исторический фасад здания.
8. Особняк Рекк
Усадьба фон Рекк на Пятницкой улице − вне всякого сомнения, один из ярчайших архитектурных памятников Москвы, знаменитый образец той самой «московской эклектики», во многом определивший ни с чем не сравнимый облик нашей столицы. [Сразу хотелось бы оговориться, что здания в этом и следующем пунктах данного списка не в полной мере соответствуют теме статьи, даже несмотря на наличие рельефов на фасаде каждого из них. Но слишком уж примечательны оба строения, чтобы обойти их вниманием.] Яркое, живописное здание по-настоящему изобилует всевозможными архитектурными деталями, среди которых нашлось место кариатидам, маскаронам, обильной лепнине и другим декоративным элементам. Одним из ключевых элементов центрального фасада стали скульптуры львов, благодаря которым здание получило неофициальное название «дом со львами».
Владельцем здания являлся Яков Рекк, русский банкир и предприниматель, основатель одной из крупнейших российских домостроительных фирм, Московского торгово-строительного акционерного общества. Обществом на рубеже XIX и XX веков были построены многие московские особняки и доходные дома в стиле модерн, а авторами проектов в свою очередь выступали известнейшие в свое время архитекторы, включая Кекушева, Валькота и Гельриха. В качестве цели своей деятельности общество ставило «украшение Москвы стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».
После революции особняк был национализирован и почти на 80 лет в нем расположились различные муниципальные организации. Удивительно, но в те годы даже ставился вопрос о возможном сносе здания. Одна из причин, по которой подобное решение все-таки не было принято, состоявшееся внутри здания выступление Владимира Ленина в 1918 году, о чем и напоминает установленная вплотную к зданию мемориальная табличка. Подобных табличек в масштабах города и даже всей страны − огромное множество, но именно эту с определенными оговорками можно рассматривать в качестве «гаранта» сохранения столько колоритного сооружения.
9. Особняк Олениной−Думнова
Следующим пунктом идет еще один яркий представитель эклектичного направления в архитектуре, особняк Олениной−Думнова в Малом Кисловском переулке. Все-таки конец XIX века − время, когда (нео)классические образы в российской [и в частности московской] теряли свою популярность, а модерн еще не успел в полной мере вступить в свои права. Как результат, настоящее смешение, если не сказать нагромождение, всевозможных архитектурных эпох и стилей. Среди них: треугольный фронтон и полуколонны с коринфскими ордерами, полукруглые ниши окон, обильно декорированные лепниной, а также женскими бюстами, вензель с инициалами «ВД» в виде щита, поддерживаемого львами и даже сидящие на крыше грифоны.
В своем первоначальном виде особняк появился еще в конце XVIII века и тогда принадлежал статской советнице Анне Олениной. Однако современный облик здание приобрело лишь столетие спустя, когда его владельцем стал руководитель книжного издательства Владимир Думнов (буквы на вензеле являются его инициалами). В 1894 году по его заказу был построен и нынешний лицевой фасад, обращенный в сторону переулка, в то время как изначально здание было построено торцом к улице. Сегодня здание наделено статусом объекта культурного наследия регионального значения, а состоявшаяся в 2014 году реставрация, в ходе которой зданию были возвращены многие элементы интерьера и внешней отделки, была отмечена в рамках конкурса Правительства Москвы на лучший проектов области сохранения и популяризации объектов культурного наследия.
10. Донской монастырь
Ну, а заключительным пунктом в сегодняшнем списке идут одни из самых старых рельефов Москвы, сохранившиеся несмотря на то, что здание, которое они украшали, уже давно утрачено. Речь о горельефах, располагавшихся на фасаде оригинального Храма Христа Спасителя. Всего их было 48, в порталах и углах храма, а также над карнизом, и каждый из горельефов представлял собой «священно-историческое изображение, напоминающее или имеющее тождество с событиями Отечественной войны 1812 года». Иными словами, каждая скульптурная композиция связана одновременно и с верой, и с войной в широком смысле этих слов. Так, например, среди сохранившихся скульптурных изображений: посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского незадолго до Куликовской битвы и в то же время встреча Давида, победившего Голиафа. То есть тождество с событиями 1812 года, как можно догадаться, довольно широкое.
Горельефы воссозданного в 1999 году храма выполнены Зурабом Церетели. [Да и кто еще собственно мог быть их автором в конце 90-х...] Но если скульптурное и пропорциональное соответствие оригинальным изображениям относительно велико, то вот материал, из которого выполнены фигуры, по инициативе Церетели был выбран другой. Место белокаменных скульптур заняли бронзовые фигуры, резко диссонирующие с цветом остального фасада. Зато резонирующие с цветом памятника Петру I, появившегося двумя годами ранее менее чем в километре от места строительства храма...
Предлагаю вам обратить особое внимание на две фотографии в карусели ниже. На первой из них видна памятная табличка, где черным по белому указан материал, из которого выполнены горельефы, − мрамор. А уже на второй хорошо видна торчащая из пальцев старца арматура, свидетельствующая о том, что никакого мрамора тут и близко нет. Всего-навсего известняк. Как же так вышло? Объяснений данной несостыковки есть по крайней мере три. Первое − банальная ошибка человека, создавшего таблички. Второе − «ошибка» архитектора Алексея Щусева, выступавшего против сноса храма и желавшего сохранить для потомков столь грандиозное сооружение. Увы, но сохранить удалось лишь несколько горельефов, которые затем были вывезены на дачу Щусева и в дальнейшем якобы исчезли, а в Донском монастыре вместо оригиналов были выставлены известняковые копии. И, наконец, третье − «ошибка» [да, снова в кавычках], сделанная еще во время проектирования и написания сметы. Все дело в том, что выполнить из мрамора такое большое количестве сложных скульптур с большим количеством деталей не только долго, но и очень дорого. Вот и решили сэкономить. Ну, а чтобы экономия не выглядела подозрительно, в качестве альтернативного материала выбрали так называемый «протопоповский мрамор», он же коломенский известняк, добыча которого началась незадолго до строительства оригинального Храма Христа Спасителя.
А стоит отойти от рельефов бывшего храма лишь на пару десятков метров, как можно увидеть сохранившиеся архитектурные детали еще одного знакового сооружения Москвы. Тоже утраченного. И тоже воссозданного. На сей раз речь о Триумфальных воротах, построенных в 1834 году и демонтированных столетие спустя. Ныне существующая на Кутузовском проспекте арка 1968 года − копия довольно близкая, но все-таки копия. А вот сохранившиеся элементы оригинальной арки можно увидеть именно здесь, на территории Донского монастыря.
Ну, и в завершение сегодняшней статьи пусть и не барельеф, но довольно любопытный сюжет, увиденный мной во время прогулки по Донскому монастырю. Замковый камень одной из арочных ниш сполз на несколько сантиметров вниз, и высвободившееся пространство не преминул занять воробышек. Я пока гулял, фотографировал скульптуры, все не мог понять, кто и откуда чирикает, и только когда он вылетел, сделал круг и вернулся обратно, я увидел, что там теперь его жилище:)
Ну, и на этом о московских барельефах и горельефах на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь, впереди еще много интересного о Москве, России и не только!
#архитектурамосквы #интересныеместа #интересныефакты #экскурсиипомоскве #архитектура