В поисках своих корней людям свойственно заглядывать как можно дальше в прошлое и искать себе "престижных" предков среди людей, живших многие тысячелетия назад. Для славяноязычных сербов, болгар, македонцев и украинцев, а также румын, молдаван и албанцев особенный соблазн в плане своего "удревнения" и облагораживания представляют развитые европейские культуры эпохи энеолита. Что из себя представляли загадочные протоцивилизации Винча и Кукутень-Триполье, какое наследие оставили и имели ли какое-либо отношение к индоевропейцам?
Освоение европейских просторов выходцами с Ближнего Востока и Малой Азии, начавшееся примерно 9 000 лет назад, в первую очередь затронуло юго-восток континента, а именно территории Балканского полуострова и многочисленных прибрежных островов Эгейского и Средиземного морей. И пока ранние европейские фермеры EEF век за веком продвигаются вглубь континента, знакомя местных охотников и собирателей с земледелием и скотоводством, собственно на Балканах возникают и развиваются настоящие протоцивилизации - сообщества, которые еще не живут в больших городах, но имеют достаточно высокую степень социальной структурированности и материальной культуры.
На Балканском полуострове периодически ставится под сомнение общепринятая точка зрения о том, что первой человеческой цивилизацией следует считать государство Шумер, возникшее в середине III тысячелетия до н.э. на территории Южной Месопотамии (юг современного государства Ирак), раз уже 5 000 лет до н.э. в "Старой Европе" (термин археолога М. Гамбутас) существовала культура, вполне подходящая под параметры если не полноценной цивилизации, то чего-то близкого к ней.
Культура Винча (Vinca Culture, 5-3 000 лет до н.э.) эпохи позднего неолита и энеолита названа археологами в честь маленького городка Винча под Белградом, где в 30-е годы XX века были впервые найдены ее артефакты. Поселения культуры Винча тянулись на сотни километров по берегам Дуная и его притока Моравы. Основная их часть приходится на территорию современной Сербии, а также Румынии, Болгарии, Македонии и Боснии. Основной хозяйственной деятельностью были земледелие и скотоводство (крупный рогатый скот, козы и свиньи). Дома располагались параллельно друг другу, формируя улицы. Жилища представляли собой длинные (до 20 метров) дома-мазанки с двускатными крышами и деревянными полами, двухкомнатные и многокомнатные (с количеством комнат не больше пяти), а в заболоченной местности они могли возводиться на настилах и сваях. В каждой комнате размещалась печь и деревянная мебель, включая столы, скамьи и стулья. Самые просторные из домов использовались в качестве святилищ - их стены покрывались рисунками, внутри имелись жертвенники и столы для подношений, а над входом и на колоннах внутри размещали бычьи головы. Изображения быка - не единственный поразительный факт, говорящий в пользу прямой преемственности между материальным и духовным миром Винча и Малой Азии и доказательство того, что носители культуры мигрировали в Европу с Анатолийского полуострова. Как и в протогороде Чатал-Хююк, земледельцы Винча не погребали своих покойников на родовых кладбищах или в мегалитических сооружениях, а расчленяли скелеты: черепа часто размещали на видном месте в доме, а остальное хоронили в могильниках рядом с поселением.
В поселениях Винча находят огромное количество глиняных статуэток, чаще всего фигурок женщин и животных. Среди ученых по-прежнему ведутся споры о том, кого именно они изображают - богиню с птичьей головой, символизирующую плодородие, ее жрицу в маске птицы или же просто женщину, а маска - не маска вовсе, а своеобразное условное изображение женского лица (оформление глаз в виде условных полукружий вообще свойственно анатолийским культурам, включая Чатал-Хююк). По мнению американо-литовского археолога М. Гимбутас, ввиду многочисленности изображений Богини-птицы в сравнении с другими антропоморфными статуэтками, ее следует считать главной фигурой религиозной системы Винча. Керамическую посуду в целом отличает серо-черный цвет, орнамент из прочерченных полос, разнообразные ручки и ушки, а также наружная полировка (до зеркального блеска посуда также иногда полировалась и изнутри).
Люди культуры Винча первыми в Европе совершили переход от неолита к энеолиту - уже 5 000 лет до н.э. они научились отливать орудия из меди. В селении Плочник на территории современной Сербии были обнаружены предметы из меди, неподалеку сохранилась и древнейшая металлодобывающая шахта Европы - Рудна-Глава. Из кусков мягкой и недолговечной меди сначала изготовляется всякая мелочевка вроде бусин, шильев и рыболовных крючков, затем появляется техника литья более крупных изделий в открытой и закрытой форме, когда расплавленный на огне металл заливается в специально подготовленное углубление в камне. Плавка меди происходит в горне, куда для поддержания температуры с помощью трубок и кожаных мехов поддувается воздух. (Тут также следует упомянуть, что наиболее древние медные предметы найдены в Анатолии, точнее в протогороде Чатал-Хююк, куда нас снова ведут следы Винча).
Особая уникальность Винча связана не только и не столько с использованием меди, а лежит в лингвистической плоскости. В 1961 году, проводя раскопки в районе села Тэртериа, румынские археологи обнаружили три глиняные таблички со странными символами. Радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы в период между 5 500 и 4 000 годами до н.э., т.е. опережают шумерские глиняные таблички практически на 2 000 лет. Кроме того, оказалось, что похожие знаки присутствуют на черепках посуды, но до судьбоносной находки их принимали за элементы орнамента. В настоящее время исследователям известно более тысячи "надписей" культуры Винча, но расшифровать найденные письмена не представляется возможным. Изначально исследователи предположили, что имеют дело со слоговым письмом, а язык Винча был торжественно записан в "протосербский" (в некоторых значках при большом желании можно увидеть буквы финикийского и латинского алфавитов). В настоящее время считается, что знаки являются пиктограммами (условными рисунками-символами, передающими понятия) и имеют религиозный или ритуальный смысл - например, выражают обращения к и обещания богам. Вторая гипотеза заключается в том, что рисуночное письмо Винча - это простейшие мнемонические записи, не несущие смысла вне той конкретной ситуации, когда они были сделаны.
Как локальный вариант культуры Винча в силу схожести керамических изделий (черно-серая керамика и фигурки женских божеств) археологами рассматривается культура Димини (Dimini Culture), существовавшая в тех же временных рамках на севере Греции. Ее уникальность заключается в строительстве сильно укрепленных поселений. На вершине холма возвышалась каменная крепость (акрополь), окруженная несколькими кругами невысоких каменных стен, в центре акрополя возводился большой дом (мегарон), предназначенный для осуществления религиозного культа. Между внутренними стенами располагались мастерские, тогда как дома общинников располагались вне акрополя и были защищены внешней стеной. Данная схема городской планировки найдет свое применение и у минойской цивилизации, и у античных ахейцев и дорийцев.
Попытки рассматривать ареал Винча как прародину индоевропейцев не имеют под собой солидной доказательной базы - слишком многие компоненты культуры носят явный средиземноморский и ближневосточный характер, как и фенотипический и генетический портрет ее носителей. Остается вопрос о том, как повлияла Винча на более поздние культуры Европы. По мнению археологов, элементы Винча и Димини присутствуют в минойской и древнегреческой культурах, куда могли попасть через пеласгов. Древнегреческий историк Геродот (и другие античные авторы) пишет о пеласгах как о варварском народе, населявшем материковую Грецию до прихода туда эллинов, впоследствии ассимилированном и составившем значительную часть населения древней Эллады. Афины, один из древнейших городов Южной Европы, вероятно, изначально был поселением пеласгов. Гипотеза о связи пеласгов с неолитической культурой Винча хорошо согласуется не только с древнегреческими источниками, но и с несколькими письменными памятниками пеласгского языка с острова Лемнос, демонстрирующими его неиндоевропейскую природу.
Наиболее яркой культурной общностью энеолита, воплотившей в себе максимальный потенциал земледельческих сообществ Старой Европы, является культура Кукутень-Триполье (Cucuteni-Tripolye Culture). Памятники данной культуры во множестве представлены на территории трех современных государств - Румынии, Молдовы и Украины, - а двойное название объясняется тем, что ее открывали дважды. В 1884 г. румынский фольклорист и этнограф Теодор Бурада нашел необычные фрагменты глиняной посуды и терракотовые статуэтки у деревни Кукутень, а на территории Российской Империи первые раскопки у села Триполье недалеко от Киева в 1893 году устроил чешский археолог-любитель Викентий Хвойка.
Первую трудность для ученых составила датировка культуры - трудно было поверить, что нечто подобное существовало в Европе еще до постройки древнеегипетских пирамид. Современные радиоуглеродные методы анализа позволяют отнести начало Кукутень-Триполье к середине VI тысячелетия до н.э., а упадок - к середине III тыс. до н.э. Культура характеризуется наличием медных изделий, оседлостью и развитым земледелием, яркой керамикой. Но главный ее отличительный признак – многочисленные огромные поселения площадью в десятки и даже сотни гектаров. Так, среднее по своим размерам поселение Триполье имело площадь примерно в 100 гектар и насчитывало больше тысячи построек, т.е. его население превышало 5 тыс. человек. Предполагается, что в самых крупных протогородах могло проживать до 15-20 тыс. человек, т.е. по меркам энеолита это были своеобразные мегаполисы.
Трипольские поселения располагались в лесостепной зоне, часто на пологих склонах возле водоемов. Дома-мазанки имели круглые окна и могли быть как одноэтажными, так и двухэтажными (на жилой второй этаж в таком случае вела лестница, а на первом содержался скот). Дома использовались около 50 лет, пока не истощалась земля, после чего жители сжигали поселок и переходили на новое место. Форма жилищ и их интерьер хорошо известны по глиняным миниатюрам, которые трипольцы изготовляли в качестве игрушек или в ритуальных целях. Жители поселений выращивали разнообразные злаковые и бобовые культуры (пшеницу, овес, ячмень, просо, горох, бобы), а также фрукты (абрикосы, виноград, алыча), основу животноводства составлял крупный рогатый скот, козы и овцы, свиньи, лошади. Несмотря на наличие лошадей и волов, трипольцы, вероятно, не знали колеса, и рассматривали их исключительно как источник мяса. Сложная экономика хозяйства, опирающаяся на разделение труда, а также благоприятные климатические условия (существования трипольской культуры совпало с теплым и влажным атлантическим периодом климата) позволяло трипольцам жить комфортно и обеспеченно, они представляли собой спокойный и невоинственный народ. Основой трипольского общества являлась большая семья - три поколения, живущие в одном доме. Семьи и роды объединялись в племена, во главе которых стояли племенные вожди, а протогород населял союз из нескольких племен. Многочисленные женские изображения свидетельствуют как о культе богини плодородия, типичном для земледельцев, так и об активной роли женщин в духовной жизни общества и ритуальных обрядах.
Трипольскую керамику отличает яркость и богатство орнаментации, высокое качество, разнообразие форм. Посуда лепилась вручную или на примитивном гончарном круге в виде поворотного столика, а потом обжигалась в специальных двухкамерных горнах. В орнаменте представлены характерные концентрические круги и косые ленты, фигурки людей и животных, для росписи использовались белая, красная и черкая краски. Особую популярность имели фигурки богинь плодородия - условные изображения женщин с длинными соединенными ногами, сначала сидячие, позже в стоячем положении, украшенные нарезным орнаментом. Назначение сдвоенных (биноклевидных) кубков, присутствовавших в каждом жилище, остается загадкой - есть предположение, что их использовали в ритуалах "поения" земли, так как у многих из них отсутствует дно, или же в качестве подставки для какой-то другой посуды.
Крайне сомнительными представляются попытки связать Кукутень-Триполье с индоевропейским и особенно "праславянским" (термин Б.А. Рыбакова) миром и записать восточных славян в преемники "великой трипольской цивилизации". Безусловно, территориальное расположение трипольской культуры и ее яркое своеобразие создают определенный соблазн, но, как и в случае с Винча, ее связь с Малой Азией слишком очевидна, чтобы ее игнорировать. Архитектурные решения, отсутствие родовых могильников и погребения внутри жилищ, практика почитания женских божеств прослеживаются вглубь тысячелетий к анатолийским предкам ранних европейских земледельцев, проживавшим в городах Чатал-Хююк и Хаджилар. Археологи находят в трипольской культуре элементы более ранних культурных комплексов Балкано-Дунайского региона, включая культуры Боян (территория Румынии и Венгрии), Винча (Сербия) и Хаманджия (Румыния и Болгария). По-видимому, формирование культуры Кукутень-Триполье происходило в ходе миграции балканского неолитического населения на северо-восток и их постепенного смешивания с местным населением, что также подтверждается данными палеогенетики. Судя по немногочисленным останкам, трипольцы в основном принадлежали к средиземноморскому типу - невысокие, изящные, с высоким и узким лицом - тогда как местное дотрипольское население представлено массивными европеоидами типа WHG и EHG. Неубедительными также представляются попытки увидеть в орнаментах трипольской культуры "славянскую" символику или даже "протописьменность". Более реалистичным будет предположить, что поскольку ранние европейские земледельцы прибыли из Анатолии, то они сохраняли свой анатолийский язык (в частности, хаттский), близкий современным северокавказским, и соответствующую символику (в том числе солнечную).
Вступив в эпоху энеолита, ранние европейские земледельцы начинают собираться в большие общины и строить крупные поселения. Атлантический климатический период в неолите и энеолите обеспечил благоприятные условия для развития земледелия и демографического роста, что приводит к росту количества поселений-гигантов по всему региону, но особенно на Балканском полуострове и к северо-востоку от него. Культуры Винча и Кукутень-Триполье вплотную подошли к рубежу создания цивилизации, но не смогли его переступить. В конце периода энеолита в Европе начинается глобальное похолодание, которое вызывает засухи и неурожаи. Земледельческие общества оказываются недостаточно сплоченными и структурированными для того, чтобы успешно противостоять силам природы, и приходят в упадок. Но им на смену совсем скоро придет новая движущая сила - индоевропейцы.
Следующую часть см. здесь: Ямная культура: к истокам индоевропейцев
Автор: А. Иванова, лингвист, преподаватель
#европа #древний мир #история древнего мира