Сын Ивана Грозного был знаком с будущей женой с детства – она была сестрой Бориса Годунова, одного из приближённых царя. Скоро стало понятно, что их чувства настолько взаимны, что царь отменил традиционный смотр-выбор невесты и приказал обвенчать влюблённых.
Идеальная пара
Отношения молодых умиляли придворных – они вместе шли к заутрене, вместе развлекались потешками скоморохов, вместе отправлялись в сад.
Но была проблема: через три года брака Иван Васильевич вызвал сына и потребовал отправить Ирину в монастырь – она не могла забеременеть! Все знали: в благодушном настроении царь может просто поругать. А в дурном расположении духа и жизни лишить. И Федор, которого считали кротким и покладистым, заявил родителю: «Оставь ее со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо я не желаю ее покинуть». Тихая твердость сына подействовала на Грозного – он больше не говорил о разводе. Но заговорили ближние бояре – они прямо предложили Фёдору с почётом проводить бесплодную царицу в богатый монастырь – речь не шла о ссылке или наказании, просто был нужен повод для развода (сама захотела служить Господу, сама в келью ушла, значит, можно готовить второй брак! А новая монахиня жила бы в богатой келье со служанками, осыпанная серебром.) Фёдор с неожиданным гневом изгнал советчиков!
В 1584 году Федор Иоаннович взошел на престол, Ирина стала царицей. После официального венчания на царство государыня – неслыханное для XVIвека дело – обратилась к мужу с поздравительной речью.
Царский трон не изменил натуры кроткого и доброго царя и его супруги. 14 лет правления Фёдора считаются одними из самых спокойных на Руси. По словам современника, дьяка Тимофеева, он был «естеством кроток и мног в милостех ко всем, и непорочен... паче же всего любя благочестие и благолепие церковное».
Самое удивительное – Фёдор, молитвенник, «кротостью полный», изображаемый едва ли не юродивым, дважды водил полки – против набега огромного войска крымского хана Казы-Гирея и против шведов, причём оба похода закончились блестящими победами: крымцы были разбиты и бежали, а у шведов отбили 4 города, которые потерял Иван Грозный! И в оба похода до городской заставы Фёдора провожала любимая жена!
Без детей
И жизнь была бы прекрасной, но детей так и не было! Нет, с царём всё было в порядке: Ирина несколько раз признавалась мужу, что «непраздна есть», но доносить плод не могла – её мучили боли и потом выкидыши. Лишь однажды царь Фёдор распорядился простить все долги и недоимки, освободить преступников, отправили милостыню в монастыри, которые царская пара обходила, моля о ребёнке – родилась дочь! Назвали ребёнка Феодосией, что в переводе означает «Богом данная», но счастье было недолгим – девочка не дожила до года.
И опять ожидание наследника, надежды, отчаяние… и снова были намёки бояр на то, что ради наследника нужно забыть про личное, но Фёдор оставался непреклонен – в монастырь он любимую жену не отправит!
А в 1598 г. скончался и сам Федор Иоаннович, не оставив после себя ни наследника, ни завещания. Бояре, предчувствуя предстоящую смуту и боясь ее, решили присягнуть царице Ирине прежде всего потому, что хорошо ее знали. Но Ирина понимала: ей страну не удержать. И на девятый день после смерти мужа она постриглась в монахини.
Монастырская келья от неё так и не ушла – пять лет провела вдова, «во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келии своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше».
А на трон сел её брат, Борис Годунов, выбранный боярами править, пока не подрос последний сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий.
Обвинить Фёдора в том, что он, любя жену, не развёлся с ней, чтобы иметь наследника? А кто знает, что это был бы за наследник, рождённый без любви – по государственной необходимости?