Найти тему
Исторические напёрстки

Гори-гори ясно… Пиротехника и «греческий огонь» Чингисхана

Оглавление

«Просьба к главному наперсточнику. Поиграйте на тему «греческого огня» и возможно аналогичных зажигательных смесей на основе селитры во времена Орды. Первое, на сколько могли быть известны свойства селитры, где ее брали? Второе, как защищались крепости от сотен зажигательных стрел и зажигательных смесей? В целом автору спасибо за интересные статьи». (Sergei Utkin)

Доброе слово и кошке приятно. Что уж про аффтора говорить. Действительно, описывая циклом статей осадные технологии монголов — специально оставил за бортом некоторые технические моменты и описания «боеприпасов» XIII века. Которые взрывались. И которые горели. Особенно на заснеженной Руси в 1237-1241 гг. Как просил прояснить вреднюшшший Читатель (Артём, жму лапу!). Одной статьей эту заумь не осилить, поэтому набираемся терпения и погружаемся в мир древнего «жаркого» милитаризма…

Немного истории.

Главным развлечением китайцев, как это подметил Марко Поло в 1256 году, — было устраивать странный забавы: бросать в огонь зеленые трубчатые стебли бамбука. Эти «хлопушки» взрывались с грохотом, развлекая публику.

«Молодые зеленые стебли, когда их бросают в огонь, сгорают с таким ужасным шумом, что за десять миль его слышно. Непривычного он пугает, и слушать его страшно».

Так, еще веком ранее, императорские приемы взрывались разноцветными фейерверками и петардами. Обычному люду такое было недоступно, как и другое развлечение. Дорогое и государственное. Устраивать более сильные «грохоты и шумы» с применением пороха. Его было навалом в Китае во времена визита семейки Поло. Арсеналы городов и крепостей были битком набиты самыми различными боеприпасами. Когда он появился? Не скажет никто точно, лично считаю — в X веке примерно. Потому что, есть очевидного его использования — описание.

Китайский текст «Сон в Восточной столице» рассказывает: китайские вояки в присутствии императора в 1110 году устроили показательные выступления. Спектакль милитаризма, ага. Он был открыт «грохотом, подобным грому», ночью запустили в небо петарды и фейерверки, в тумане разноцветного дыма появились танцоры. Полный набор освоенной пиротехники. В руках военных.

Вряд ли что-то из химических соединений — столь долго изучалось. Веками велись эксперименты и наблюдения этого крайне нестабильного вещества, тысячи роковых случайностей, неудачных проб и ошибок совершалось. Пока китайцы осознали: это что-то новенькое. В природе не встречающееся. А комбинация толченых селитры, серы и древесного угля, смешанная в строгих пропорциях, — породила целую науку об «огненном зелье».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Философия пороха.

Этот судьбоносный для мировой истории химический состав появился только благодаря даосизму, новой системе мышления Лао Цзы VI века до нашей эры. Практическое применения философской дисциплины воплотилось в таких вещах, как алхимия, например. Со строгими правилами — очистка, наблюдение, эксперимент. Китайцы веками систематически бились над тем, чтобы каждый природный элемент — был освобожден от примесей. Выделен идеально. Это религия научная, если хотите. Чистота — священное качество, процесс очищения — строгий ритуал. Так, через неисчислимые ошибки и пробы был создан порох.

Мифы европцев о восточном порохе — известны. Мировоззрение превосходства над «дикарями» первый раз начала сбоить в Индии. Когда в конце XV века они были неприятно удивлены, обнаружив огнестрельное оружие у индусов. От которых узнали: это очень древнее изобретение, поступившее к ним из Китая. А ведь уже тогда была живуча легенда, что азиаты изобрели порох, да. Но по скудоумию своему не использовали его в военных целях. Исключительно баловались фейерверками и петардами. Три раза …ага.

Не будем подробно останавливаться как именно порох добрался из Поднебесной в Еуропы: почитайте советского востоковеда С. Школяра. Мужчина очень подробно и доказательно восстановил эволюцию возникновения порохового оружия.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Первые шаги.

Итак: сера, селитра и древесный уголь. Все эти вещества были хорошо известны, описаны, использовались повсеместно. Как обычные средства восточной медицины. Арабы в VIII веке селитру называли «китайским снегом». Даоситы изучали соединения ее с серой — начиная с III века. Самое древнее упоминание о горючести «прото-пороха» из продуктов отжига древесины, селитры и серы — это китайский трактат 682 года. «Главные наставления по канону эликсира высшей чистоты», написанного лекарем (!) Сымяо. Он описал быстрогорящее вещество, предупредил коллег-врачей о немалой опасности зелья.

Есть книга, примерно тех же лет — «Тайное Дао подлинного происхождения вещей». Там подвергнуто критике эффективное использование трех дюжин «эликсиров», про наш продукт вообще прописано безапелляционно:

«Некоторые нагревали вместе серу, реальгар и селитру с медом; в результате появились дым и пламя, так что их руки и лица были обожжены, и даже дом, где они работали, сгорел дотла».

В 808 году появляется новый рецепт. Последователи Сунь Сымяо уже целенаправленно работают с горючестью и воспламенением «огненного зелья». Сюйцзы улучшает способ приготовления смеси серы, селитры и древесного угля. Получился весьма дрянной, но уже какой-то порох. Если приготовить его по канону Сюйцзы — разочаруетесь. Никаких сыпучестей, скорости горения, быстрого воспламенения… Это была по виду… мякоть.

Ее назвали «хояо». Иероглиф состоял из двух смысловых частей, читался как: «огонь» и «лекарственное средство». Не годился никуда, даже для фейерверков. Прорыв наступил скоро, как на «мякоть» обратили внимание военные. Они посчитали «хояо» недурственным зажигательным средством.

Эксперименты пошли именно в этом направлении, никакой фармакологии. Очень скоро уголь, серу и селитру дополнили в новой зажигательной смеси: растительные волокна, сосновая смола, воск, несколько масел (от погоды применения зависел рецептик). В 1044 году появляется трактат «Об основах военного дела», написанный для императора Жэнь Цзуна.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В тексте содержались два рецепта изготовления «огненного зелья», для использования в зажигательных бомбах. Чтобы метать осадными машинами. Третья смесь предназначалась в качестве горючего для отравляющих дымовых бомб. Пропорция селитры в трех рецептах была низкой. Значит, никаких взрывов. Только стабильное и быстрое горение, воспламенение «липкой начинки». В рецептах всё прописано, упомянуты даже вещества, регулирующие скорость горения. В базовый рецепт могли добавлять ядовитые компоненты. Так появилось дистанционно используемое — химическое оружие. О нем в другой раз, как узнаю законность таких публикаций (не шучу).

Вот вам и рецепт

китайского «греческого огня». Этими смесями (летними и зимними) начиняли снаряды для метательных машин. В виде сосудов крепили к снарядам стационарных и полевых крепостных стреломётов, аркбаллист. Большие горшки использовались, как припасы для камнетолкалок и катапульт. Каждый поэтически назывался: «Бамбуковый огненный ястреб», «Огненный ястреб с железным клювом». С середины XI века в столице Северной империи Сун «мякотный порох» и боеприпасы стал производить особый цех. Состав считался государственным секретом, появились Указы, запретившие торговать селитрой и серой. Это стало исключительной монополией Империи, стратегическим сырьем.

Данные «пороховые устройства» предназначались исключительно для поджога. Работала схема так, вероятно: если в поле зрения расчета появлялось что-то потенциально пожароопасное — туда отправлялась туча специальных стрел. «Огненных», еще более древнее изобретение. К древкам прикреплялись пергаментные пакеты с горящей смолой, другими горючими материалами. Следом устремлялся горшок, разбивался. Или потом растекающуюся смесь поджигали. Запаливать такое в праще… сомнительное занятие, полыхнуть может знатно. Как показали реконструкции припасов из «Трактата…» 1044 года — горело все сильно, негасимо обычной водой. Сбить пожар было невозможно, смеси были как напалм — очень прилипучие. Только песочек, в товарных количествах.

Через пару десятков лет, в 1083 году, на поле боя появляется облегченный вариант припаса «огненного зелья» — для обычных лучников. Судя по дворцовым документам Империи Сун — его готовили десятками тысяч. В бумагу заворачивали комок мякоти пороха «размером с гранат». Сверток оборачивался вкруг древка стрелы, или прикреплялся к нему. Запечатывался сосновой смолой. Перед выстрелом лучник поджигал пробку, торчащую из припаса. Назначение такого «огненного дождя» не прописано, но думаю — было для чего применить. Фантазии ссыпаем в комментарии…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Следующий эволюционных шаг китайского «греческого огня» — это уже не горшки, а металлические шары с отверстиями. Их набивали мякиной-порохом, снабжали самыми разнообразными крючьями и острыми шипами. Назначение понятно — воткнуться в дерево, зацепиться за заборола стрелков, лестницы, конструкции башен и крыши. И… гори-гори ясно. Особенно там, где «пожарные» не подлезут. Будут под огнем твоих стрелков.

Работали «шары с зельем» в обе стороны. Осажденные ими поджигали «черепахи-тараны», «купола» для защиты подкопов, строящиеся под стеной — штурмовые башни. Для метания такого боеприпаса использовались и катапульты. Специальные расчеты грузили шары в пращу, перед выстрелом — поджигали содержимое.

Пока мякина-порох не был взрывоопасен — начинку шара протыкали раскаленным шипом, поджигая ее. Позже, во времена Чингисхана, — использовали запальные шнуры, тонкие бумажные трубки. Начиняли их пороховой мякотью, обматывали растительными волокнами… вуаля, первый прототип бикфордова шнура — готов.

-6

Дальнобойность катапульт «огненного зелья» была небольшой, до 150 метров максимум. Но эффективность впечатляющей. Брызжущий огнем шар, наверное, производил на противника сильное воздействие. Деревянным стенам, воротам и башням нёс непоправимый ущерб, вне зоны действия пожарных расчетов. Были тяжелые снаряды для самых мощных катапульт. Их забрасывали в город. Припас состоял из двух сосудов. В одном — укладывался порох уже «взрывчатой» рецептуры, в другом была зажигательная смесь на «мякине». Или негашеная известь. Это чтобы массы пехоты опалить, стоящие в проломах стен.

«Огневое зелье» у китайцев, насколько установлено, переняли чжурчжэни, от них — монголы. Точное их использование было описано в 1241 году (битва при Легнице), во время Великого Западного похода Субэдея и Бату-хана. Русские Рязань и Владимир тоже ими жгли, судя по всему. Чуть ранее, что-то похожее, в виде ручных маленьких горшков-гранат, использовали волжские булгары.

А защита от этого лиха, как «греческий огонь», хоть византийского, что китайского и монгольского… — лишь песок. Натасканные пожарные команды с баграми, способные быстро растаскивать горящие здания и строения. Вода, уксус, снег, моча — не препятствие для «горючего зелья». Скорость горения можно лишь потенциально снизить — пропитывая (постоянно) свои дровяные конструкции льняным маслом.

-7

(Иллюстрация из открытых источников)

Эволюция селитры.

Самый сложный вопрос. Есть две точки зрения в научном мире. Первая — известна. Порох и горючие смеси на его основе — существовали еще с Х века. Описаны в Трактатах, Хрониках, рассказами многих очевидцев. Главный компонент «огненного зелья» — селитра, якобы добывалась без труда. Выступала белой коркой на некоторых почвах. Самая ценная — на калийных. Ее добывали лекари, ученые, даже повара использовали вместо соли, ага. Именно этим кулинарам, по одной из легенд — приписывают изобретение пороха.

Что про нее знали, с ней работали — это да. Смешивая с водой, получали слабый раствор азотной кислоты. Им растворяли очень много соединений, всё прописано досконально в алхимических трактатах эпохи Тан еще (618–907 гг.). Там же немало страниц посвящено попыткам селитру очистить, изготовить другими способами. Но… Проблема в объемах. Чтобы вооружить Империю десятками и сотнями тысяч боеприпасов… селитру нужно возить железнодорожными вагонами на оружейные дворы.

Как известно, это продукт жизнедеятельности двух бактерий, занятых разложением органики. Микроорганизмы nitrosomonas и nitrobacter перерабатывают ее в различные нитраты, селитру — в том числе. Когда за счет испарения почвенной влаги она выходит на поверхность — становится заметным белесым налетом, потом — коркой.

Как объясняет наука, жаркий климат Южного Китая империи Сун, с его чередованием влажного и сухого сезонов, весьма способствует быстрому распаду органики. Стремительному выпариванию почв. Такие места были известны, там запрещалась хозяйственная деятельность. Проверили реконструкторы как-то… С гектара почвы получили литровую кружку продукта. Посчитали объемы, нужные для заполнения одного арсенала небольшой крепостицы Империи Сун тринадцатого века, совсем заскучали. Нет в Китае столько земли. Вообще…

Монах Бертольд Шварц, изобретатель европейского пороха (Иллюстрация из открытых источников)
Монах Бертольд Шварц, изобретатель европейского пороха (Иллюстрация из открытых источников)

Однако…

Едкие исследователи задают вполне резонные вопросы. При владением таким страшным оружием, китайцы никого завоевать не смогли (как конкистадоры «дикарей Нового Света»). Даже отбиться не сумели. От малочисленных киданей, чжурчжэней, монголов. И где они все нашли в огромных количествах селитру… которой в Китае нет. Как и описаний промышленного производства этого соединения — банальных «селитряниц».

Момент принципиальный. За счет почв такое в товарных количествах не добыть. В долине индийского Ганга селитра выпревает из земли, если лето очень жаркое. На Апеннинах, Хорватии есть пещеры, где селитра оседает на камнях. Но она кальциевая, очень слабая для порохов, нестабильная из-за высокой гигроскопичности. В Китае таких пещер не найдено.

Русские путешественники и военные встречали небольшие отложения в Средней Азии. В бессточных котловинах, на старых могильниках, скотных дворах, древних курганах, рвах крепостных стен, базарных площадях аулов. Здесь ее добывали? Караванами в Китай, Золотую Орду возили? Невероятно…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если доставлять кораблями земельку с острова Цейлона… как вариант. Хм, такое возможно — там содержание селитры доходит 8 % в некоторых почвах. А уж знаменитое мышиное гуамо из пещер Ост-Индии — мечта военного алхимика. Из Чили таскать можно было, там залежи были лучшими и богатейшими в мире, пока в ХХ веке не выработали полностью. Невозможно.

В Средней Азии тоже были… но это глубокого залегания пласты. В Средние Века так не копали. Короче, без сложного химического процесса, помноженного на многочисленные технологические приемы — калиевой селитры не получить. Удалось сие только в XV-XVI веках, как наука химия окрепла. В селитряницах. Не буду прописывать процесс, но ничего подобного китайские трактаты не пишут… Исторический парадокс, понимаш…

Как вариант. Использовалась кальциевая (типа пещерной в Италии) селитра. Не калийная, не натриевая. Пусть гигроскопичная и маломощная — но именно она стала основой первых порохов Еуроп. До XV века именно такими бахали. Добывать ее можно было из гуамо летучих мышей, квартирующих в пещерах. Во время Крымской Войны Россия же свои вычистила, как поставки чилийской селитры союзнички перекрыли… Вариант. Осталось дочиста вычищенные пещеры в Китае найти.

-10