Найти в Дзене

Воздушная война над Балканами в 1941 году: авиация Греции

Говоря про Грецию, логично начинать с года 1940-го, когда началась греко-итальянская война. К этому моменту греческая авиация имела примерно тот же состав, что и к апрелю 41-го, но было, конечно, больше самолётов.

Истребительная авиация была представлена четырьмя эскадрильями. Три из них вооружены были самолётами PZL P.24, из которых исправны были 24 машины. Плюс в 21-й эскадрилье было 2 истребителя Gloster Gladiator. Ещё одна эскадрилья (24-я) получила 9 французских истребителей Bloch MB.151 и 2 чехословацких Avia B.534.

В учебных частях имелось 4 чехословацких истребителя Avia BH.33, но они, насколько известно, в боевых действиях не применялись.

-2

Бомбардировочная авиация состояла из трёх эскадрилий, в которых было 8 французских лёгких бомбардировщиков Potez 633B2, 11 английских Bristol Blenheim Mk.IV и 10 английских же Fairey Battle. Перечислены только исправные машины.

Разведывательная авиация включала пять эскадрилий, в общей сложности 18 французских Breguet XIX, 17 французских же Potez 25 и 15 немецких Henschel Hs.126.

А наконец, морская авиация включала три эскадрильи, в составе которых 9 английских устаревшими поплавковых разведчиков Fairey IIIF, 12 немецких поплавковых торпедоносцев Dornier Do.22G и 9 английских патрульных самолётов Avro Anson. В морской авиации Греции ещё оставалось несколько старых английских торпедоносцев Hawker Horsley, но про их использование данных нет, возможно они были все неисправны.

-3

В ходе военных действий против итальянцев в конце 40-го и начале 41-го годов англичане передали грекам 22 истребителя Gloster Gladiator Mk.II и 6 бомбардировщиков Bristol Blenheim Mk.I. О потерях греческой авиации в этой компании в разных источниках путанные данные, не всегда понятно, о каких именно сбитых самолётах идёт речь, греческих или британских, которые воевали вместе с греками. Судя по всему, потеряно 14-15 истребителей в воздушных боях, 8 уничтожено на аэродромах и 5 сбито итальянской зенитной артиллерией. Среди бомбардировщиков потери были, судя по всему единичные, разведчиков потеряно 6-10 машин.

Таким образом, к апрелю 41-го греческая авиация сохранила примерно прежний состав (с учётом пополнения), но качество истребительного парка немного улучшилось. Что, впрочем, имело бы значение лишь в боях против итальянцев. С немецкими «мессерами» грекам бороться было нечем.

Греческий истребитель PZL P.24 польского производства. Было приобретено в Польше 30 самолётов модификации «F» и 6 модификации «G». Основное отличие в типах двигателя и вооружении: на «F» две 20-мм пушки и два пулемёта, на «G» четыре пулемёта.
Греческий истребитель PZL P.24 польского производства. Было приобретено в Польше 30 самолётов модификации «F» и 6 модификации «G». Основное отличие в типах двигателя и вооружении: на «F» две 20-мм пушки и два пулемёта, на «G» четыре пулемёта.
Греческий истребитель Bloch MB.151 французского производства. Во Франции было заказано 25 самолётов, но только 9 были поставлены.
Греческий истребитель Bloch MB.151 французского производства. Во Франции было заказано 25 самолётов, но только 9 были поставлены.
Греческий истребитель Avia В.534 чехословацкого производства. Два самолёта было куплено в Чехословакии греческим бизнесменом. Об их применении в боевых действиях не известно.
Греческий истребитель Avia В.534 чехословацкого производства. Два самолёта было куплено в Чехословакии греческим бизнесменом. Об их применении в боевых действиях не известно.
Греческий истребитель Avia BH-33 чехословацкого производства. Четыре самолёта были куплены в Югославии и использовались как учебные.
Греческий истребитель Avia BH-33 чехословацкого производства. Четыре самолёта были куплены в Югославии и использовались как учебные.
Греческий истребитель Gloster Gladiator Mk.I английского производства. Два самолёта были куплена в Великобритании, еще 22 были поставлены в ходе боевых действий.
Греческий истребитель Gloster Gladiator Mk.I английского производства. Два самолёта были куплена в Великобритании, еще 22 были поставлены в ходе боевых действий.
Греческий бомбардировщик Potez 633B2 французского производства. Во Франции заказано 24 самолёта, но получено лишь 12, из которых один так и не ввели в строй. К апрелю оставалось 10 самолётов.
Греческий бомбардировщик Potez 633B2 французского производства. Во Франции заказано 24 самолёта, но получено лишь 12, из которых один так и не ввели в строй. К апрелю оставалось 10 самолётов.
Греческий бомбардировщик Fairey Battle Mk.I английского производства. В Великобритании было куплено 12 бомбардировщиков, к апрелю на вооружении оставалось 10 самолётов.
Греческий бомбардировщик Fairey Battle Mk.I английского производства. В Великобритании было куплено 12 бомбардировщиков, к апрелю на вооружении оставалось 10 самолётов.
Греческий бомбардировщик Bristol Blenheim Mk.IV английского производства  В Великобритании было куплено 12 бомбардировщиков модификации Mk.IV и 2 Mk.I. Ещё 6 самолетов модификации Mk.I были поставлены в ходе боевых действий.
Греческий бомбардировщик Bristol Blenheim Mk.IV английского производства В Великобритании было куплено 12 бомбардировщиков модификации Mk.IV и 2 Mk.I. Ещё 6 самолетов модификации Mk.I были поставлены в ходе боевых действий.
Греческий лёгкий разведчик-бомбардировщик Breguet XIX. Во Франции было куплено 30 самолётов, к 1940 году был 21 самолёт (18 исправных). К апрелю данных об их использовании уже нет.
Греческий лёгкий разведчик-бомбардировщик Breguet XIX. Во Франции было куплено 30 самолётов, к 1940 году был 21 самолёт (18 исправных). К апрелю данных об их использовании уже нет.
Греческий лёгкий разведчик-бомбардировщик Potez 25 TOE. Точное количество купленных во Франции самолётов я не нашёл, видимо около 25-30, к 1940 году их оставалось 17, последние машины использовались во время немецкого вторжения на Крит.
Греческий лёгкий разведчик-бомбардировщик Potez 25 TOE. Точное количество купленных во Франции самолётов я не нашёл, видимо около 25-30, к 1940 году их оставалось 17, последние машины использовались во время немецкого вторжения на Крит.
Греческий ближний разведчик и корректировщик Henschel Hs.126A-1 немецкого производства. В Германии было закуплено 16 самолётов.
Греческий ближний разведчик и корректировщик Henschel Hs.126A-1 немецкого производства. В Германии было закуплено 16 самолётов.
Греческий торпедоносец-бомбардировщик Hawker Horsley Мк.II. английского производства. Всего было куплено в Великобритании 6 самолётов.
Греческий торпедоносец-бомбардировщик Hawker Horsley Мк.II. английского производства. Всего было куплено в Великобритании 6 самолётов.
Греческий поплавковый разведчик и торпедоносец Dornier Do.22G, германского производства. Было закуплено 12 самолётов, все приняли активное участие в боевых действиях.
Греческий поплавковый разведчик и торпедоносец Dornier Do.22G, германского производства. Было закуплено 12 самолётов, все приняли активное участие в боевых действиях.
Поплавковый ближний разведчик Fairey IIIF, английского производства. В Великобритании было закуплено 10 самолётов.
Поплавковый ближний разведчик Fairey IIIF, английского производства. В Великобритании было закуплено 10 самолётов.
Патрульный самолёт Avro Anson Mk.I, английского производства. 12 этих самолётов было передано англичанами Греции в 1939 году.
Патрульный самолёт Avro Anson Mk.I, английского производства. 12 этих самолётов было передано англичанами Греции в 1939 году.

Предыдущая статья про югославскую авиацию тут:
Авиация Югославии