В поэме большое количество женских образов. Когда "наши странники" решили отыскать счастливую бабу, то им дан от ворот поворот:
В селе Наготине
Сказали, как отрезали:
"У нас такой не водится,
А есть в селе Клину..."
Итак, "сказали, как отрезали" - на все село нет ни одной благополучной бабы... Это довольно печальная значимая деталь.
И они указывают на Матрену Тимофеевну из другого села, хоть тоже очень бедного, которая считается в народе счастливицей.
А та воспримет такую славу о себе с явной горькой самоиронией... О Матрене Тимофеевне, главной героине главы "Крестьянка" мы уже говорили отдельно.
Есть и другие женские персонажи, яркие, хотя и эпизодические. Они все вместе тоже, как и Матрена Корчагина, освещают проблему женской доли на Руси.
Нищета и тяжелый труд
Уже в 3 главе "Пьяная ночь" на большой дороге мы слышим голоса крестьян. И среди них - женские. Вот кто-то говорит:
«Худа ты стала, Дарьюшка!»
А та отвечает, что нескончаемые заботы и хлопоты тому виной:
-«Не веретенце, друг!
Вот то, что больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской…»
С этим образом перекликается в последней части "Пир на весь мир" образ Домны - матери Гриши Добросклонова . Она батрачит, лишь бы получить кусочек черствого хлеба для детей. От непосильного горя и работы она рано умирает.
Женское бесправие, бабья неволя
В главе "Пьяная ночь" молодая девушка, выданная замуж за старика, плачет о своей безотрадной жизни:
«Мой век — что день без солнышка,
Мой век — что ночь без месяца,
А я, млада-младешенька,
Что борзый конь на привязи,
Что ласточка без крыл!
Мой старый муж, ревнивый муж,
Напился пьян, храпом храпит,
Меня, младу-младешеньку,
И сонный сторожит!»
Муж с ней груб и не церемонится:
Так плакалась молодушка
Да с возу вдруг и спрыгнула!
«Куда?»- кричит ревнивый муж,
Привстал — и бабу за косу,
Как редьку за вихор!
Проблема беззащитности крестьянских женщин перед барской похотью
Эта проблема неоднократно возникает в поэме, потому что она действительно существовала в условиях крепостного права.
О ней упоминает и Матрена Тимофеевна из части "Крестьянка", к которой приставал управляющий Ситников, к счастью погибший от холеры.
В части "Пир на весь мир" в главе 1 "Горькое время - горькие песни" поется:
Чуть из ребятишек,
Глядь — и нет детей:
Царь возьмет мальчишек,
Барин — дочерей!
Одному уроду
Вековать с семьей.
Славно жить народу
На Руси святой!
В песне "Барщинная" в той же главе мужики исповедуются в своем стыде и горе от того, что перед барином не могли защищать собственных сестер и дочерей:
Мы барщинные! выросли
Под рылом у помещика;
День — каторга, а ночь?
Что сраму-то! За девками
Гонцы скакали тройками
По нашим деревням.
В лицо позабывали мы
Друг дружку, в землю глядючи,
Мы потеряли речь.
Далее следует история "Про холопа примерного, Якова верного", в которой та же ситуация: помещик Поливанов сам положил преступный глаз на Аришу, и потому не дал ей выйти замуж за племянника Якова, а сбыл ее жениха в рекруты.
Неустроенность семейных отношений
Некрасов не идеализирует народ. Рядом с Матреной Тимофеевной, уважаемой и благородной натурой, существуют и женщины сварливые, сами создающие разлад в семье. Таковы свекровь и золовки Матрены Корчагиной.
Или, например, в главе "Пьяная ночь" "в канаве"спорят бабы, в чьей семье жизнь тошнее. У обоих жизнь дома кажется хуже каторги. Победила вторая:
Мне старший зять ребро сломал,
Середний зять клубок украл,
Клубок — плевок, да дело в том —
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять всё нож берет,
Того гляди убьет, убьет!..»
В главе же "Крестьянка" приводятся народные песни, показывающие типичное - злобное - отношение к молодке со стороны мужниной родни, "роденьки":
"Молоду жену Муж домой привез, А роденька-то Как набросится! Деверек ее — Расточихою, А золовушка — Щеголихою, Свекор-батюшка — Тот медведицей, А свекровушка — Людоедицей, Кто неряхою, Кто непряхою…"
Пьянство и женщины
Показаны жены, страдающие от пьянства мужиков - после ярмарки "плачут дети малые, Тоскуют жены, матери":
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..
Но есть бабы и сами пьянствующие от того, что чувствуют себя одинокими и нелюбимыми. В главе "Пьяная ночь" одна такая баба зазывает кого-то:
Эй, парень, парень глупенький,
Оборванный, паршивенький,
Эй! Полюби меня!
Меня, простоволосую,
Хмельную бабу, старую,
Зааа-паааа-чканную!..»
Даже Матрена Тимофеевна не отказывается от водки, потому что душа ее полна тоски, забот, постоянных тревог, от которых хочется освободиться хоть на время:
«Давай! Начин с хозяюшки.
— Пьешь водку, Тимофеевна?»
«Старухе — да не пить?..»
Вера, религиозность
Жена Якима Нагого спасала иконы из горящей избы, забыв про скопленные целковые.
Вера и молитва спасли в тяжкую минуту Матрену Тимофеевну, сообщив ей счастливую мысль о том, что нужно идти в город за помощью губернатора.
Таковой была и мать самого Некрасова - глубоко религиозная праведница, но несчастная и бесправная рядом с грубоватым мужем. Женские образы у Некрасова наиболее трогательные, потому что в них отражается память о его горячо любимой матери.
Духовность помогает выстроить жизнь более порядочным, гармоничным образом, и спасает в самых трудных ситуациях, но она, увы, не дает все же истинного женского счастья.
Нет воли - нет и счастья
Поэтому и старушка божия, "святая старица", которая однажды на ночь попросилася к Матрене, тоже убеждена, что нет на Руси женского счастья совсем. Потому что счастье - это воля, по мнению народному. А воли у русской женщины и нет:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!"
Оптимистическая нота от Гриши Добросклонова
Единственный герой в поэме, который внес светлые аккорды в женскую тему, это Гриша. Он поет о Руси как о женщине, для него их судьбы и их образы неотделимы. Образ Родины и матери сливается для него в единое целое и он обращается к ним с верой в их грядущее счастье:
«В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!