Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Как почти 40-летняя Гурченко не сыграла юную девицу

Леонид Квинизидзе дебютировал в кино как режиссёр серьёзных картин. В 1973 году он снял фантастическую ленту по роману Алексея Толстого «Крах инженера Гарина», но чиновникам она по вкусу не пришлась. После этого Квинихидзе переключился на лёгкий жанр и уже спустя год выпустил «Соломенную шляпку», красочный водевиль с музыкальными вставками. Этот фильм понравился и зрителям, и критикам, так что режиссёр тут же принялся за следующую работу.

По предложению киностудии «Ленфильм» он взялся перенести на экран популярную оперетту «Мадемуазель Нитуш» французского композитора Флоримона Эрве.
Кадр из фильма «Небесные ласточки»
Кадр из фильма «Небесные ласточки»

Квинихидзе сам написал сценарий, но поскольку фильм тоже должен был быть музыкальным, ему необходим был композитор. Выбор пал на Виктора Лебедева, которому режиссёр и предложил переделать оригинальные композиции в более современные, чтобы в итоге получился зажигательный мюзикл.

Лебедев, изучив музыку Эрве, понял, что осовременить её не удастся и предложил другой вариант: написать новые композиции.

Таким образом, в новом фильме Леонида Квинихидзе остался оригинальный сюжет, но появилась новая музыка. Придумали ленте и другое название - «Небесные ласточки».

Главную мужскую роль режиссёр без колебаний отдал Андрею Миронову, только что снявшемуся в «Соломенной шляпке». Перешла в «Небесные ласточки» и Людмила Гурченко, тоже игравшая в «Соломенной шляпке».

Гурченко мечтала сыграть мадемуазель Нитуш ещё со студенческих времён. Когда-то она играла эту героиню в студенческой постановке и очень хотела стать юной красавицей Денизой на экране.

У актрисы было всё для этой роли: эффектная внешность, идеальная фигура, певческий талант, пластичность, грация. Но, увы, Людмиле Гурченко в 1976 году было под 40 и даже она, мастерица выглядеть безукоризненно, не тянула на 16-летнюю девушку Денизу. Квинихидзе не мог этого не видеть, но и дать однозначный отрицательный ответ поначалу не смог.

Пока Людмила Марковна готовилась к съёмкам, режиссёр занялся поисками главной героини. На пробы приходили девушки из балетных училищ, профессиональные танцовщицы, участницы мюзик-холлов, но среди них Квинихидзе так и не нашёл подходящую кандидатуру.

Но как-то ему вспомнился фильм, вышедший несколько лет назад, где блеснула никому не известная юная девушка с завораживающей внешностью. Это была лента «Мелодии Верийского квартала», где снялась Ия Нинидзе, 13-летняя воспитанница Тбилисского хореографического училища. К 1976 году Ия из угловатого подростка превратилась в прелестную девушку, которую и искал режиссёр. Именно ей он и решил отдать роль Денизы, но неожиданно воспротивился худсовет. Чиновники заявили, что

школьница, которой тогда и была Нинидзе, не сможет создать такой объёмный образ,

и предложили продолжить поиски. И тут случилось событие из тех, что бывают раз в жизни.

На просмотрах проб по случаю оказался американский режиссёр Джордж Кьюкор, который тогда работал в Ленинграде над сказкой «Синяя птица». Увидев Ию Нинидзе, он тут же сказал, что хочет заполучить её, чтобы снять биографическую картину про актрису Одри Хепбёрн.

Осознав, какую драгоценность они могут потерять, киноначальники моментально утвердили Нинидзе.

Квинихидзе был счастлив, но у него была большая проблема: теперь предстояло сообщить Гурченко, что вожделенная роль Денизы ей не досталась. Он знал, что отказ актриса перенесёт тяжело, поэтому предложил ей другую роль - звезды варьете Корины. Конечно, Людмила Гурченко всерьёз обиделась и задумалась, хочет ли она сниматься. И тут вмешался композитор Виктор Лебедев, пообещавший Гурченко создать для неё номера, в которых

она если и не затмит более удачливую конкурентку, то уже точно будет выглядеть не менее блистательно и роскошно.

Слово своё Лебедев сдержал и даже сам снялся в фильме в роли пианиста, аккомпанирующего Корине, а номер «Бабетта» вообще стал одной из визитных карточек Гурченко. А ещё чтобы лишний раз не напоминать актрисе об упущенной роли, Квинихидзе сделал так, чтобы

Гурченко и Нинидзе ни разу не столкнулись во время съёмок.

На роль лейтенанта, влюбившегося в Денизу, претендовал Михаил Боярский, ещё один актёр из предыдущей работы Квинихидзе. Но Боярский тогда ещё был знаменит, он только начинал путь в кино, поэтому режиссёр предпочёл ему Сергея Захарова, солиста Ленинградского мюзик-холла и одну из главных эстрадных звёзд семидесятых.

Тут был расчёт не только на талант Захарова, но и на его славу: участие знаменитости такого уровня определённо пошло бы картине на пользу

(и этот расчёт впоследствии оправдался). Правда, Сергей в кино прежде не снимался, поэтому у него нередко возникали проблемы на площадке, но съёмочная группа благосклонно относилась к дебютанту и поддерживала его. А ещё у Захарова, родившегося на Украине, в разговорной речи слышался лёгкий акцент, который при пении исчезал.

Так что песни он исполнил сам, а вот реплики при озвучке за него произносил Олег Басилашвили.

Кстати, невозможно услышать в «Небесных ласточках» и Ию Нинидзе. Ия была грациозна и великолепно танцевала, но петь не умела, поэтому для музыкальных партий пригласили певицу Елену Дриацкую. Уже на озвучании Леонид Квинихидзе решил, что Елена должна озвучить и речь героини, поскольку у самой Ии был низковатый голос, к тому же с грузинским акцентом. Он совсем не подходил для воздушной Денизы.

Показы «Небесных ласточек» сопровождались колоссальным успехом, а Ия Нинидзе и Сергей Захаров стали кумирами миллионов зрителей.

Казалось, что фильму уготована судьба счастливая и безоблачная, однако судьба сыграла дурную шутку.

По ложному обвинению попал в заключение Сергей Захаров, а в таких случаях у картины был только один путь - на полку. И только с началом перестройки «Небесные ласточки» вернулись на экраны и снова произвели фурор. Да и сейчас этот искромётный мюзикл смотрится празднично и оставляет душевное послевкусие.

А как вы думаете, если бы всё-таки Людмилу Гурченку утвердили, она справилась бы с ролью (при помощи гримёров, костюмеров, парикмахеров)? Как ни крути, она была необычайно талантливой актрисой и наверняка смогла бы полностью перевоплотиться в бойкую девицу. Как вам кажется?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2