Сегодня мелодрама «Пять вечеров» считается классикой советского кино, но появился этот фильм лишь по чистой случайности. В 1977 году Никита Михалков в компании Александра Адабашьяна экранизировал роман Ивана Гончарова «Обломов». Картина с названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» задумывалась двухсерийной. Когда завершились съёмки первой части, выяснилось, у группы будет перерыв в несколько месяцев, и актёры и технический персонал могут разъехаться на другие площадки. Это обстоятельство обеспокоило Павла Лебешева, оператора, который очень хотел снять вторую часть фильма с теми же коллегами. Он-то и предложил
во время перерыва сделать ещё один, менее масштабный фильм. Это предложение поначалу всерьёз никто не воспринял,
но потом Михалков и Адабашьян задумались. Тут неожиданно помог Олег Табаков, исполнитель роли Обломова: он обратил внимание режиссёра на пьесу «Пять вечеров» драматурга Александра Володина, которая успешно шла в театрах, но в кино ещё не попала. Любопытно, что сам
Володин пьесу шедевром не считал и полагал, что она уже устарела, поэтому и к идее перенести её на экран отнёсся без восторга.
Тем не менее Михалков и Адабашьян его уговорили, скорректировали под руководством Володина сценарий и начали снимать.
Михалков точно знал, кого он будет снимать, и переписывал сценарий под выбранных актёров.
Поскольку лента снималась в сжатые сроки, кастинга не было и исполнителей приглашали без проб.
Главную женскую роль Михалков без колебаний отдал Людмиле Гурченко, с которой мечтал поработать уже не первый год.
Гурченко ухватилась за эту работу: несмотря на то, что в её активе уже были серьёзные драматические ленты, для
большинства зрителей она была актрисой лёгкого жанра, всё той же самой искрящейся Леной Крыловой из «Карнавальной ночи» Рязанова,
ей давно же хотелось показать себя с другой стороны, более глубокой и даже трагической. И «Пять вечеров» действительно открыли для публики эту грань Гурченко.
Главная мужская роль отошла Станиславу Любшину. Станислав, будучи настоящей кинозвездой, всегда отдавал предпочтение театру и кинороли выбирал придирчиво. Любопытно, что именно
с «Пяти вечеров» началась его театральная карьера: в театре «Современник» он дебютировал в роли Славика, племянника героини.
В фильме Михалкова ему предстояло играть уже взрослого человека, любимого мужчину героини.
Представителей младшего поколения сыграли Лариса Кузнецова и Игорь Нефёдов. Оба они были дебютантами в кино и попали на площадку к Михалкова по протекции Олега Табакова, который так удачно предложил экранизировать «Пять вечеров».
И Кузнецова, и Нефёдов были студентами Табакова и фактически он стал их крёстным отцом и в кино.
Второстепенную роль, друга Ильина, сыгранного Любшиным, Михалков предложил давнему товарищу Александру Адабашьяну. Многие были уверены, что Михалков будет играть инженера сам, но ему хотелось, чтобы на фоне Станислава Любшина его друг выглядел менее ярко и даже отчасти комично. Низкорослому Адабашьяну, не отличающемуся классическими чертами лица, которого снабдили ещё и накладным животом, вполне удалось изобразить антипода статного красавца Любшина.
Сняли «Пять вечеров» за небывалый срок:
на съёмки ушло всего 26 дней, ещё пару дней выделили на озвучание и месяц - на монтаж.
Таким образом, Никита Михалков и его группа не только успели заполнить пробел между созданием двух частей «Обломова», но и поставили своеобразный кинематографический рекорд, сделав полноценный фильм всего за пару месяцев.
Ещё одна удивительная особенность этой ленты состоит в том, что
никто точно не может сказать, цветной это фильм или чёрно-белый.
Любопытное решение придумал оператор Павел Лебешев: он решил, что начало фильма будет чёрно-белым, а потом, очень постепенно, будут проявляться цвета. Второй вечер был снят в сепии, к третьему в кадр добавили тёплый розовый, а в финале кадры стали полностью цветными.
«Пять вечеров» вышли в прокат в начале лета 1978 года. Пышной рекламы у мелодрамы не было, однако она сразу пришлась зрителям по сердцу. Конечно, во многом это была заслуга Михалкова, который так точно выбрал актёров: Людмилу Гурченко, которая наконец утвердила себя как актриса по-настоящему глубокая, которая может играть не только в комедиях, и Станислава Любшина, которого после роли в «Пяти вечерах» читатели журнала «Советский экран» назвали лучшим актёром года. Многие, кстати, и поныне считают, что в этой картине Любшин сыграл самую мощную и запоминающуюся свою роль.
А ещё известно, что
между Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным на съёмках тёплых отношений не возникло.
Но на экране их дуэт смотрится гармонично. А вас актёры убедили, что между ними есть сильное чувство?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296