Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Рецепт молодости» Гурченко, рассоривший её с режиссёром

В 1985 году лучшим музыкальным советским фильмом назвали мюзикл «Рецепт её молодости». Картине прочили успех ещё на стадии создания, ведь в ней солировала Людмила Гурченко. Собственно, и сама идея снять фильм принадлежала актрисе. Спектакль по пьесе Карла Чапека «Средство Макропулоса» успешно шёл на сцене московского Малого театра, а в 1978 году вышел одноимённый телеспектакль, где в главной роли блистала Нелли Корниенко. Но, возможно, Гурченко захотела рассказать собственную, чисто киношную, историю, поэтому тут же принялась за поиски режиссёра.

Кадр из фильма «Рецепт её молодости»
Кадр из фильма «Рецепт её молодости»
Первым претендентом стал Никита Михалков,

с которым Людмила Марковна потрясающе сыграла в паре в недавно вышедшем «Вокзале для двоих» (1982). Но Михалков уже начал работать над «Роднёй», поэтому отказался. Зато посоветовал обратиться к тогдашнему директору киностудии «Мосфильм» Николаю Сизову, что актриса и сделала. Сизов пообещал поддержку, Гурченко же тем временем всё так же активно вела поиск режиссёра.

Она обратилась к Александру Адабашьяну, который написал сценарий для картины. Однако режиссёры по-прежнему отказывались один за другим. Одних смущала музыкальная направленность, другие опасались работать с самой Людмилой Марковной, имевшей репутацию актрисы несговорчивой, дерзкой и чрезмерно самостоятельной. Осложнял ситуацию и тот факт, что

Гурченко была автором затеи, так что у режиссёров были основания предполагать, что она будет активно вмешиваться в процесс постановки.

На помощь пришёл давний знакомый Гурченко режиссёр Евгений Гинзбург. Ему не впервой было ставить мюзиклы, да и с актрисой он сотрудничал много лет. Даже в те времена, когда Гурченко снимали не слишком активно, он приглашал её в свои постановки, начиная с первого телепроекта – «Бенефиса Савелия Крамарова» (1974). Но все ожидания Гинзбурга оправдались: Гурченко неустанно контролировала съёмки и требовала, чтобы с ней согласовывали каждый шаг.

А вот что касается партнёров по площадке, то они нашлись быстро. Актрисе не оказали звёздные мужчины: Армен Джигарханян, Анатолий Ромашин, Олег Борисов, Александр Абдулов. Правда, и здесь решающее слово было за артисткой: Гинзбург предлагал кандидатуры, но вот утверждала их Гурченко. Кстати,

по её желанию в картину пригласили Сергея Шакурова, с которым она сработалась на ленте 1981 года «Любимая женщина механика Гаврилова».

Ради Шакурова в мюзикл даже ввели нового персонажа, которого в пьесе не было.

Даже покладистому Евгению Гинзбургу сотрудничать с Гурченко было непросто. Несколько раз она попросту брала бразды правления в свои руки, и в таких ситуациях Гинзбург соглашался сделать так, как хотела артистка, а потом втихую всё вырезал на монтаже. Это в конце концов вышло ему боком: когда монтировали финальный вариант,

Гурченко поняла, что кое-какие её задумки были проигнорированы и выброшены,

из-за чего вдрызг разругалась с Гинзбургом. Больше режиссёр и актриса вместе не работали.

Несмотря на то, что худсовет «Мосфильма» «Рецепт её молодости» принял с восторгом, Госкино мюзикл не оценило и присвоило вторую категорию. Тем не менее, публике фильм пришёлся по вкусу, а зрительницы мечтали узнать секрет молодости Людмилы Марковны, которая, кстати, в 1985 году отпраздновала 50-летие.

А какая трактовка истории больше нравится вам: театральная с Нелли Корниенко или кинематографическая с Людмилой Гурченко?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2