Продолжая разговор о становлении послевоенной советской "оружейки", нельзя не обойти вниманием и эту линейку ружей, тем более что в отличие от тех же МЦ-8, "экспертами", не видящими ничего дальше внешних очертаний, причисляемых к клонам "Меркелей", здесь действительно вполне разумно говорить о прямом влиянии одной из каноничнейших конструкций английских "бестганов", созданной компанией с крайне неудобоваримым для русского уха названием (особенно с учетом того, что более корректная транскрипция Purdey и вовсе - "Перди").
Собственно говоря, что вообще можно считать определяющими признаками конструкции Перде? В первую очередь, конечно, носящее то же имя запирание горизонтального ружья на два подствольных крюка плоской рамкой, но этого мало: не будем же мы только из-за этого называть "Советским Перде" и тот же Иж-43 с тем самым запиранием?
Ладно, у ружей Перде еще была верхняя задвижка (паз на колодке на фото выше как раз в эту тему), но и этого мало для однозначной идентификации "прообраза".
Хорошо, добавляем еще полнозамковую внутрикурковую конструкцию, но и это не все: очень важной особенностью горизонталок James Purdey & Sons был "самооткрывающийся механизм" по патенту Фредерика Бизли, изначально работавшего в Purdey ложейником, а затем открывшего свое собственное дело, но не потеряв связь со старым работодателем - собственно говоря, эту систему нередко вполне правомерно называют "система Бизли-Перде".
Ее ключевой момент - то, что боевые пружины нагнетаются не при переломе ружья, а при его запирании, отсюда и название "самооткрывающийся механизм": как и на внешнекурковом ружье, при открытии ключа запирания стволы "падали" под своим весом, выдвигая гильзы экстрактором или выбрасывая их эжектором моментально, усилие же прилагалось при закрывании ружья.
А вот тут уже можно вернуться в послевоенную Тулу, причем еще даже не в ЦКИБ СОО: изначально речь пойдет об учрежденной уже летом 1945 года на ТОЗе Школе оружейного мастерства (сокращенно ШОМ). Именно здесь спустя два года создают, основываясь на уже разошедшейся после истечения срока действия патентов конструкции Бизли-Перде, садочное ружье ТС:
Термин "садочное ружье" тогда еще был в ходу, несмотря на то, что от изначального принципа спортивной стрельбы по выпускаемым из садка живым голубям уже перешли к глиняным тарелочкам. На тот момент "каноном" для европейских садочных ружей все еще оставалась конструкция ружей Перде, хотя на первый план уже явно собирались выходить "вертикалки"-бокфлинты (впрочем, американские стрелки тогда вообще умудрялись выступать на стенде с помповыми ружьями, так что говорить об "общем каноне" конструкции спортивных ружей было еще рано).
В 1950 году же, когда ШОМ уже "ушел" организационно в состав ТОЗа, конструкция ТС была модернизирована в ТС-2 - ружье, которое, между прочим, однажды умудрилось стать одним из самых дорогих советских по цене на зарубежных аукционах.
Полностью же работы над спортивным оружием уходят в ЦКИБ СОО, тогда, как и ШОМ, бывший "внутренним" подразделением Тульского Оружейного Завода. На тот момент наиболее разумной для освоения показалась конструкция именно "горизонталок" Перде, хотя уже практически в то же время началась работа и над вертикальными ружьями МЦ - от не вышедшего дальше пробы МЦ-3 (не путать с одноименным спортивным пистолетом) до МЦ-5, МЦ-6, МЦ-8.
"Горизонталка" же конструкции ЦКИБа под авторством А.П. Глинского существовала в нескольких вариантах, в том числе и "неканоничных" - например, с верхним запиранием болтом Гринера:
От года к году менялись и конструкции эжекторов, и узла верхнего запирания.
Модифицировались и исполнения УСМ - и классический двуспусковый, и универсальный (позволявший вторым нажатием того же спускового крючка выстрелить из второго ствола), и, наконец, помимо спортивных версий (уже успевших завоевать золотые медали в соревнованиях на траншейном и круглом стендах), вышло и охотничье МЦ11-12.
Варьировались и типы предохранителей (автоматический, неавтоматический), и исполнения стволов. Однако в итоге ружье так и осталось не то что малосерийным, а даже "в духе старой школы" штучным: для спорта стали нормой "вертикалки", МЦ-11 же стало скорее "статусным" ружьем, наподобие этого, подаренного Хрущеву, а в 1991 году вывезенному в США его потомками:
Так в итоге ружье и "не взлетело", хотя и на самом деле жаль: если говорить о советских "ггоризонталках", то его можно было однозначно считать лучшим по конструкции и качеству исполнения.