Который раз наблюдаю летающие по синим, и даже красным трассам, маленькие живые торпеды и едущие сзади родители с гордыми улыбками на лицах. За 40 лет катания слишком часто видел, чем кончаются подобные гонки. А это, к сожалению, лишь вопрос времени! Разберем по порядку.
1. Тормозной путь горнолыжника должен составлять максимум 3-4 метра, лучше меньше. Потому нет понятия большой или малой скорости, есть понятия контролируемой или неконтролируемой скорости. Тренируйте торможение. Если за 3-4 метра вы не остановились – сбавляйте скорость, свою и своего ребенка.
2. Чаще всего эти маленькие торпеды летают в огромном плуге!
Вы скажете, так это же хорошо, что в плуге, ведь скорость то сбавляется. Но вот в чём подвох. Плуг трактуется как способ контроля скорости на первых этапах обучения на небольших скоростях.
Ещё раз!
! СПОСОБ КОНТРОЛЯ СКОРОСТИ !
А не торможение-остановка.
Хотя, конечно, на очень небольших скоростях, пока лыжник не умеет ничего другого, он может и так использоваться.
! НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ !
А это не синие и уж точно не красные трассы!
! НА НЕБОЛЬШИХ СКОРОСТЯХ !
Чем же опасен плуг на больших скоростях?
Ну первое и самое очевидное, с чем в той или иной мере сталкивались многие начинающие горнолыжники, это то, что плуг начинает давать сбои уже на синих трассах, т.е. тупо не тормозит! Потому что (см.выше) плуг это не способ торможения, а лишь способ контроля скорости. Способ торможения – это «хоккейное» торможение (хоккей-стоп). Как только переходите с учебной=зеленой трассы на синюю, сразу начинайте его тренировать. Это поможет вам сохранить здоровье себе и окружающим.
Но самый опасный подвох кроется в биомеханике плуга при выходе на большие скорости. В плуге вы едите на двух внутренних кантах, двигающихся один против другого, за счет чего и происходит контроль скорости в сторону его уменьшения (притормаживание). А теперь представьте, что на большой скорости вы по какой то причине резко загрузили один из кантов (вас мотнуло, вы попали одной ногой на бугорчик или на более цепкий снег и т.д.). Со стороны это очень похоже на то, как на скользкой дороге машину начинает заносить и неожиданно со стороны заноса блокируется переднее колесо. С одним лишь отличием, в машине вы хотя бы находитесь в металлической капсуле. Со стороны это обычно выглядит очень феерично, но печально, а участник часто даже сам даже потом не понимает, что произошло.
3. Гоняют в плуге и взрослые. В силу менее гибкого тела и большего веса, при падении, как правило, взрослые получают более серьезные травмы.
4. Обычно эти гонки происходят не в плуге, а в упоре, т.е. в задней стойке с максимально выпрямленными и напряженными бедрами. Это является грубейшей ошибкой, сильно снижающий возможности маневрирования и снижения скорости. У детей, которых «ставят на лыжи» родители, эта ошибка встречается, к сожалению, почти всегда. В "закатанном" виде упор очень тяжело потом выводится.
ИТОГО: Тормозной путь лыжнике должен составлять не больше 3-4 метров. Не позволяйте вашим детям и себе гонять в плуге по синим и красным трассам, особенно по прямой! На синих и красных трассах плуг не спасет! При выходе на синюю трассу сразу начинайте тренировать хоккей-стоп! Чем больше вы или ваши дети закатываете неправильную технику – тем дольше и тяжелее потом будет её исправлять, а исправлять придётся, поверьте опыту!
P.S. Пишу с любовью и уважением к горным лыжам и своим ученикам-горнолыжникам, не пытаюсь кого-либо обидеть :)
Андрей Пониматко, январь 2021
P.S. На фото мой ученик, он очень осторожный и в плуге не гоняет. Фото приведено просто для иллюстрации для тех кто не знает термина "плуг".