Вначале определимся, чем анализ финансово-хозяйственной деятельности отличается от диагностики предприятия? Это важно! Важно потому, что существует в экономической науке много терминов и определений, обозначающих одно и тоже, так например ЧДД (чистый дисконтированный доход), в разных источниках обзывают по-разному. Можно встретить следующие определения:
· чистый приведенный доход;
· чистая текущая стоимость;
· чистая дисконтированная стоимость;
· общий финансовый итог от реализации проекта;
· текущая стоимость.
И, так, в общем-то, везде. Назвать «Экономику», «точной наукой», хотя бы в определениях, можно с большой натяжкой. Так, например, трактовку «финансового анализа» можно прочитать во множестве интерпретаций.
Так, в частности проф. П.П. Табурчак считает, что финансовый анализ – глубокое, научно-обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе.
Известный финансист-аналитик И.А. Бланк также точно определяет сущность финансового анализа как процесса исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения его эффективного развития.
По мнению проф. Л.В. Прыкина финансовый анализ – это процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.
Российские ученые М.И. Баканов М.И. и А.Д. Шеремет считают, что в процессе финансового анализа можно получить небольшое число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, на основе которых практически все пользователи финансовых отчетов принимают решения по оптимизации своих интересов.
С точки зрения западных финансистов, например, Л.А. Бернстайна, финансовый анализ – это процесс, который имеет своей целью оценку текущего и прошлого финансового положения и результатов деятельности предприятия, при этом первоочередной целью является определение оценок и предсказаний относительно будущих условий и деятельности предприятия.
Тогда, что же такое «диагностика» предприятия? На взгляд автора, «диагностика предприятия» - это совершение определенных последовательных действий с целью получения объективной и достоверной информации о предприятии (бизнес-системе) и его окружении (надсистеме), как об объектах исследования.
Что включает в себя «диагностика предприятия»?
«Диагностика предприятия» включает в себя несколько больше, что анализ финансово-хозяйственной деятельности. Что же именно? Если «диагностику» структурировать «по-пунктно», то получится следующая структура:
1. Анализ ресурсов.
- Интеллектуальные ресурсы.
- Финансовые ресурсы.
- Материальные ресурсы (в том числе и во временном пользовании).
- Временные ресурсы.
- Системные ресурсы.
- Кадровые ресурсы.
Краткая расшифровка:
Интеллектуальные ресурсы – наличие высококлассных специалистов, ноу-хау, патентов и др., что позволяет предприятию быть лидером в том или ином направлении бизнеса.
Финансовые ресурсы… В данном контексте – это ответ на конкретный вопрос… Сколько денежных средств не хватает ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ…? В зависимости от целей предприятия.
Материальные ресурсы (в том числе и во временном пользовании). В данном контексте – это наличие материальных активов (недвижимость, оборудование, транспорт и т.д.), в т.ч. и в аренде и их рациональное использование.
Временные ресурсы – это те ресурсы, которые могут быть получены (легко и быстро) во временное пользование (аренда экскаватора, консультация эксперта и т.д.).
Системные ресурсы – это возможности «решать» проблемы, как возникшие, так и в недалеком будущем.
Кадровые ресурсы – способность работников эффективно обеспечивать текущие бизнес-процессы предприятия, как бизнес-системы.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Это, как раз то, что исследуют финансисты, т.е. ФХД предприятия и о чем написаны сотни книжек. Однако я бы добавил сюда ещё и анализ развития предприятия в свете… 9-ти экранной схемы и так называемой $-образной кривой, но об этом чуть дальше.
3. Анализ технологий.
- Анализ IT - технологии
- Анализ производственных технологий
- Анализ технологии продаж и продвижения т.д.
4. Маркетинг или анализ рынка.
- Анализ рынка и тенденций на рынке.
- Позиционирование предприятия на рынке (доля рынка, динамика);
- Анализ продвижения товаров и услуг;
- Анализ основных конкурентов.
На самом деле, диагностика предприятия, дело, чрезвычайно интересное. Интересное, в первую очередь потому, что позволяет выйти на более глубинные, надсистемные уровни в понимании происходящих процессов. Она, дает понимание, как и в какую сторону «движется» предприятие, как изменяется среда, изменяется ли рынок и почему? По какой причине у предприятия, что не складывается, а что-то получается легко и свободно. Думаю, можно согласится с тем, что в совокупности, такой анализ дает более развернутое представление о предприятии и внешней среде, чем просто «финансовый анализ» или «анализ финансово-хозяйственной деятельности».
© Аллавердян В.В., 2017 г.