Имеется фраза из фильма, сказанная Гэндальфом Саруману:
"Есть только один Властелин Кольца. Он один может повелевать им и он не делится Властью."
Разумеется, в текстах этой цитате можно найти уйму опровержений.
В Бэг-Энде Фродо предложил Гэндальфу взять Кольцо, причем в фильме этот момент практически идентичен оригиналу.
"Если наделить меня такой властью – в моих руках она сделается стократ могущественнее и страшнее! Но власть Кольца надо мною будет еще более крепкой. Более гибельной! [...] Кольцо знает путь к моему сердцу: оно будет действовать через жалость, жалость к слабым и желание обрести силу для благих дел."
Размышления Эльронда на этот счет в Ривенделле:
"Подумай о Сарумане. Если кто-нибудь из Мудрых овладеет Кольцом и поразит Властелина Мордора с помощью его же искусства – не миновать ему Сауронова трона. Он займет место поверженного врага и станет новым Черным Властелином. Вот почему Кольцо должно исчезнуть: пока оно в мире, опасности подвержены все – даже Мудрые. Ничто не бывает злым изначально, и сердце Саурона не всегда было черным. Я страшусь брать Кольцо даже на сохранение. А использовать его – тем более!"
Вот еще одна фраза Гэндальфа:
"У Изенгарда против Мордора нет никаких шансов, если только Саруман не получит кольцо....."
Также Фродо предлагал кольцо Галадриэль в Лориэне. Подобная сцена в фильме тоже вполне достоверно передает оригинал.
"Ты отдаешь Кольцо по доброй воле! Вместо Черного Властелина ты возводишь на трон Властительницу. Но я не буду Черной – о нет! Я буду дивной и грозной, как Утро и Ночь! Прекрасной, как Море и Солнце, и снег на вершинах! Страшной, как буря и молния! Я стану сильнее оснований земли. Все будут любить меня и все лягут прахом у моих ног!"
А вот фраза, сказанная Саруманом в Неоконченных Преданиях, "Охота за Кольцом":
"Его у меня нет, и ты про это знаешь. Потому что если бы я владел Им, то вы уже преклонились бы передо мной и признали меня своим владыкой"
Даже в Предисловии к Властелину Колец можно подметить интересную информацию:
«Реальная война не соответствует легендарной ни по ходу, ни по последствиям. Если бы война вызывала или бы направляла развитие легенды, тогда, несомненно, Кольцо было бы использовано против Саурона: он не был бы уничтожен, но порабощен, а Барад-Дур был бы не разрушен, а оккупирован. Мало того, Саруман, не сумев завладеть Кольцом, нашел бы в Мордоре недостающие сведения о нем, сделал бы Великое Кольцо своим и сменил бы самозваного правителя Средиземья. В этой борьбе обе стороны возненавидели бы хоббитов; хоббиты недолго бы выжили даже как рабы».
В Письмах же содержатся очень весомые аргументы и важные сведения касательно обсуждаемой темы:
"...новый владелец мог бы (если бы был от природы достаточно силен и героичен) бросить вызов Саурону, овладеть всем, что тот узнал или сотворил со времен создания Единого Кольца и, таким образом, сверг бы Саурона и узурпировал бы его место".
(с) Письмо 131.
"Из всех прочих предположительно мог одолеть его (Единое кольцо) только Гэндальф: будучи посланником Валар и существом того же чина, бессмертным духом, облекшимся в зримую физическую форму. Возможно, Хранители эльфийских колец (Эльронд и Галадриэль) тоже могли владеть Кольцом и свергнуть Саурона. Однако, вероятно, это лишь мороки кольца. В любом случае Эльронд или Галадриэль стали бы продолжать политику, которую проводил Саурон: они построили бы империю с могучими и полностью зависимыми от них военачальниками, и армиями, и военными машинами, и со временем смогли бы бросить Саурону вызов и уничтожить его силой. Поединок с Сауроном один на один, без какой бы то ни было помощи, даже не рассматривался ими. Однако у Гэндальфа с Кольцом был шанс выстоять. Гэндальф как Владыка Кольца оказался бы куда хуже Саурона. Он остался бы «праведным», но чересчур уверенным в своей праведности. Он бы продолжал управлять и распоряжаться «во благо», во имя выгоды своих подданных, согласно своей мудрости (каковая была и осталась бы велика). Если при Сауроне зло возможно было отличить от добра, то Гэндальф выставил бы добро в отталкивающем виде, уподобил бы его злу."
(с) Письмо 246.
Тома VI-IX "Истории Средиземья" (HoME) обычно рассматриваются как отвергнутые черновики, и в основном так оно и есть. Но, в то же время, мы помним, что Профессор испытывал серьезное давление издательства по поводу сокращения объема «Властелина Колец». Многие фрагменты HoME ничем не противоречат опубликованному тексту, и, вполне вероятно, при более благоприятных обстоятельствах Толкин не отказался бы включить их в опубликованный "Властелин Колец".
Расширенная версия Совета в Минас Тирите, Гэндальф объясняет механизм действия Кольца:
До меня доходил лишь слух об этом. - сказал Имрахиль. - Истинно ли говорят о том, что Единое Кольцо Саурона вновь появилось на свете, и если он снова обретет его, то станет столь же могущественным, как и в Темные Годы?
- Да, это так. - ответил Гэндальф. - Только он будет еще могущественнее и увереннее, чем раньше. Ибо нет больше земли за Морем, откуда может прийти помощь, а те, кто обитает за пределами Запада, не станут вмешиваться, поскольку они уступили Средиземье во владение Людей.
- Но если мы найдем Кольцо и применим его, как оно поможет нам достичь победы? - спросил Имрахиль.
- Оно не подействует моментально. - ответил Гэндальф. - Но если Оно попадет к владельцу могучему или благородному, например, лорду Арагорну, или Наместнику Города, или Эльронду из Имладриса, или даже ко мне - то он теперь станет Властелином Кольца, неуклонно возвышаясь в силе и в жажде власти. Все иные разумы он устрашит или подчинит, и они будут слепо выполнять его волю. Он не сможет быть сражен в бою. Более того: глубочайшие секреты ума и сердца Саурона будут ныне открыты ему, так что Темный Владыка не сможет предпринять ничего, что не стало бы тотчас известно. Новый Властелин Кольца вытянет саму силу и мысль из Саурона, и верность всех слуг его, и они будут служить новому хозяину и поклоняться ему, как богу. Так Саурон будет сокрушен абсолютно и истает в забвении.
Далее Гэндальф рассказывает, что будет, если Кольцо получит Враг:
- Тьма - вот чего я страшусь. И когда тьма пришла, на какое-то время мое отчаяние было глубже, чем Дэнетора. Но тьма, которой должно бояться, не такова, какую мы ныне испытали: ей не понадобятся тучи в воздухе. Она начнет расти в наших сердцах, что почувствуют издалека мощь Владыки Кольца; и она будет расти, пока даже при свете солнца или луны, под крышей дома или под небесами - все не станет тьмой для нас.
Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!