Найти тему

Немного о мотивации: почему детей не пугает перспектива стать дворником

Оглавление
Кадр из м/ф " Пластилиновая ворона"
Кадр из м/ф " Пластилиновая ворона"

"Вот не будешь учиться нормально - не поступишь в институт и станешь дворником!" - многие из нас слышали эти слова от родителей в детстве, а может быть и сами говорили что-то похожее своим детям. Но имеет ли эта "страшилка" именно тот эффект, который мы ожидаем?

Недавно на уроке английского языка я предложила 10-тилетним детям следующее задание: попросила их представить себя через 20 лет и рассказать, кем они работают, где живут, сколько зарабатывают и на что тратят деньги ( акцентировала внимание на развлечениях и хобби). Мне нужно было потренировать будущее время по грамматике и заодно вразумить одного ученика - лентяя, чтобы он задумался, проанализировал и понял, что ко всему в жизни нужно прикладывать усилия. Задание детям понравилось и они принялись мечтать. Каково же было моё удивление, когда в качестве ответов я получила совсем не то, что ожидала!

Кем же видят себя ребята в возрасте 30 лет? Двое детей, серьёзно занимающихся футболом (мальчик и девочка) видят себя успешными футболистами. На вопрос, что они для этого делают сейчас отвечают, что тренируются каждый день и учат английский. Жить будут в других странах, потому что хотят играть за иностранные команды. Зарабатывать будут по миллиону долларов в месяц, а тратить деньги будут на еду, сладости, спортивную одежду и путешествия. Третий мальчик будет программистом. Я знаю, что родители ребенка программисты и его выбор очевиден. Он - лучший ученик в группе и увлекается программированием и робототехникой. Будет жить в России, зарабатывать примерно тысяч 20-30 рублей, а тратить их будет на своих детей, еду, сладости и одежду. Уже сейчас для осуществления своей мечты он учится программированию, создаёт сайты и учит английский и математику. А вот тот ученик, ради которого всё и затевалось, просто пожал плечами и сказал, что не знает, кем он будет. Я стала задавать вопросы, чтобы стимулировать его к ответу, предложив ему альтернативу: жить на пенсию стареньких родителей. Меня порадовала резко-отрицательная реакция. И тут мальчик выдал: " Наверно буду дворником или баскетболистом". Далее ответы были такими: жить будет в России, зарабатывать 30 тысяч рублей и тратить их на еду, спортивную форму и мобильные телефоны. Интересно, что ответ "дворником" никого из ребят не смутил. Никто не стал смеяться, реакция скорее была спокойная. Я решила продолжить и спросила, почему он выбрал эти профессии. Оказалось, что недавно он стал заниматься баскетболом, а профессия дворника ему нравится, потому что у дворника есть снегоуборочная машина и это так здорово - убирать ею снег! А ещё у него есть электрокоса и он не сидит перед компьютером, как его папа, а постоянно что-то делает интересное. Да и зарабатывает много - недавно купил машину. При слове "снегоуборщик" и " машина" дети оживились. Все стали рассказывать про дворников из своих домов, оказалось, что двое ребят знают имена дворников и иногда общаются с ними. Никакого презрения или высокомерного отношения к этой профессии я не увидела.

Безусловно, это говорит о правильном воспитании в семьях. А ещё о том, что детское восприятие вещей очень сильно отличается от взрослого взгляда. Что для взрослых непрестижно или неинтересно, вовсе не является таким для детей. 

Судя по ответам ребят, 20-30 тысяч рублей - это вполне себе много денег, а траты даже при миллионных заработках футболистов ограничиваются в представлении детей в основном едой и одеждой. Детям сложно оторваться от действительности, для них актуальны не машины и драгоценности, а их сегодняшние потребности, поэтому они не могут нарисовать реальную картину своего будущего. Им скорее будут скучны и неинтересны офисные профессии, чем работа с техникой. Дети выбирают профессию по интересу, а не по зарплате и статусу. Пока понятия "престижно-непрестижно" для них размыто, а 30 тысяч - это очень много денег. Поэтому перспектива стать дворником или таксистом их не пугает, они, как правило, даже не анализируют "ужасные" прогнозы взрослых, и они на детей не действуют. Родители из раза в раз прочат своим чадам нерадостные перспективы, но ничего не меняется.

Одно можно утверждать наверняка: перспектива стать дворником или заниматься каким-либо другим физическим трудом за низкую зарплату никак не мотивирует ребёнка учиться лучше. Я ещё ни разу не видела ребёнка и даже подростка, которого бы напугала перспектива стать дворником.

Мотивация должна строится на других вещах, например, интересе ребёнка. Вместо того, чтобы рисовать ему нерадужные перспективы его взрослой жизни, лучше помочь определиться с делом его будущего. Часто дети не понимают, для чего все эти формулы, правила, теоремы и иностранные языки, как они пригодятся ему в жизни ( как это было в случае с моим учеником, который захотел стать баскетболистом, но не учил английский), поэтому внутренней мотивации нет. Тут помогут долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации для подростков. В моём случае я рассказала мальчику, что баскетбольную команду нашего города тренирует иностранец и задала ему вопрос, как же игроки его понимают. Он задумался и робко предположил, что наверно они все говорят по - английски. Думаю, что я заложила почву для размышления в его голову и надеюсь, что в ближайшее время в его отношении к языку произойдут изменения.

Подводя итог, отмечу, что в учёбе самое главное - соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей, но для чутких и искренне интересующихся родителей это не станет проблемой. 

Ваш "лайк" ( палец вверх) поможет развитию канала и вдохновит меня на дальнейшее творчество. Подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях. Спасибо!