Часто в обсуждениях, касающихся управления, руководитель предстаёт носителем власти. Человеком, главная задача которого – навязывать свою волю подчиненным и жестко контролировать исполнение этой воли. Человеком – носителем высшей и неоспоримой истины.
Недавно в выступлении одного известного спикера я услышал даже тезис о том, что сотрудники не важны, так как их легко заменить, а вот руководители незаменимы.
И, к огромному сожалению, многим эта позиция близка. Людям вообще нравится идея доминирования над другими. И многие авторы, дабы завоевать популярность и продать своё обучение, пропагандируют идею о том, что руководитель должен пресекать любые покушения на своё право всегда быть правым. В том числе не допускать критики в свой адрес.
Однако, управление и власть – это вещи разные. Власть, то есть, способность навязать свою волю другим – это только один из инструментов управления. Причём, инструмент, который должен использоваться только в крайних случаях. И только в тех ситуациях, когда по-другому просто нельзя. Наверняка вы помните, как в фильмах о военных иногда после беседы старший офицер говорит: «Это не просьба. Это приказ», тем самым подчёркивая, что вне зависимости от согласия или несогласия подчиненного, он обязан выполнить требуемое. И также можете заметить, насколько редки такие ситуации, ведь если и у руководителя, и у его подчиненных есть общее понимание и задачи, и способов её решения, то применение власти просто не требуется.
Но в таком случае зачем же нужен руководитель?
На самом деле забот и задач у него хватает. И главное, при их решении чаще вспоминать не о правах, как делают многие молодые начальники, да и не только молодые, а об обязанностях.
Так что, руководителю всегда нужно держать в памяти тот факт, что продукт, в создании которого он участвует, создают исполнители. А его роль – обеспечить их такими условиями, в которых они будут работать максимально продуктивно. То есть, руководитель вроде бы и главный, но в цепочке создания ценности он выполняет сервисную функцию.
Чем же руководитель должен снабдить своих сотрудников?
В первую очередь – чёткими и понятными задачами. Собственно, постановка задач – это и есть основная функция руководителя.
Далее, он должен обеспечить сотрудников ресурсами для выполнения задач. Причём, ресурсами как материальными, так и моральными. Именно его задача регулярно обновлять в головах сотрудников смысл той деятельности, которой они занимаются. Это называется работой с мотивацией. И к большому сожалению, количество руководителей, которые прицельно занимаются такой работой, невелико. Многие либо не умеют, либо не хотят. Поэтому им и приходится самоутверждаться за счёт своих людей.
Также в обязанности руководителя входит решение проблем. Ведь сотрудники должны действовать в соответствии с правилами, установленными руководителями и по идее, не имеют возможности самостоятельно их менять. Но часто сами правила разработаны для усредненных условий. И когда меняется ситуация, кто-то должен принять решения о том, как их изменить.
Ну, и конечно для того, чтобы выполнять эти обязанности, руководитель должен создать такую систему взаимоотношений со своими сотрудниками, в которой информация об инцидентах не скрывается, а он может обсудить с сотрудниками любой вопрос, касающийся качества их работы. И вот об этой обязанности многие руководители не только не помнят, но даже не знают. Потому, что слишком увлечены популярными книжками о том, как наслаждаться властью.