Привет, друзья! Я сегодня сдала очередной экзамен в аспирантуре. Поверить не могу!!! Сегодня я вдруг осознала, что после среднеобразовательной школы я уже учусь почти 10 лет. О, как.
В этой связи наберусь наглости смелости поделиться некоторым опытом, как ГОТОВИТЬСЯ и как СДАВАТЬ экзамены, чтобы их действительно сдавать, а не пересдавать.
Про оценку речи не идет, ибо тут все очень по-разному и всегда субъективно.
Я училась по разным шкалам оценки - по обычной 5-ти балльной, по рейтинговой (когда моя оценка зависит от того, насколько хорошо сдала экзамен группа, когда и 90% из 100% может быть тройкой), до 10-ти бальной шкале сейчас.
При любой шкале экзамен можно сдать. Вот об этом и поговорим.
Как готовиться к экзаменам, чтобы их сдавать. Делюсь моими находками за 10 лет коротко
1) ПРЕКРАТИТЬ готовиться в последнюю ночь (это очень стрессово, неэффективно)
Серьезно, прекратите издеваться над организмом. Если в 17 лет это пройдет бесследно, то в 30 - тело быстро скажет: "СТОП, подруга. Так не пойдёт".
В последнюю ночь мало того, что ничего не запомнишь, так еще и не выспишься. Дело даже не в том, что после экзамена все забудется завтра же. Как правило, любой экзамен требует времени, чтобы отлежаться в мозгу. То есть если просто накидать ингредиентов в кастрюлю и залить водой, супа не получится.
Любое обучение чему-то новому - это новая нейронная связь: чем больше нейронных связей образуется в мозгу, тем больше человек узнает нового и дальше от Альцгеймера.
Кто-то помнит, как в детстве мы подкладывали стишок под подушку, чтобы лучше запомнить? Так вот в этом что-то есть! Начитаться до тошноты - и пойти спать.
Мозгу требуется время, чтобы соединить новые нейроны. Так дайте ему это время! Плюс есть научные доказательства, что самый полезный сон с 22:00 до 02:00, в этом время наиболее продуктивно образуются новые нейронные связи.
2) осваивать материал МАЛЫМИ порциями, не торопить себя, не пинать
Изучать новые вещи - это большая нагрузка на мозг и тело в целом. Это как спортивная тренировка! Здесь тоже нужны силы, ресурсы, правильное питание, регулярный сон. Короче, нужно ЗДОРОВЬЕ и бережное отношение к себе.
Мой препод на первом курсе технического вуза говорил нам:
"У нас в России высшее образование необязательно. Чтобы его получить нужно две вещи: 1) крепкое здоровье и 2) большое желание. В остальном мы поможем."
Кажется, что это простое и очевидное правило. НО я НЕ представляла, НАСКОЛЬКО оно крутое. Читая по две страницы в день максимально эффективно (об этом ниже), можно изучить и запомнить НАВСЕГДА гораздо больше, чем если прочесть книгу целиком или прослушать онлайн-курс за один вечер.
3) важно уметь читать ЭФФЕКТИВНО
Учебники - это хорошо. Статьи - это хорошо. Википедия - это прекрасно! Если уметь эффективно читать. Да-да, чтение научной литературы - это активное чтение. В то время, как художественная книга - это про расслабление и комфорт.
Если честно, я больше люблю учиться по учебникам, чем по чьим-то разговорным лекциям или слайдам. Сейчас учеба идет в зуме (с марта 2020 года), так вот я просто ЗАСЫПАЮ под сладкие песни преподов)))) Причем всех преподов)
Ну, я поздно ложусь, днем работаю наизнос, а потом еще вечером что-то там слушать у меня сил нет, я думаю. А, может, просто скуууушшшннооо))
Иногда я беру себя в руки перед очередным зумом, думаю, буду сидеть на жестком стуле, чтобы не уснуть на мягком диване. Какой там! Кемарить начинаю и на этом самом жестком стуле, ахах.
В общем, я люблю читать учебники. Но важно научиться их читать эффективно: не надо сразу бросаться читать от корки до корки.
Сначала я читаю оглавление и сканирую, какие главы надо точно покрыть. Записываю эти главы в тетрадку и после завершения прочтения каждой из них, вычеркиваю оную из списка (для мотивации).
Открывая каждую новую главу сначала пролистываю / просматриваю ее на предмет длины, ключевых понятий. Иногда пролистав главу, я сразу понимаю, что ничего нового из нее не узнаю, и я пролистываю ее. Это сильно экономит время и мозговой ресурс для освоения нового.
Я читаю все книжки, которые читаю, с бумагой и ручкой, делаю краткий конспект руками: мелкая моторика заметно улучшает запоминание и понимание (есть нейробиологическое обоснование, как рука, ручка и мозг связаны).
В магистратуре и аспирантуре я училась и учусь полностью на английском. Это англоязычные программы, когда все предметы читают на английском, экзамены тоже на английском, учебники тоже на английском.
Так вот иногда очень даже любопытно узнать, а как это будет на русском. Зачастую на родном языке лучше доходит.
Наконец, когда прочитала и ни-чер-та не поняла - я смотрю ютуб, просто гуглю Википедию, смотрю статьи на Хабре (где уже кто-то популярно объяснил). Это хорошо помогает услышать тот материал в другой формулировке и понять его наконец.
Например, когда в первую неделю аспирантуры мне дали сложнейший метод, о котором я вообще НИЧЕГО не знала, мне пришлось в короткие сроки изучить ОЧЕНЬ много нового в жизни.
Базу эконометрики, статистики и теории вероятностей я изучила по великому Демешеву на корсере и ютубе. В интересное время мы все-таки живем, ибо самого Бориса Борисовича я вряд ли увижу лично.
4) НЕ знать, как сдают и учатся остальные в группе
Это про сравнение. Когда я корплю и впервые вижу предмет, мне и так горько. А когда рядом Маша / Глаша / Даша сдают на "отлично", то мне еще горше, ибо я - унылое, ну, вы поняли.
Вообще в нормальных вузах, действительно, к приватности относятся сильно внимательнее, чем у нас. Например, в Европе никто не будет развешивать ведомости с оценками по результатам экзамена на весь коридор!!! Это личные данные, это мое личное дело, насколько хорошо я сдала экзамен. У нас же - нет: все напоказ.
Мне сложно хвалить себя, когда я вижу чьи-то еще оценки. Мне проще договариваться с собой, когда я знать не знаю, кто что там учит. Я ВКонтакте, кстати, по этой причине не захожу в нашу группу аспирантскую - там постоянно шум какой-то, суета, кто-то что-то спрашивает: как сдал? кто сдал? что спрашивал? сколько поставили? ЗАЧЕМ????
Мне проще жить в тишине, мне так спокойней.
5) важно снижать важность предмета и явление экзамена: "И без гидролиза можно прожить!"
Эта фраза принадлежит моей школьной учительнице химии - Наталье Петровне Т., благодаря которой я впервые в жизни поняла, что такое интересный предмет и что такое ЗНАТЬ предмет.
Наталья Петровна научила меня не только химии, но навыку расширять горизонт ЗА пределы предмета.
Я поняла для себя, что это всего лишь предмет, который я сдаю и и изучаю в предложенных обстоятельствах.
Быть может, это не идеальные обстоятельства. Быть может, я просто устала. Быть может, мне вообще это не пригодится в жизни.
Ну, сдам экзамен, очередной. А если не сдам, то что? Я - это не мои хорошие или плохие оценки. Я - это больше. А экзамены всегда можно пересдать (да еще и на хорошую оценку!).
Помнится мне, что были в моей жизни пару пересдач - всегда со второй попытки я сдавала на "хорошо" легко.
Также есть маленькая хитрость: лучше всего к экзамену надо готовить любимую тему препода.
Часто препод говорит о ней на лекции, пишет статьи об этом. Конечно, на экзамене он обязательно об этом спросит и заговорит. Лучше что-то другое недоучить, что любимую тему преподавателя хорошенько посмотреть.
Что делать, если завтра экзамен?
Я у меня с этим экзаменом, кстати, похожая ситуация была: я не знала, что экзамен поставили на 15 января! (Все-таки в группу Вконтакте заходить иногда надо :)).
Что делать, если прокрастинация одолела, завтра идти сдавать, а не готов? Тоже есть некоторые секреты. Ставьте лайк, если хотели бы узнать о них!
Кстати, все советы выше - это не только мой личный опыт. Есть интересная книжка "Думай, как математик", в которой девушка-гуманитарий стала программистом и рассказывает, как обуздать гуманитарный мозг и заточить его на технические науки.