Найти в Дзене

Лучшие книги о коллекционерах и закулисье мира искусства

Оглавление

Продолжаем публикацию отрывков из наших замечательных книг, посвященных арт-рынку, миру коллекционеров, кураторов и искусствоведов! Кстати, если вам интересны эти темы, то именно у нас вы найдете уникальные книги посвященные тем сторонам искусства, которые обычно скрыты за кулисами музеев и выставок, которые мы все так любим.

Вот вам подборка книг, которые должны быть в библиотеке у всех, кто глубоко интересуется искусством:

-2

-3

А сегодня читайте отрывок из НОВОЙ книги Филиппа Даверио «Дерзкий музей. Длинный век искусства» - речь в нем идет как раз об истории арт-рынка!

-4

Генезис гениального сдвига

Анри Жерве. Заседание жюри по живописному отделу парижского салона. 1885. Холст, масло; 299 × 419 см Париж, Музей Орсе
Анри Жерве. Заседание жюри по живописному отделу парижского салона. 1885. Холст, масло; 299 × 419 см Париж, Музей Орсе

Арт-рынок не молод. В Новое время его история идет в ногу с развитием и распространением самой живописи. Уважающие себя художественные галереи со штатом профессионалов рождались тогда, когда шквальный рост потребителей искусства сметал систему прямых заказов. Тогда же исчез и непосредственный контакт покупателя с художником. Так происходило в буржуазном Амстердаме XVII века и в аристократическом Париже XVIII века. Когда мания дилетантского собирательства охватила Лондон, то главными очагами его эстетического пиршества стали элитные аукционные дома. С тех пор торговля предметами искусства перемещается в большие города.

Возьмем, например, «Galerie Goupil & Cie» — объединение различных арт-дилеров, основанное в 1850 году с офисами в Париже, Гааге, Лондоне, Брюсселе, Вене, Берлине, Нью-Йорке и даже в Австралии. Первоначально галерея торгует гравюрами, в том числе крупного формата. Ее цель: распространение копий шедевров среди буржуазии. В 1860-х годах в эту фирму как партнер входит Винсент Ван Гог — крестный отец и дядя художника, — инициируя продажу картин и авторских работ. Так возникает первая в истории галерея мирового масштаба.

Или другой случай. В начале карьеры у Пола Дюран-Рюэля (1831–1922), сына арт-дилера, был грозный соперник Жорж Пети (1856–1920), тоже сын маршана ((фр. le marchand) — торговец, продавец). Оба активно торгуют работами представителей всех новых течений и тем, что не продается напрямую в официальных салонах: от импрессионистов до символистов и розенкрейцеров — некогда широко известных мастеров, чьи имена впоследствии канули в лету. При этом Дюран-Рюэль особенно привязан к молодому Клоду Моне. Напуганные войной 1870 года и опасаясь вербовки, оба живут в Лондоне, где Дюран-Рюэль и открывает свою вторую галерею, а третью — в Брюсселе.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Холст, масло; 65 × 55 см Частное собрание
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Холст, масло; 65 × 55 см Частное собрание

Дюран-Рюэль метит выше Пети и становится первым маршаном, которого финансируют банки. Он первым заключает с художниками месячные контракты на содержание, гарантируя им стабильные цены на работы. А если те попадают на аукционы, он покупает работы для поддержки автора. Он первым заводит пресс-офис. И первым же с грандиозной оглаской взлетает на воздух, когда в 1882 году терпит крах его оплот — «Уньон Женераль», консервативный католический банк.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Амбруаза Воллара. 1908. Холст, Масло; 81,6 × 65,2 См Лондон, Галерея Курто
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Амбруаза Воллара. 1908. Холст, Масло; 81,6 × 65,2 См Лондон, Галерея Курто

Дюран-Рюэль распродает остатки картин, надолго застрявшие в продаже с заоблачными ценниками. Однако потом он открывает для себя Америку и понимает, что «американцы готовы не на шутку раскошелиться». Он решает предложить им мастеров самой дешевой тогда ценовой ниши — импрессионистов. Но нью-йоркская выставка (1886) имеет такой мощный коммерческий успех, что определяет взлет цен на эти работы в Европе. Возвратившись на рынок, Дюран-Рюэль играет по-крупному. В 1905 году он организует в Лондоне огромную выставку: 300 картин! Так, триумфально войдя в историю, импрессионисты окончательно утверждаются на пьедестале мировых ценностей. В последние годы жизни Дюран-Рюэль приобрел 12 тысяч их картин. Незадолго до смерти он напишет: «Наконец мастера импрессионизма празднуют триумф наряду с гениями 1830-х. Мое безумие обернулось мудростью. Подумать только, умри я в 60, то умер бы банкротом, по уши в долгах, в окружении неоцененных сокровищ…» И он действительно победил.

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1909–1910. Холст, Масло; 93 × 65,6 См Москва, Государственный Музей Изобразительных Искусств Им. А. С. Пушкина
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1909–1910. Холст, Масло; 93 × 65,6 См Москва, Государственный Музей Изобразительных Искусств Им. А. С. Пушкина

Амбруаз Воллар (1865–1939) принадлежит к следующему поколению торговцев. Он стал прототипом маршана-интеллектуала, открыв свою лавку в 1893 году, еще будучи студентом факультета права. Втянувшись в среду зарождающегося авангардизма, он фанател от зажигательного хулиганства Альфреда Жарри, автора гротескной кукольной драмы «Король Убю», издавал комплекты работ современных художников. Среди них — небезызвестная Сюита Воллара (1930-е) Пикассо. Так Воллар перестал быть просто торговцем — он стал главным героем целой художественной эпохи. Отчасти на него похож итальянец Витторе Грубиси де Драгон (1851–1920) — пропагандист искусства, художник и критик. Вместе с братом Альберто он приехал в Лондон в конце XIX века продвигать творчество представителей итальянской скапильятуры (ит. scapigliato — содружество растрепанных) и дивизионистов. К тому же миру интеллектуалов примкнул арт-дилер Модильяни и раннего де Кирико Поль Гийом (1891–1934). Он начинал простым механиком в гараже, но выдвинулся на арену арт-торговли, открыв Аполлинеру «черное искусство» и организовав культовую выставку этого феномена (1919). Схожим гениальным чутьем обладал немецкий галерист Даниэль Анри Канвейлер (1884–1979) — истинная комета парижского арт-рынка и первый продавец фовистов и ранних кубистов.

Пабло Пикассо. Портрет Даниэля Анри Канвейлера. 1910. Холст, масло; 101 × 73 см Чикаго, институт искусств
Пабло Пикассо. Портрет Даниэля Анри Канвейлера. 1910. Холст, масло; 101 × 73 см Чикаго, институт искусств

Все наши книги ищите на сайте издательства!