Найти тему
Модная лавка 19 века

Самые причудливые чепчики 19 века. Часть 1

Чепчики или чепцы женщины носили с давних времён. Но никогда они не были так роскошны, как в 1820-х и 1830-х годах.

Именно в этот период чепцы стали носить не только дома, но и "на выход". Их надевали даже с вечерними платьями. Не одни дамы в возрасте, как бывало раньше, но и молодые. Только непременно замужние.

На балы такие чепцы не надевали. Надевали на обеды, парадные приёмы.

Isidore Pean Du Pavillo. Женский портрет, 1831 год.
Isidore Pean Du Pavillo. Женский портрет, 1831 год.

Самой популярной моделью чепцов стал чепец «мельничные крылья». Я упоминала о нём в рассказе о моде 1820-х. В таком чепчике изображена Елизавета Ксаверьевна Воронцова на портрете 1823 года.

Именно с 1823 года «мельничные крылья» вошли в женскую моду. И держались в ней больше десяти лет.

Название обусловлено внешним сходством с ветряной мельницей. Лопасти ветряной мельницы расходятся в стороны по кругу. И так же расходятся крылья чепчика под названием «мельничные крылья».

Чепцы шили из кружев или тонкой ткани типа газа, органзы. Отделывали лентами, бантами, цветами, букетиками цветов.

Разумеется, такие чепцы были дорогими. Их можно назвать произведениями искусства.

«Мельничные крылья» завязывались под подбородком, но чаще их просто прикалывали к волосам. Они хорошо ложились на причёски эпохи бидермейер. Этим и объясняется их популярность. А лучше сказать, что чепцы «мельничные крылья» и были придуманы как раз под причёски того периода. Также они хорошо сочетались с пышными рукавами платьев, широкими на плечах.

Дамы так полюбили нарядные чепчики, но порой теряли меру в стремлении украсить их и сделать оригинальными.

Иной раз чепцы смахивают на цветочную клумбу. Или напоминают фантастические головные уборы. Что-то средневековое или из произведений жанра фэнтези.

Портрет неизвестной в зеленом платье. Неизвестный художник, начало 1830-х.
Портрет неизвестной в зеленом платье. Неизвестный художник, начало 1830-х.

Jan Rombauer.  Eleonora Hellner nee Neustadter, 1828 год
Jan Rombauer. Eleonora Hellner nee Neustadter, 1828 год
Александр Григорьевич Варнек. Портрет Тучниной, 1827 год, Россия.
Александр Григорьевич Варнек. Портрет Тучниной, 1827 год, Россия.
Марцин Яблонский, польский художник. Портрет Мелании Собаньской, 1832 год
Марцин Яблонский, польский художник. Портрет Мелании Собаньской, 1832 год

Цветные чепцы встречаются на портретах редко, но три удалось найти.

Дама на первом портрете напоминает фею из сказки - настолько фантастичен её головной убор. Он украшен букетиком ландышей и каких-то ещё небольших цветов.

Иосип Томинц, итальянский художник. Женский портрет, около 1830 года
Иосип Томинц, итальянский художник. Женский портрет, около 1830 года
James Ramsay, Mrs Richard Grainger, 1827 год.
James Ramsay, Mrs Richard Grainger, 1827 год.
Wilhelm Bendz. Portrait of Sophia Vilhelmine Grafin Moltke, 1831 год.
Wilhelm Bendz. Portrait of Sophia Vilhelmine Grafin Moltke, 1831 год.

Это уже не "мельничные крылья", а я даже не знаю, как назвать. Фантастика просто.

Яков Аргунов. Женский портрет, 1830 год.
Яков Аргунов. Женский портрет, 1830 год.
И. У. Линдх. Портрет Софии Маргареты фон Гартман, около 1830 года.
И. У. Линдх. Портрет Софии Маргареты фон Гартман, около 1830 года.

На этом портрете дама, кажется, вот-вот улетит куда-то вместе с головным убором. И она тоже напоминает сказочную фею.

Ян Адам Круземан, нидерландский художник. Женский портрет, начало 1830-х.
Ян Адам Круземан, нидерландский художник. Женский портрет, начало 1830-х.

С изменением силуэта платья и причёски в конце 1830-х изменились и формы чепчиков, они стали меньше и не такими нарядными.

Самые причудливые чепчики 19 века. Часть 2.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился пост. Комментируйте, задавайте вопросы. И не забывайте подписываться на канал.