Рассказывая трагическую историю Елизаветы Валуа, выданной за могущественного испанского короля Филиппа II, и двух ее дочерей - Изабеллы Клары Евгении и Каталины Микаэлы, не могла я не вспомнить и об одном портрете, который заслуживает внимания. Этот портрет разительно отличается от традиционных парадных портретов тех далеких времен. Есть в нем что-то нежное, почти интимное. Художник явно был заворожен женщиной, которая позировала ему. Он желал передать не только ее внешнюю привлекательность, но пытался уловить ее чувства и мысли.
Со времени создания этот портрет оброс многочисленными тайнами которые начинают приоткрываться только сейчас...
История этой картины доподлинно известна лишь с начала 19 века. В 1838 году она числилась в Лувре, затем, в 1853 году, была продана англичанину сэру Уильяму Стерлингу Максвеллу. В 1967 году внучка сэра Уильяма, Энн Максвелл Макдональд, передала ее в дар городу Глазго. В тот период, когда возможности научной экспертизы были далеки от современных, предполагалось, что эта картина, получившая название "Дама в меховой накидке" была написана Эль Греко, талантливым испанским живописцем, жившим с 1541 по 1614 год.
Между тем, в 2014 году, когда картина была одолжена мадридскому музею Прадо, была проведена и масштабная экспертиза. В результате, авторство Эль Греко ставится под вопрос. Тогда ученые решили сравнить "Даму в меховой накидке" с портретами других испанских художников того периода, работавших при дворе короля Филиппа II. Вариантов было не так много: Хуан Пантоха де ла Крус, Софонисба Ангисолла и Алонсо Санчес Коэльо. Последнего и признали автором портрета. Хотя и сейчас не все разделяют это убеждение.
Если с художником все, кажется, понятно, то вопрос о том, кто эта дама, по-прежнему открыт. Впрочем, и здесь есть варианты. Богатство наряда выдает женщину знатного происхождения: меховая накидка из горностая или рыси, платок из очень дорогой полупрозрачной "голландской" ткани прикрывает прическу по моде 80-х годов 16 века - три ряда маленьких локонов, платье едва видно - низкий лиф с декорированным краем и, вероятно, сорочка под ним, на шее - ожерелье, тонкие пальцы унизывают два кольца. Существует две основных версии о том, кто позировал Алонсо Санчесу Коэльо...
Согласно одной из них, это Каталина Микаэла, дочь короля Испании Филиппа II. Семнадцати лет ее выдали замуж, а умерла она в тридцать - в результате неудачных, десятых по счету, родов.
Если это она, то на портрете инфанта еще юна и не предвидит своей участи. Ей должно быть не более 17 лет: родилась она в 1567, а замуж вышла в 1585.
Предлагаю сравнить, тем более, что подтвержденных портретов Каталины Микаэлы достаточно:
Что думаете, похожа? Мне так не показалось, но я могу и ошибаться...И потом, могла ли быть так просто написана инфанта, ограниченная суровым церемониалом испанского двора?
По другой версии, дама с портрета - Хуана де Мендоса, герцогиня Бехар. Известно о ней не так много: в 1595 вышла замуж за мужчину с очень длинным именем - Альфонсо Диего Лопес де Сунига-Сотомайор и Перес де Гусман, родила ему сына Франсиско. Вот, пожалуй, и все. Впрочем, в 1585, она, скорее всего, была еще ребенком - как на портрете ниже:
К сожалению, многим загадкам так и суждено оставаться загадками. Хотя, пожалуй, эту хотелось бы разгадать: женщина на портрете так интересна, что и жизнь у нее, вероятно, не была заурядной.
Информация взята здесь и здесь.
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например про Каталину Микаэлу:
- Или не про нее: Ясноглазая Клара Серена: девочка, которая не выросла