Формально последним русским царём около суток был брат Николая II - великий князь Михаил Александрович. Он не успел короноваться и после мучительных раздумий оставил вопрос о своём вступлении на престол на усмотрение Учредительного собрания. Как складывалась его жизнь до революции. Какой образ жизни он вёл?
Миша Романов родился 22 ноября (4 декабря) 1878 года. Он был любимым ребёнком в семье императора Александра III. Царь позволял ему такие шалости, которые другим детям редко сходили с рук.
Наследником престола в первый раз Михаил стал уже в другое царствование - в 1899 году вследствие смерти от туберкулеза своего брата Георгия Александровича, который был наследником до этого. Он получил значительную долю имущества брата, в том числе обширное имение Брасово. После рождения у Николая II сына Алексея в 1904 году Михаил перестал быть наследником, но получил звание «правителя государства», т.е. регента, на случай смерти императора. Таким образом, если Николай II умер бы по какой-либо причине до того, как его сын достиг совершеннолетия, опекуном племянника и временным правителем был бы Михаил.
Молодой великий князь вёл обыкновенную для петербургского высшего общества жизнь.
В 1908 году он командовал эскадроном кирасирского Её Величества полка, шефом которого состояла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Полк стоял в Гатчине, под Петербургом. Там на одном из полковых праздников великому князю в числе других жён офицеров была представлена Наталия Сергеевна Вульферт. Разгорелся жаркий роман. Наталия Сергеевна была дочерью известного в те годы адвоката С.Шереметьевского. В первый раз она вышла замуж за музыканта С.Мамонтова, во второй - за кирасирского офицера В. Вульферта. Брака великого князя и Н.С. Вульферт категорически не желали ни его брат император Николай II, ни его мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.
Царь, узнав, что великий князь всё-таки намерен жениться, вспылил и отдал краткий приказ: «В черниговские гусары»! Михаил был назначен командиром 17-го гусарского Черниговского полка, стоявшего в Орле. Великий князь убыл во вверенную ему часть, но роман продолжился. По настоянию Михаила ротмистр В.Вульферт согласился на развод. Новость дошла до царской семьи. В июне 1909 года Наталия вынуждена была уехать в Европу. За время разлуки она отправила своему Мише 377 телеграмм. Он тоже ей очень часто писал.
Летом 1910 года Наталия Сергеевна родила великому князю сына Георгия. Вследствие этого 13 (26) ноября 1910 года император Николай II подписал Указ Правительствующему Сенату, который не подлежал обнародованию, в нём говорилось: «Сына состоящей в разводе Наталии Сергеевны Вульферт, Георгия, родившегося 24 июля 1910 года, всемилостивейше возводим в потомственное дворянское Российской Империи достоинство, с предоставлением ему фамилии Брасов и отчества Михайлович».
Но это не успокоило Михаила и он решил действовать против воли царя. Вступить в церковный брак с Наталией Сергеевной великий князь мог только за границей, в России церковь была под контролем царя и никогда бы не решилась одобрить такое супружество. В 1912 году Михаил Александрович и Наталия Сергеевна уехали в Вену, там великий князь собирался совершить глубоко законспирированный обряд венчания. Но Николай II знал о намерении брата и учредил за ним строжайший надзор. Заграницу был специально командирован генерал-майор корпуса жандармов А.В.Герасимов. Всем российским посольствам, миссиям и консульствам предписывалось оказывать ему всяческое содействие вплоть до «ареста лиц» по его указанию. Однако великий князь действовал с крайней осторожностью. В Вене он нашел сербского православного священника, чтобы заключённый брак не подлежал расторжению Святейшим синодом, и в величайшей тайне обряд был совершён. Вступив в этот брак, Михаил нарушил законы Российской Империи. Гнев Его Величества Николая II вылился в запрещение «своевольному брату» въезжать в пределы России. В связи с этим шифрованная жандармская телеграмма свидетельствовала: «Граф Брасов (один из титулов Михаила) очень удручён и никуда не выходит».
15 (28) декабря 1912 года царь подписал указ Правительствующему Сенату о передаче в опеку имущества Михаила Александровича Романова, 30 декабря (12 января) с него было снято звание «правителя государства». Михаил был вынужден жить за границей, как частное лицо.
Чувствуя близость войны, в 1913 году из Австро-Венгрии он вместе с семьёй переехал в Англию и поселился в замке Небуорт, недалеко от Лондона. Только начало войны и вмешательство простившей сына матери смягчило Николая II. В 1914 году Михаил с женой и сыном через скандинавские страны перебрались в Петероград, в сентябре 1915 года опеку с имущества сняли, в том же году Наталии Сергеевне и её сыну Георгию пожаловали титул графини и графа Брасовых.
Михаил Романов в чине генерал-майора отбыл на фронт, где командовал сначала так называемой «дикой дивизией», а позднее 2-ым кавалерийским корпусом. За отличия в боях 14-15 января 1915 года он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. А 2 июня 1916 года произведён в генерал-лейтенанты.
Некоторые склонны обвинять Михаила в закулисных интригах против царствующего брата, так ли это судить компетентным исследователям. Но документы свидетельствуют, что если, кто и был способен на интриги то, это жена великого князя графиня Брасова. Сам Михаил был слишком мягок и деликатен для этого.
Вот как характеризовал своего командира полковник А.А.Мордвинов: «Многим Михаил Александрович казался безвольным, легко попадающим под чужое влияние. По натуре он действительно был очень мягок, хотя и вспыльчив, но умел сдерживаться и быстро остывать. Как большинство, он был также неравнодушен к ласке и излияниям, которые ему всегда казались искренними. Он действительно не любил (главным образом из деликатности) настаивать на своем мнении, которое у него всегда всё же было, и из этого же чувства такта стеснялся и противоречить. Но в тех поступках, которые он считал — правильно или нет — исполнением своего нравственного долга, он проявлял обычно настойчивость, меня поражавшую». Будучи самым богатым из великих князей Михаил был крайне скромен и непритязателен. А.А.Мордвинов писал: «Деньгам для себя лично он не придавал никакого значения, совсем плохо разбирался в относительной стоимости различных вещей и оставался совершенно безучастным ко всем докладам, говорившим об увеличении его материальных средств».
Хаос и суета февраля 1917 года заставили Михаила Александровича в числе других великих князей сделать ряд шагов, побуждающих Николая II срочно предпринять меры по смягчению режима, но было поздно. Случилась тёмная история с отречением, и Михаил вдруг оказался на шатающемся императорском троне, после чего у него началась уже совсем другая и недолгая жизнь.
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки