Когда мы анализируем акцию на предмет покупки, мы анализируем её как часть компании!
Соответственно, нам нужно анализировать саму компанию, чтобы понять стоит ли становиться её владельцем.
Качественные характеристики: информация о компании, о её конкурентах, её продуктах и т.д.
Количественные характеристики: отчётность компании, коэффициенты − другими словами − цифры!
Информация о компании
- Вид деятельности
- Конкурентное преимущество на рынке
- От чего зависит деятельность компании
- Как компания себя ведёт в экономические циклы/кризисы, рецессию
- Продукция компании
- Чем компания занимается, как долго она на рынке
- От каких факторов зависит деятельность компании (например нефтяные компании напрямую зависят от цен на нефть)
Анализ отчётности компании
Публичная компания (у которой есть акции на рынке), обязана публиковать свою отчётность. Это и есть одно из правил размещения на бирже. Они публикуют свои отчёты, даже если они плохие.
Всего у компании 3 отчёта:
1) Отчёт о доходах
2) Баланс
3) Отчёт о движении денежных средств
Компания публикует отчётность раз в квартал и раз в год!
Квартальная отчётность − важнее, когда мы смотрим на компанию внутри года; к концу года − важна ежегодная отчётность и отчётность за последний квартал.
Для чего нужно хоть немного разбираться в отчётности?
Чтобы понимать, как у компании обстоят дела с прибылью, долгами, кредитами и свободными деньгами (наличкой).
Чтобы можно было интерпретировать или считать коэффициенты.
Отчётность компании
Существует несколько стандартов отчётности:
1. РСБУ − Российские стандарты бухгалтерской отчётности − больше предназначен для налоговых органов.
2. МСФО − международные стандарты финансовой отчётности, которые больше всего полезны для инвесторов/акционеров.
3. US Gaap − Американские стандарты бухгалтерской отчётности.
Отчёт о доходах
Валовая прибыль = выручка - себестоимость продуктов/услуг
Чистая прибыль = прибыль с вычетом налогов
Словарь к отчёту о доходах и расходах
Чрезвычайные статьи − непредвиденные расходы и доходы.
Амортизация (бухгалтерия) − перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг).
(Активы = Пассивы) или (Активы = Капитал+Обязательства)
Активы отвечают на вопрос "Чем являются средства?"
Пассивы отвечают на вопрос "Кто вложил эти средства?"
Капитал = Активы − Обязательства
Активы компании − имущество компании, деньги компании (всё что идёт плюсом)
Обязательства компании − всё, что компания должна отдать кому-то.
Капитал компании − вложения собственников и прибыль.
Словарь к балансу
Оборотные активы − текущие(до 1 года), внеоборотные − долгосрочные(больше 1 года).
Вексель − долговая расписка, тот кто выпустил вексель взял долг у того, кто сейчас купил вексель; вексель гасится (возвращается к эмитенты) и долг возвращается.
Гудвил − репутация фирмы, патенты, бренд и т.д. (актив, который нельзя потрогать).
Запасы, Товарные запасы, Товарно-материальные запасы (ТМЗ) − это текущие активы, предназначенные для продажи, созданные в ходе обычной деятельности предприятия. Земля и другое имущество, если они приобретены и предназначены для перепродажи, также относятся к запасам.
Где смотреть отчёты? здесь
На что обращаем внимание при анализе компании, на примере Роснефть:
Роснефть —> профиль (сведения о компании) —> новости и аналитика (чтобы знать все актуальные новости) —> отчёты (годовой и квартальный) —> отчёт о доходах: чистая прибыль (смотрим какая была до этого и как менялась) —> баланс (обязательства + капитал, должно быть равен активам, если акционерный капитал минусовой, значит компания делает что-то не так, значит обязательств больше чем активов) —>денежные средства и краткосрочные вложения (то сколько ликвидных денежных средств есть у компании). На денежный поток внимание не обращаем.