Царь Борис Федорович Годунов.
Были и до него единичные случаи, когда русские люди учились за границей. Так, первопечатник Иван Федоров обучался в Краковском университете; сохранилось упоминание о некоем молодом человеке (имя до нас не дошло), который в XVI веке поехал учиться в Германию.
Но официально, от имени царя, молодых людей за границу на обучение впервые отправил Борис Федорович Годунов (1598-1605 гг.).
Впервые официально отправил молодых людей на обучение за границу царь Борис Федорович Годунов (1598-1605 гг.).
В 1602 году молодые дети боярские (дворяне) "Микифорка Олферьев сын Григорьев, Софонко Михайлов сын Кожухов, Казаринко Давыдов и Федька Костомаров" (4 человека) по приказу царя Бориса были отправлены в Англию для обучения в английских университетах и колледжах (Кембридж, Оксфорд, Итон, Винчестер). Отправлялись они морем из Архангельска. Помимо Англии, еще несколько учеников были отправлены в Германию (в город Любек) и во Францию. По свидетельству очевидца Конрада Буссова, всего было отправлено заграницу 18 человек, по 6 в каждую страну - "учиться языкам иноземным".
По свидетельствам современников, за границу (в Англию, Германию, Францию) Борисом Годуновым было отправлено 18 молодых людей для обучения иностранным (европейским) языкам и наукам.
Возможно, цифра 18 преувеличена, в реальности учеников было меньше. Так, в Англию, совершенно, точно, поехало четверо; в Германию, судя по документам Посольского приказа, пятеро; правда, шведский посол Петрей сообщал, что еще какие-то ученики были отправлены также и в Стокгольм.
Зачем это понадобилось Годунову?
Для обучения языкам и наукам. Так, перед отправкой учеников от Посольского приказа в Германию, тем наказывали учить прежде всего латынь и немецкий, дабы служили потом в Посольском приказе.
Дипломатическая служба в первую очередь требовала знания иностранных языков, а у русских дипломатов XVI-XVII веков оно было, к сожалению, малоудовлетворительным. На переговорах переводили толмачи (переводчики), и нередко в пользу чужого посольства...
А между тем рубеж XVI-XVII вв был сложным, интересным временем. Преодолевается замкнутость русской культуры, учащаются контакты России с Западной Европой.
При дворе молодые дворяне понемногу начинают носить европейскую одежду.
Временами одевался по-европейски сам Борис Федорович Годунов. Правда, он не был столь радикален, как будущий царь Петр, на приемах и выездах был в традиционном "царском платье".
Новое время требует новых знаний. Как и его предшественники-московские цари, Годунов приглашает в Москву иностранцев - инженеров, военных, врачей. Мечтой Бориса Годунова было открытие в России университета. В 1600 году Годунов дал поручение немцу на русской службе Иоганну Крамеру подобрать в Германии и привезти в Москву для преподавания специалистов по разным наукам (своих, увы, на тот момент не было).
Мечтой Бориса Годунова было открытие в России университета.
Но планам царя воспротивилась церковь. Грех латинства; "разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви,.. неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам", - вот мнение духовенства в передаче русского историка Н.М. Карамзина. К слову, при посылке дворян заграницу было условие: студенты за границей могут исповедовать свою веру (православие), и к чужой вере их не принуждать.
Годунов решил воплотить свой план по-другому: обучать нашу русскую элиту европейским наукам и языкам за границей.
Ну, а дальше... Дальше была Смута. В апреле 1605 г. Борис Годунов скончался царь. Как-то очень "вовремя": в мае того же года Москву входил с польским войском Лжедмитрий I. Есть мнение, что был отравлен. Про студентов за границей забыли.
Вспомнили о них в Посольском приказе много позже, в правление царя Михаила Федоровича Романова. Вновь понадобились дельные образованные люди.
Начался розыск. О "французских" студентах не было никаких сведений, о "немцах" кое-что было - так, в 1606 г. на них жаловались (писали в Посольский приказ) любецкие бургомистры, что-де науки они слушали плохо, двое вообще сбежали; но ни о сбежавших, ни об оставшихся никто ничего не знал.
А вот "англичан" нашли. Эти четверо к тому времени устроились на чужбине. Федор Костомаров стал королевским секретарем и служил в Ирландии, Назарий Давыдов и Афанасий Кожухов являлись представителями Англии в Индии. Интересна судьба Никифора Алферьева. Он выучился на бакалавра в Оксфорде, жил в Лондоне, поменял веру и стал священником англиканской церкви. Как в Посольском приказе докладывали, "неведомо по какой прелести в попы попал". (не будем строить догадок. Известно, что никто его не принуждал менять веру. Может, увлекся).
Правительство Михаила Федоровича неоднократно посылало в английский парламент послов и требовало выдачи этих, так сказать, "невозвращенцев" (Алферьева даже пытались похитить!). Английская сторона никого не бы выдала. Что касается "отступника от веры" Никифора Алферьева, то король Яков I Стюарт взял его под защиту: ну не может он арестовать и выдать викария за то, что тот исповедует одну с ним веру.
Тем и закончилось. К слову, викарий Никифор Алферьев имел в Англии восьмерых детей и прожил до 1660 года Лондоне, а скончался в почете и уважении.
Что было бы с этими людьми, вернись они в Россию? Более-менее ясно с одним - священником: за отступление от веры ему в России грозило сожжение.